Концепция белорусской государственности – элемент национально-государственной идеологии

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Культурно-исторические основы идеологии бел. гос-ва составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о развитии белорусской государственности, происхождении и формировании белорусского этноса, особенностях развития его самосознания и утверждения в качестве самобытного народа, становлении этнических, а затем и национально-культурных черт белорусов. Создание идеологии гос-ва обусловливает необходимость осмысления историч. опыта бел. народа, обращения к прошлому, к истокам государственности.

Белорусская государственность восходит своими корнями к Древнерусскому государству – Киевской Руси, когда белорусы, русские и украинцы составляли единый народ – Русь. В XI-XII веках была оформлена идея общерусского единства, так актуально звучащая в наши дни.

После распада Древнерусского государства на северо-западной его части возникло Великое княжество Литовское, в котором белорусский этнос занимал доминирующее положение, а белорусский язык был государственным.

В эпоху существования ВКЛ начался процесс формирования этнического самосознания белорусов, что нашло свое выражение в развитии белорусского языка, письменности, национальных обычаев и традиций, философской и политико-правовой мысли.

Во второй половине XIX века стали возникать белорусские культурно-просветительские и об­щественно-политические организации, ведущие целенаправленную работу по формированию белорусской нации. Однако до начала XX столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало. Только провозглашение 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации.

Провозглашение 27 июля 1990 года независимости Республики Беларусь послужило импульсом для духовного возрождения белорусского народа. Не секрет, что на протяжении ряда столетий белорусы рассматривались не как самостоятельный этнос со специфической культурой и языком, а как часть польского или русского этносов.

После приобретения независимости остро встал вопрос о культурной самоидентификации белорусов, начался этап бурного роста национального самосознания. Это привело к углубленному изучению истории Беларуси, развитию белорусского языка и национальной культуры.

Для патриотического воспитания граждан особую значимость имеют дела и поступки представителей народа, вобравших в себя лучшие национальные черты. Их образы десятилетиями, столетиями сохраняются в народной памяти, со временем отождествляясь с народной жизнью и превращаясь в мощный рычаг формирования национального самосознания. Среди них такие великие сыны Беларуси, как Ф.Скорина, К.Калиновский, Ф.Богушевич, С.Будный, Я.Колас, П.Машеров, М.Богданович, Я.Купала.

Патриотическое воспитание предполагает привитие любви не только к стране, но и к своей малой родине – отчему дому, школе, деревне, традициям, обычаям, белорусской природе. Это и решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в общежитии, местах культуры и отдыха и т.д.

№17.Традиционные идеалы и ценности - составляющие белорусской национально-государственной идеологии

Гуманизм (от лат. humanus - человечный ) –признание человеческой личности высшей общественной ценностью. Ныне он получил закрепление в конституции РБ(«Человек, его права, свободы и гарантии их реализация является высшей ценностью и целью общества и государства»).

Демократизм(франц. democratisme, от греч. demos-народ и kratos- власть, что означает власть народа.) – принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решениям.

Свободолюбие- это отношение к свободе как социальные ценности во всех аспектах её проявления. В самом широком смысле свобода есть возможность осуществления субъектом – индивидом, социальной группой или общностью – активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей.

Свободолюбие белорусов во времена ВКЛ своего наибольшего появления достигает в социально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. ещё раз напомним, что традиции городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставление им так называемого магдебургского права она получает своё юридическое закрепление.

Патриотизм (от греч. patris –родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

С наибольшей силой свободолюбие и патриотизм белорусов и их далеких предков во все времена находили своё проявление на поле ратной брани. О храбрости, мужестве и героизме, с которыми они отстаивали свою свободу, свидетельствуют исторические источники.

Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческого достоинства какого бы то ни было угнетения.

Утверждение принципов социального равенства и справедливости в жизни белорусов стало предметом творческого поиска и социально-образовательной деятельности белорусских общественных деятелей, публицистов, поэтов и писателей 19-20вв.(Франтишак Богушевич, Адам Гуринович, Алоиза Пашкевич, Максим Багданович, Якуба Коласа, Янки Купалы.

Наши рекомендации