Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации.
РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономных областей, автономных округов.
К РФ закрепляет равноправие субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ устанавливается К РФ, ФЗ и др. НА. Субъекты РФ принимают Конституции и Уставы, законы и иные НПА, все они не должны противоречить К РФ.
Субъекты сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 К РФ. Равноправие субъектов находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федерации ( по 2 представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государ.Совета РФ кот. состоит из руководителей высших исполнительных органов гос.власти всех субъектов РФ. Не имеют право сецессии (ст. 71-73 К РФ); не имеют суверенитета.
Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов гос.власти, кот. создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России. До принятия ФЗ субъектов РФ вправе осуществлять по вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего ФЗ законы и иные НПА субъектов РФ в 2х месячный срок приводится в соотве-и с принятым ФЗ.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой гос.власти. ФЗ не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ. Отдельные полномочия органов гос. власти субъектов РФ может быть временно возложены на федеральные органы гос. власти/ должностных лиц, назначаемых федеральными органами гос.власти ; в случаи:
1) Чрезвычайные ситуации, когда органы гос. власти субъектов отсутствуют и не могут быть сформированы.
2) Возникновение в следствии решений, действий (бездействий) органов гос.власти субъектов РФ просроченные задолженности по исполнению долговых (бюджетных) обязательств.
3) При нарушении органами гос. власти субъектов РФ К РФ и др. федер.НПА.
Если орган гос. власти субъектов РФ полагает, что ФЗ и иные НПА соот-т К РФ, то спор разрешается Конституционным Судом РФ. Субъекты РФ имеют свою правовую систему в кот. входят конституции уставы, законы, подзаконные акты, но они должны соответствовать К РФ и ФЗ.
Правовой статус субъектов РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Субъекты РФ обладают своей территорией, кот. явл. частью территории РФ. Границы между субъектами РФ может быть изменены только через их взаимное согласие.
Система органов госуд.властиустан-я S федерации самостоятельно.
Но есть конституционное требования:
1) чтобы эта система соответствовали основам констит. строя РФ (принцип разделения властей и др).
2) система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов гос. власти, устанав-х ФЗ.
S РФ вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи.
РФ координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ. ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
Многие субъекты РФ заключили торгово-экономич. и финансовые соглашения с зарубежными странами. ФЗ «О международных договорах РФ» между-й договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъектов РФ, заключается по согласованию с органами гос. власти заинтересованного субъекта РФ
Особенности правового статуса республик. В отличие от др. субъектов РФ республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не явл. суверенной, республики самостоятельны только в рамках федеральной Конституции. Изменить свой статус республика может только с согласия РФ.
К РФ не закрепляет право выхода республик из состава РФ. Конституции республик должны соответ-ь К РФ. Границы республики не может быть изменены без ее согласия. Республики самостоятельны в определении своих госуд. языков.
В республиках, где больше 50% населения составляет 1 титульная нация закреплено двуязычие. Республики самостоятельно утверждают свою гос. символику – герб, флаг, гимн, столицу. Право собственности на объекты.
Особенности правового статуса автономий. Постановление КС РФ от 14 июля 1997 г. №12- П. В РФ входят 1 автономная область – Еврейская и 4 автономных округа.
Еврейская автономная область входит в РФ непосредственно, автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в РФ непосредственно- через др. органы субъектов РФ. Некоторые автономные округа объединились с областями краями, образовав новые субъекты РФ. К РФ устанавливает, что по предложению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономных округов может быть принят ФЗ о автономной области, автономных округах.
Автономный округ может входить в состав края области. Округ как и край и область может рассматриваться как самостоятельный субъект. Округ регулируют свои отношения с краем областью на основе ФЗ и договором между органами гос.власти.
По предметам исключительного ведения полномочия осуществляются округом самостоятельно.
Автономные области и автономные округа в равной мере со всеми субъектами РФ представлены в Совете Федерации, а также избирают депутатов в ГД.
Чукотский автон.округ входит в состав РФ напрямую, оставшиеся автономные округа находятся в составе др.субъектов. Тюменская область, Архангельс. Область- особенность: они продолжают явл. субъектами РФ, округа находятся в составе областей – 2-е подчиняются Перме. Заключаются договоры между областью и автономным округом, также создаются ФЗ. Имеют право на государственный язык. Автономные округи: Ханты- Мансийский, Ямало- Ненецкий, Чукотский.
Население автономного округа в составе области имеет право принимать участие в выборах органов госуд.властисоответст-й области.