Основные теории происхождения государства.
Существует множество различных мнений, предположений, гипотез и теорий, касающихся вопроса происхождения государства. Такое разнообразие обусловлено целым рядом причин:
1) ученые и мыслители, которые брались за разрешение этого вопроса жили в совершенно различные исторические эпохи. В их распоряжении был разный объем знаний, накопленных человечеством на момент создания той или иной теории. Однако, многие суждения мыслителей старины актуальны и справедливы до сегодняшнего времени.
2) объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для рассмотрения какой-то конкретный регион планеты, с его своеобразием и особыми этнокультурными чертами. При этом ученые не учитывали подобные особенности других регионов.
3) нельзя полностью исключать и человеческий фактор. Взгляды авторов теорий во многом были своеобразным зеркалом того времени, в которое они жили. На выдвинутые авторами теории наложили отпечаток их собственные личные, идеологические и философские пристрастия.
4) ученые иногда, действуя под влиянием различных иных наук, мыслили односторонне, излишне иллюстрируя одни факторы и игнорируя другие. Таким образом, их теории оказывались довольно-таки односторонними и не могли в полной мере раскрыть суть процесса происхождения государства.
Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский и др.)является одной из самых древних.Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Эта теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.
Патриархальная теория(Аристотель). Возникла в древности, была широко распространена в Древней Греции и Риме и дошла до наших дней. Государство - естественная форма человеческой жизни, вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть - продолжение и развитие отцовской власти. В Средние века Филмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. М. П. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.
Теория договорного происхождения государства (Спиноза, Руссо, Радищев). В процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Учение о государстве Гегеля.Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). По мысли Гегеля, государство не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство - высшая форма реализации нравственности. Оно не подчиняется чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Теория насилия (завоевания)- конец 19- начало 20 в. (Гумплович, Каутский, Дюринг и др.) опиралась на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства - война и завоевание. Теория не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство, и принимаются законы.
Ирригационная теория(Виттфогель) – возникновение государства связано с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований обслужипающих жизненно важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество.
Органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс и др.). Эта теория возникла в XIX веке. Происхождение государства - результат естественного развития. Государство появляется вместе с людьми, и, как сами люди, оно - творение сил природы.
Марксистская теория(Маркс, Энгельс, Ленин) связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство - аппарат для систематического применения насилия, машина для поддержания господства одного класса над другим.
Психологическая теория(Тард, Петражицкий) -19 в. Объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты.