Российская внешняя политика в 1992 – 2010 гг.
В 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, на территории которого возникли новые государства. Завершение «холодной войны», совпавшее по времени с распадом СССР, поставило перед Россией непростые вопросы: на каких принципах строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья и в целом российскую внешнюю политику? Основными направлениями внешней политики России стали: Россия и СНГ; Россия и Запад; Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Стали сказываться неблагоприятные условия для реализации внешнеполитической деятельности России: ослабление оборонных возможностей и государственных границ; потеря выхода к морям и старых союзников; тяжелое экономическое положение и политическая нестабильность.
В 1992–1993 гг. российское руководство проводило «прозападный» внешнеполитический курс: велся интенсивный диалог на всех уровнях по вопросам разоружения, финансовой помощи, участия во встречах «семерки»; поддерживались западные инициативы в разрешении региональных конфликтов; Россия присоединилась к экономической блокаде против Ирака и Ливии; был заключен договор ОСНВ – 2. Направление «Россия и СНГ» носило второстепенный характер. Шел активный диалог по экономическому, военному и культурному сотрудничеству с Южной Кореей, Индией и Китаем. В целом это был неудачный период для российской дипломатии, т.к. в центре внимание стояли не национальные, а «союзнические» интересы.
С 1994 г. начался национальный этап во внешней политике. Причинами изменения курса стали: политика «двойных стандартов», проводимая Западом в отношении России; стремление США навязать новый международный порядок; рост антизападных настроений в российском обществе. Были определены новые приоритеты во внешней политике России: СНГ; отстаивание концепции многополюсного мира; строительство международного порядка не на силе, а на праве; проведение политики «двух ориентиров» (развитие отношений и с Западом, и с Азией). В январе 1996 г. вместо А.Козырева министром иностранных дел был назначен Е.Примаков, а с октября 1998 г. его курс продолжил И. Иванов.
Россия активно стала осуществлять курс на интеграцию в международные организации: в 1996 г. вступила в Совет Европы, Парижский и Лондонский клуб кредиторов; в 1997 г. «семерка» была преобразована в «восьмерку» с участием России. Западные страны во главе с США разработали новую концепцию НАТО, дающую право на военные операции без санкции ООН; начали активно критиковать Россию по чеченскому вопросу и проявлять стратегический интерес к странам СНГ. Россия стала активно противодействовать расширению НАТО на Восток, выступала против бомбардировок Югославии и вторжения в Ирак. В РФ была принята новая оборонительная доктрина, провозгласившая курс на строительство многополюсного мира. Было заявлено о возможности применения первыми ядерного оружия в случае опасности для России.
В отношениях со странами СНГ был провозглашен принцип разноуровневой интеграции в рамках Содружества:
1. Россия и СНГ: поддержание системы коллективной безопасности;
2. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан: Таможенный союз;
3. Россия и Белоруссия: создание союзного государства.
Однако в СНГ стали проявляться кризисные явления: невыполнение принятых соглашений и договоров; поиск союзников вне Содружества; падение товарооборота; многочисленные претензии друг к другу (например: у Казахстана к России за ущерб от Байконура).
Улучшились отношения со странами азиатско-тихоокеанского региона: активно развивалось партнерство с Китаем, Южной Кореей и Индией; активизировались российско-японские отношения.
Переосмысление ценностных ориентиров и роли России в мире нашло отражение в новой Концепции внешней политики, утвержденной Президентом РФ Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г. Она стала отражением преемственности внешнеполитического курса В. В. Путина и выражением новой стратегии Д. А. Медведева. Концепция продолжает линию на самостоятельную позицию страны по мировой повестке дня. Тем не менее, кардинально изменилась формулировка основной задачи внешней политики. Если раньше речь шла о полноценном партнерстве России со странами Запада, то в 2008 г. страна уже была нацелена на достижение статуса «одного из влиятельных центров современного мира». Именно эта принципиальная позиция вызывала расхождение с США, политические лидеры которых не могли и не хотели воспринимать Россию в таком качестве. Россия теперь будет самостоятельно разрабатывать свою стратегию по всем основным направлениям глобальной политики и претендовать на то, чтобы с ее мнением считались. В противовес американскому вектору глобализации и стратегии «односторонних действий» администрации США Россия в новой Концепции выдвигает многостороннюю дипломатию, направленную на развитие региональной и субрегиональной интеграции на пространствах СНГ, в Евро-Атлантическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах, Африке, Латинской Америке. Россия продолжает настаивать, как и в предыдущей Концепции, на модели коллективного лидерства ведущих государств мира при координирующей роли ООН. Форматы коллективного лидерства были четко очерчены — «Группа восьми», «тройка» — Россия, Индия, Китай, «четверка» — Бразилия, Россия, Индия, Китай (БРИК). В мае 2008 г. в Екатеринбурге страны БРИК на уровне министров иностранных дел согласовали свои позиции по актуальным вопросам мирового развития: верховенство права в международных отношениях, демократизация глобальной финансово-экономической архитектуры, разоружение, изменение климата и энергетическая безопасность и др.
Среди региональных приоритетов уже традиционно главное место отдано СНГ. Но и в этой части Концепции заявлены новые проекты. Прежде всего, это касается развития гуманитарного сотрудничества стран СНГ, сохранения и приумножения «общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности».
Наряду с констатацией серьезного значения взаимоотношений с ЕС, как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, сделан упор на важное и всевозрастающее влияние многовекторной политики РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Концепция констатировала дружественные отношения с Китаем и Индией. Особо было отмечено, что именно Китай и Индия являются стратегическими партнерами России.
Международный кризис на Кавказе. К середине 2008 г. произошло обострение геополитических противоречий в Закавказье. 8 августа ночью Грузия начала боевые действия против Южной Осетии. Такая же угроза силовой атаки нависла над Абхазией. Грузинские военные вступили в столицу Южной Осетии — Цхинвал — и ряд близлежащих сел, появились жертвы среди мирного осетинского населения, нападению со стороны грузинских вооруженных сил подверглись российские миротворцы. Российская сторона предприняла ответную военную операцию, целью которой стало, как заявил Президент России, «принуждение Грузии к миру в Южной Осетии». Ударам российских ВВС подверглись военные базы и на территории Грузии. В итоге 10 августа вооруженные силы этой страны, на оснащение которых только США потратили в последние годы 180 млрд. долларов, прекратили огонь в Южной Осетии и начали покидать зону вооруженного конфликта. 12 августа Д. А. Медведев принял решение о прекращении операции по принуждению Грузии к миру.
При посредничестве Президента Франции Н. Саркози (страна — председатель в ЕС) Россия и Грузия согласились принять шесть принципов по урегулированию этого конфликта, среди которых, однако, не было положения о соблюдении территориальной целостности Грузии. Россия осуществила отвод войск из зоны конфликта. 25 августа 2008 г. Президент РФ сообщил, что подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии, считая этот шаг «единственной возможностью сохранить жизни людей». 17 сентября Россия заключила Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией и Южной Осетией сроком на 10 лет.
Международное сообщество неоднозначно встретило эту инициативу Российской Федерации. В отличие от США, в резкой форме осудивших активность новой политики РФ и демонстрировавших всяческую поддержку грузинскому Президенту М. Саакашвили, страны Евросоюза с разной степенью критичности отреагировали на действия России.
«Пятидневная война» имела серьёзные последствия для международных отношений. Россия впервые за свою постсоветскую историю показала, что не только на словах, но и на деле готова действовать, чтобы отстаивать свои интересы и безопасность, противостоять враждебным действиям. Но при этом Россия оказалась на грани международной изоляции. ЕС осудил действия Кремля прежде всего потому, что не было проведено предварительного согласования. Лишь к середине осени 2008 г. ведущие мировые СМИ начали постепенно признавать, что агрессию инициировала Грузия. Исполком СНГ получил ноту Грузии о ее выходе из Содружества. События на Кавказе в августе — сентябре 2008 г. вызвали усиление враждебности в российско-американских отношениях. США и в будущем, скорее всего, не откажутся от политики расширения НАТО на Восток, что неизбежно вызывает сопротивление со стороны РФ.
Важным контекстом развития международных отношений в этот период стал мировой финансово-экономический кризис. В ноябре 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит 20 государств (плюс Испания) с наиболее развитыми экономиками по выработке общемировых рецептов выхода из кризиса. По результатам встречи была принята итоговая декларация, в которой высказывались идеи реформирования мировых финансов, а также рекомендации о необходимости воздержаться от протекционизма и торгово-инвестиционных барьеров.
Отношения с США в 2000 – е годы носили противоречивый и волнообразный характер. Март 2004 г. - июль 2009 г. получил в литературе название периода активного внешнеполитического наступления НАТО на Россию. С марта 2004 г. до сентября 2009 г. шла борьба вокруг размещения элементов ПРО США в Европе на территории Чехии и Польши. Сторонником политики активного давления на Россию являлся американский президент Джордж Буш и его внешнеполитическая команда в лице Кондолизы Райс и Дика Чейни. Поражение этой политики произошло в результате вооруженного конфликта между Грузией и Россией в августе 2008 г., военной неудачи Грузии и приобретения независимости Южной Осетией и Абхазией.
Период поиска компромисса - с июля 2009 г. до января 2010 г. Победа на президентских выборах в США Барак Обамы в ноябре 2008 г. породила надежды на "перезагрузку" отношений между Россией и США. 6-8 июля 2009 г. состоялся визит Б. Обамы в Россию, 6 июля состоялось подписание соглашения о транзите через Россию военных грузов в Афганистан. 27-28 июня 2009 г. Россия (Д.Медведев) выдвинула предложение разработать и подписать новый "договор о евроатлантической безопасности", который предусматривал роспуск военных блоков
Россия выступила с предложением заключить новый договор по безопасности в Европе, который бы предусматривал равный статус участников и отказ от военных союзов. На Мюнхенской конференции по безопасности 2009 г.главы европейских государств высказали мысль о необходимости пригласить Россию к сотрудничеству по ПРО. В сентябре 2009 г. США отказались от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, перейдя к планам построения системы ПРО с базированием на военных кораблях. Однако поражение ставленника США – Ю.В. Тимошенко - на президентских выборах в Украине стало причиной резкого изменения внешнеполитического курса США по отношению к России, поскольку появилась реальная перспектива значительного усиления ее роли в мировой политике.
С февраля 2010 г. начался новый этап отношений России с США и Западной Европы - этап обострения международных отношений. Россия перестала приглашаться в клуб великих государств (встреча министров финансов и глав центробанков G7 5-6 февраля 2010 г.),
5-7 февраля 2010 г. на Мюнхенской конференции по безопасности предложения России по новому договору о безопасности в Европе были отвергнуты. Была подвергнута критике новая военная доктрина России, которая допускает применение ядерного оружия. Руководство НАТО выступило на очередной Мюнхенской конференции со встречным предложением - создать на основе НАТО более широкую систему безопасности. В феврале 2010 г. правительства Румынии и Болгарии дали согласие на размещение элементов ПРО США, в том числе и с размещением в акватории Черного моря. В апреле 2010 г. в Польше началось размещение американских ракет "Пэтриот". Сообщение 12 февраля 2010 г. об успешном испытание США лазерного противоракетного оружия, с помощью которого была сбита баллистическая ракета экспертами было охарактеризовано как начало нового этапа гонки вооружений.
Россия в ответ заявила о намерении поставить новые подразделения противоракетных мобильных комплексов СС 400 и разместить их в странах СНГ. 29 января Россия заявила об успешном полете истребителе пятого поколения. Эти события вызвали кризис на переговорах по СНВ. С декабря 2009 г. начался постоянный перенос его подписания. Данные факты дают серьезные основания для вывода о начале нового этапа в отношениях России с Западом, и в частности с США, - этапа обострения международных отношений.
Таким образом, вся внешнеполитическая деятельность современной России подчинена следующим целям: восстановлению ведущей роли России в международных делах; строительству многополярного мира; интеграции в Европу; взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными странами. В связи с изменением геополитической ситуации в мире после сентябрьской трагедии 2001 г. в США идет активный процесс поиска механизмов сотрудничества России с Западом перед общей угрозой международного терроризма.
Мир сегодня стал сложнее и жёстче. Разворачивается ожесточенная борьба за ресурсы. Нам пытаются навязать нечестную конкуренцию и обеспечить себе доступ к нашим ресурсам. В таких условиях главная задача – сохранить твёрдость оценок и выдержку, не дать втянуть страну в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений. Россия заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве во всех сферах, т.к. для решения наших национальных задач нам нужны мирные, позитивные международные отношения.
ВЫВОДЫ:
Если отойти от традиционных представлений о том, что весь период советской истории народ России строил социализм (коммунизм), и посмотреть на этот период с точки зрения цивилизационного подхода, то четко прослеживается переход, который осуществила страна в ХХ веке - не от капитализма к социализму, а от традиционного общества к современному или индустриальному. Никто не сделал больше для модернизации России в ХХ веке, чем коммунисты, пусть и недемократическими, нелиберальными методами. Именно они в режиме традиционной для России мобилизационной экономики решили задачи технологического и организационного прорыва в современность, которые на Западе решались капитализмом.
Когда в СССР было создано индустриальное общество, возникла необходимость перехода к более высокому уровню – созданию постиндустриального общества. Именно в этот момент остро встала проблема реформирования. Не случайно все попытки проведения реформ заканчивались поражением – советская модель модернизации исчерпала себя. Понимание этого приходило медленно и мучительно. Современная модель социально-экономического и политического устройства России находится в стадии становления. Удастся ли нам осуществить прорыв к постиндустриальному (информационному) обществу или мы останемся страной «периферийного капитализма», сырьевым придатком ведущих стран мира, покажет время.
Дополнительная литература:
1. Аксютин, Ю., Волобуев, О. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. / Ю. Аксютин, О. Волобуев - М.: Политиздат, 1991.
2. Алексеева, Л. История инакомыслия в СССР. / Л. Алексеева - М.: Весть, 1992.
3. Верт, Н. История Советского государства. / Н.Верт. – М.: Весь мир, 1998.
4. Герасимов, Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 – 2007: Учебное пособие для вузов. / Г.И. Герасиммов // http://www.inop.ru/page357/page352/
5. Данилов, А. А. История России. ХХ век: справочные материалы для студентов. / А.А. Данилов - М.: ВЛАДОС, 1996.
6. Дашичев, В. И. Россия между прошлым и будущим: от Горбачева к Ельцину (причины распада СССР). / В.И. Дашичев // Социально-гуманитарное знание. - 2002 - №4.
7. Зубкова, Е. Ю. Общество и реформы 1945-1964 гг./ Е.Ю. Зубкова - М., 1993.
8. Медушевский, А. Н. Российская Конституция 1993 г. в сравнительно-историческом контексте. / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2008. - № 6. С.28-51.
9. Пихоя, Р. Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарии историка. / Р.Г. Пихоя // Отечественная история. - 2002. - №4.
10. Плеханов, И. П., Шаронов, П. М. В преддверии кризиса (внутренняя и внешняя политика СССР в 1970-е - первой половине 1980-х годов)./ И.П. Плеханов, П.М. Шаронов – Тольятти: ТолПИ, 1993.
11. Приватизация в России глазами ученых (круглый стол). // Общественные науки и современность. – 2009. - № 6.
12. Романовский, В. К. Новейшая отечественная история 1985 - 2002 гг. / В.К. Романовский - М.: Рус. слово, 2002.
13. Согрин, В. В. Противоречивые итоги президентства В. Путина. / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2009. - № 1.
14. Согрин, В. В. Реалии и утопии новой России. / В.В. Согрин // Отечественная история. - 1995. - №2.
15. Тимошин, Т. М. Экономическая история России: учебное пособие. / Т.М. Тимошин - М.: ЗАО Юстицинформ, 2000.
16. Тихонова, Н. Е. Социокультурная модернизация в России. / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. – 2008. - № 2-3.
17. Фроянов, И.Я. Россия.Погружение в бездну. / И. Фроянов - М: Алгоритм-Книга, 2009.
18. Чубарьян, А. Новая история «холодной войны». / А. Чубарьян // Новая и новейшая история. – 1997. - №6.
19. Шаронов, П. М. Посткоммунистическая Россия (1990-1998 гг.). / П.М. Шаронов – Тольятти: ТолПИ, 2000.
20. Шейнис, В. Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система. / В.Л. Шейнис // Отечественная история. – 2008. - №6 – С. 3-28.