Российское государство и его конституционные характеристики

Конституционные характеристики РФ раскрывают публично-правовой образ России. С их помощью государство позиционирует себя внутри страны и на международной арене. Конституционные характеристики можно считать стандартами и ориентирами, которым общество и государство должны стремиться в их развитии (ст 1,7,14).

Характеристики:

1.Федеративное государство- сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц (субъектов), органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных публичных учреждений.

Принципы:

-равноправие субъектов

-государственная целостность РФ

-единство системы государственной власти

-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

-равноправие и самоопределение народов.

2. Республиканская форма правления. Выборность главы государства и сменяемость.

3. Демократическое государство- это государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, а также общепризнанным правам и свободам человека.

Признаки:

-реальная представительная демократия (осуществление власти народом через выборные органы, решения публично-властные принимаются большинством с учётом мнения меньшинства)

-обеспечение прав и свобод человека. Только в условиях демократического режима права и свободы личности становятся реальными. Режим законности исключает произвол силовых структур.

4. Правовое государство.

Признаки:

-верховенство права и закона (верховенство правового закона)

-приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности

-принцип разделения властей

5. Социальное государство- это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи.

Свободное развитие- основанное на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе (получить образование, достойный заработок, возможность содержать семью и т.д).

Таким образом цели социального государства:

-обеспечить тех, кто сам себя обеспечить не может

-дать возможность трудоспособным лицам обеспечить себя самостоятельно.

6. Светское государство- это такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Такое государство не дает никакой религии ранга государственной, т.е официально поддерживаемой государством и оказывающей влияние на осуществление его политики. Государство дает гражданам свободу выбора вероисповедания или отказа от него.

Государство:

-не вмешивается в определении гражданина своего отношения к религии

-не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти или органов местного самоуправления

-не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству

-обеспечивает светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Религиозные объединения:

-не выполняют функции органов государственной власти и органов местного самоуправления

-не участвуют в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления

-не участвуют в деятельности политических партий

Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Государство должно одинаково относиться ко всем конфессиям законно действующим на его территории.

19.Народовластие (суверенитет народа) как основа конституционного строя РФ

Ст. 3 Конституции РФ гласит:

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Народ здесь понимается как единый неделимый субъект — источник права. Воля народа, выраженная в соответствующих юридических формах, является единственным и подлинным базисом государства, от нее исходят критерии на устройство государства и формы государственной власти.

Осуществление власти народа реализуется в двух формах — непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Под референдумом как формой народовластия подразумевают утверждение (или не-утверждение) путем тайного голосования граждан России властных решений, документов, согласие (или несогласие) с тем или иным действием парламента, главы государства или правительства. Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, а также ряда других обстоятельств. Юридическая форма референдума — это одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления и народовластия.

Другая форма народовластия — это свободные выборы или участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления также путем тайного голосования.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, которое обеспечивает выявление подлинной воли народа. Опосредованное народовластие осуществляется через органы государственной власти и органы самоуправления.

Конституция РФ устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Наши рекомендации