Условия и задачи формирования идеологии белорусской государственности
Идеология относится к тому кругу явлений, в котором все связано с интересами и все затрагивает интересы людей. Более того, идеологию чаще всего и определяют как систему взглядов, отражающую коренные интересы и ценности индивидов, социальных групп и других сообществ, включая государство. Такая специфика идеологии подчеркивает ее и важность и сложность. Важность идеологии определяется ее значимостью для достижения интересов людей. Сложность – в ее связи с восприятием окружающего мира. А восприятие бывает разным. И не удивительно, что в социально неоднородном обществе существуют и разные идеологии.
Долгие годы, десятилетия и даже столетия выбор идеологии осуществлялся главным образом в рамках трех великих политических теорий: консерватизма, либерализма и социализма. Многим сторонникам каждой из этих идеологий и сегодня еще кажется, что их идеология – наилучшая. И тогда вопрос о лидерстве той или иной идеологии напрямую связан с соотношением борющихся сил и с классовой борьбой. Кто сильнее, тот и побеждает. Кто слабее – проигрывает. Как в джунглях.
Конец ХХ века качественно меняет эту ситуацию: философия войны должна уступить место философии мира. Идеология разрушения должна смениться идеологией созидания. В справедливом демократическом обществе не должно быть победителей и побежденных. Человек должен иметь право на счастье. Каждый индивид имеет свой кусочек правды, свою частицу истины, свою долю собственности и власти. И никто не должен иметь всю истину, всю собственность, всю власть.
Единственным гарантом такого положения вещей является государство. Само возникновение государства в истории было ответом и попыткой примирить людей, создать атмосферу мира и созидания. Но лишь в наше время появилась возможность решения этой задачи. Одним из условий ее реализации является наличие жизнеспособной идеологии государства и его политического руководства или, как иногда говорят, “партии власти”. Однако никакого автоматизма в этом вопросе нет.
Современную научную идеологию создать нелегко. Причин тому немало. Можно выделить ключевые.
Первая связана с общемировыми процессами. Даже окончание холодной войны не принесло уменьшения нищеты, военных конфликтов, улучшения среды обитания, снижения конфронтации. Достаточно вспомнить расширение НАТО на Восток, не имеющее никакой иной мотивации, кроме как стремления унизить побежденного и сохранить доходы военно-промышленного комплекса США и других стран Запада.
Еще одна причина – это те колоссальные трудности, в которые ввергнуты народы бывшего СССР. Как отмечено в докладе ООН о развитии человека за 1997 г., “ожидалось, что переход к рыночной экономике вызовет потрясения, но никто не предполагал, что это обернется такой катастрофой” (Доклад ООН о развитии человека за 1997 г. – Нью-Йорк, 1997, С. 80).
Великие идеологии прошлого – консерватизм, либерализм, социализм – внесли, каждая по-своему, важный вклад в историю человеческой цивилизации. Вместе с тем они запутались в противоречиях между экономической эффективностью и социальной справедливостью, гегемонизмом и равноправием и, наконец, между экономикой и экологией. От них необходимо отказываться, потому что они не дают пропуска в XXI век, не отвечают коренным потребностям народов, во всяком случае в их нынешнем виде.
В истории мирового сообщества 90-е годы ознаменовались рядом событий, во многом определяющих судьбы человечества в XXI веке. Из их числа можно выделить важнейшее – принятие ООН концепции устойчивого развития. Отдельным проблемам этой концепции были посвящены конференции ООН в Рио-де-Жанейро, Каире, Копенгагене. В русле устойчивого развития заключаются многочисленные международные договора и соглашения. Само словосочетание “устойчивое развитие”все больше и больше приобретает идеологический оттенок, вытесняя традиционные определения “социализм” или “капитализм”. За этим словосочетанием все более явственно проступают контуры будущего общества, к построению которого стремятся многие страны Севера и Юга, Запада и Востока. Можно даже отметить, что движение к устойчивому развитию уже приобрело необратимый характер, несмотря на то, что для его реализации еще имеется много нерешенных теоретических и прикладных проблем.
Республика Беларусь постепенно втягивается в это международное движение, о чем свидетельствуют ее международные договоры, в том числе и с Россией, где прямо указывается основа сотрудничества – “устойчивое развитие”. Кроме того, уже в течение трех последних лет в Республике Беларусь выпускаются отчеты о развитии человека в соответствии с новыми подходами ООН, состоялась международная конференция по устойчивому развитию, изданы соответствующие материалы.
Вместе с тем в прочтении новых подходов зачастую не совсем точно делаются те или иные акценты. Поэтому прежде всего необходимо обозначить те глобальные проблемы, на решение которых направлена новая международная стратегия и которые накладывают отпечаток на развитие всего мирового сообщества.
Во-первых, это расширение масштабов нищеты. По данным доклада ООН о развитии человека за 1997 г., ежедневный доход 1,3 млрд. человек составляет менее 1 доллара США. В странах СНГ 120 млн. человек живут ниже черты бедности.
Во-вторых, это углубление тенденций социального неравенства как между странами, так и внутри отдельных стран. Доля 20 % беднейшего населения мира в общем объеме доходов составляет 1,1 %, что в 78 раз ниже доходов 20 % наиболее богатой части. Для сравнения, в 1960 году данное соотношение было 1:30, а в 1991 году – 1:61. Стала усиливаться социальная поляризация даже в развитых странах, в странах СНГ она достигает недопустимых масштабов.
В-третьих, это поступательное приближение экологической катастрофы. Более чем у миллиарда человек в настоящее время нет доступа к безопасной воде. Повсеместно стоит проблема утилизации отходов, сохранности лесов и чистоты атмосферы.
В-четвертых, это сокращение темпов продуктивности сельского хозяйства при увеличении темпов прироста населения. В период с 1950 по 1984 гг. рост продуктивности мирового сельского хозяйства достигал 2,6 … 3 % в год. После 1984 года рост составлял менее 1 % в год. В настоящее время около 840 миллионов человек голодают или стоят перед проблемой продовольственной безопасности.
В-пятых, это надвигающийся энергетический кризис. Подсчитано, что мировая потребность в первичной энергии в 1992 году составляла 11 млрд. единиц условного топлива. К 2025 году эта потребность может увеличиться в 2,5 раза, а к 2050 году – почти в 4 раза. При этом отмечается, что ископаемые источники энергии, такие, как нефть, газ и уголь, близки к своему полному исчерпанию.
В-шестых, это повсеместное уменьшение безопасности людей от терроризма, организованной преступности, коррупции, наркотиков, различных болезней, которые не знают государственных границ.
Эти и многие другие угрозы человеку заставили мировое сообщество признать, что новая система всеобщей безопасности должна строиться на основе развернутого международного сотрудничества, а не за счет противостояния военной силы различных блоков. Этой мыслью проникнута вся идея устойчивого развития.
Современный исторический опыт и конкретные факты из жизни мирового сообщества свидетельствуют о том, что концепция устойчивого развития претендует на роль глобальной идеологической установки. Однако в конкретных условиях она требует определенной адаптации, и идеология устойчивого развития для Республики Беларусь должна отвечать ряду основополагающих требований. В их числе:
Идеология политического руководства должна объединять, а не разъединять людей. В этом смысле идеологию можно определять и как ценностный консенсус, согласие граждан по ряду фундаментальных вопросов человеческого бытия – права на жизнь, на труд, на достойное вознаграждение за работу, на образование, на свободную деятельность и свободное творчество, недопустимость дискриминации ни по каким основаниям, личную безопасность.
Идеология должна быть реалистической. Она должна, насколько возможно полно, учитывать реальное состояние природы, ресурсов, общества, индивидов. Не надо ставить нереальных задач. Надо учиться и у ближнего, и у дальнего зарубежья, но оставаться самими собой. Жить в мире с природой и людьми.
Идеология должна быть оптимистической. “Дать будущее нашим детям!” К этому исконно стремился наш народ. Но сегодня это трудно, как быть может, никогда раньше. Дело в том, что, как никогда, велики требования, предъявляемые к молодым людям на “рынке труда”. Можно, конечно, пойти по пути деиндустриализации, стать всем: либо “челноками”, либо добывать хлеб насущный с помощью лопаты, а то и разбоя. Но что это будет за общество и куда оно придет? Иного пути подъема, кроме использования образования, науки, техники, нет и не будет.
Идеология должна быть гуманной, человеколюбивой. Недопустимо вновь создавать классы, будь то "новых русских" и "белорусских", господ и слуг. Это будет неофеодализм, новое крепостничество. К сожалению, в мире этих симптомов неофеодализма стало слишком много. Псевдосвобода стала порождать все новые цепи зависимостей: от нужды, от безысходности, отсутствия возможности работать по профессии, от наркомании, международных монополий, новых эксплуататоров, преступных кланов.
Новая идеология -- это идеология культуры. Слишком опасен антипод культуры – мракобесие, опускание человеческого бытия до уровня нескольких животных рефлексов. Это замечательно, что мы захотели приобщиться к западной культуре. Но, по образному выражению дальновидных зарубежных аналитиков, мы, очевидно, “перепутали краны и вместо чистой воды подключились к канализации”.
Еще одно требование к идеологии – народность и научность. Это верно, что национальная идея, идеология государственности рождаются в гуще народной жизни. Но верно и то, что свое развитие, усовершенствование и, наконец, переложение на язык учебников, программ как школьных, так и государственных, она получает через сферу образования и науки. Это значит, что идеология должна оплодотворяться самыми современными достижениями в области естественных, технических и, разумеется, общественных наук.
Идеология должна быть политически нейтральной и этим обеспечивать преемственность долгосрочной государственной политики. Поэтому эта идеология не может содержать в себе различных “измов”, отдающих предпочтения тому или иному классу. В центре ее внимания должен находиться человек с его повседневными заботами и тревогами. Не человек для государства или экономики, а, наоборот, государство и экономика – для человека. Именно этот тезис только и может обеспечить партийно-политическую нейтральность здорового государственного строительства.
Выдвигая определенные требования к идеологии белорусской государственности, не следует думать, что это будет догматически-застывший документ, своеобразное “учение”. Идеология белорусской государственности должна отличаться динамизмом, отдельные ее тезисы, модели и принципы должны постоянно сверяться с реальной жизнью и корректироваться, шагать с ней в ногу. При этом красной нитью в идеологии должно проходить следование идеалу справедливости. Этот идеал вечен, как вечны понятия добра и зла, вокруг которых не умолкают споры.
Неотъемлемой частью идеологии белорусской государственности должен быть образ будущего уклада государственной жизни, тот образ, который необходимо построить. Стратегия достижения образа будущего должна составить основу идеологии белорусской государственности.