Принципы и функции права. типология права
Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи, определяющ. и выражающ. его сущность.
Общие принципы: 1. Принцип соц. свободы - свобода в выборе места жит-ва, профессии, форм труд. деят-ости. 2. Принцип соц. справедливости – соответствие между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.3. Принцип демократизма – принадлежность всей власти народу. 4. Принцип гуманизма – гарантия естеств. прав человека, обеспечение чести и достоинства каждой личности. 5. Принцип равноправия – равенство всех перед законом. 6. Единство юрид. прав и обязанностей – права и свободы человека сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями. 7. Сочетание убеждения и принуждения в праве – строгая индивидуализация юрид. ответственности, учет св-в личности правонарушителя. 8. Принцип ответственности за вину – юрид. ответственность возникает только при совершении правонарушения, предусмотр. в законе, и наличии виновного. 9. Принцип законности – иерархия НПА по юрид. силе, верховенство закона. 10. Принцип правосудия – признает вину и назначает наказание только суд. 11. Принцип уважения прав и свобод человека – гарантированность и незыблемость закрепл. в Конституции прав и свобод человека и гражданина.
Функции права – это основные направления правового воздействия на обществ. отношения и поведение людей.
По внешнему критерию: - политическая (регулиров. обществ. отношений) - экономическая (регулиров. экономич. отношений) - социальная (правовое обеспечение соц. защиты населения) - экологическая (охрана окружающей среды) - воспитательная (убеждение населения в справедливости существ. общественного строя и утверждение высоких нравственных начал посредством правовых норм)
По внутреннему критерию: - регулятивная (обеспечение упорядоченности общественных отношений); - охранительная (охрана предусмотренных правом отношений, вытеснение опасных отношений для общества)
Правовое регулирование общественных отношений
Основоположники теологической теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Формы (источники) права
формы права-способы закрепления и признания гос.воли в нормах права и придания им общеобяз.хар-ра.
выделяют сл.виды форм права-нормативный правовой акт,судебный прецедент,правовой обычай,дог0р нормативн. содерж-я,юр.доктрина,религиозн.тексты,общ.принципы права.
Правовой обычай-правило поведения,сложивш.вследствие фактич.его применения в теч.длит.периода,в случае если такое правило одобряется и санкционир.гос-вом,то оно выступает в кач-ве нормы права.Виды обычаев(обычаи в дополн-е к закну;обыч. кроме закона;обыч.против закона).Суд.прецедент-решение суд иои админ.органа,кот.служит образцом для разрешения аналогич.случ-ев и стало юр.правилом.Дог-р нормат.содерж-соглаш.двух или боее сторон по урегулир какой либо жизн.ситуации,содерж.правило общ.хар-ра.Нормат.правовой акт-правила повед-я,издаваемые уполном-мы на то органами гос-ва,имеющ-е общеобяз.хар-р.Обеспеч-1.стого фиксир-е содерж-е правовых норм,что помогает подводить един.гос политику,осущ.законопорядок.2 можетоперативно быть изменен. 3охраняются гос-вом.4обесп.эффект.функционир-е структурных эл-в механизма гос-ва,кот.имеют правотворческие полномочия .организ.работу гос.аппарата.Юр.доктрина-сис-ма науч.знаний,выраб.способы устан-я и реализ.права.Религиозн.тексты-правила повед-я,выраб.различ.вероисповед,содерж-ся в источниках,не имеющих офиц юр.знач-я.общие принципы права-выступ в кач-ве источ-ка в праве ЕС.Часть о.п.п закрепл в законодат.порядке.Бел.правовая сис-ма права склад.как сис-ма писанного права(нормат.дог-р,нормат.акт,правовой обычай)ведущ место в Бел-норм.правовой акт.
25. Социальные нормы общества: понятие, признаки и виды
Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм: моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла; религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала;
корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях; обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение; ритуалы и обряды (символические действия); а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.
Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам.