Экономическая мысль древнего востока
Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной ещё от первобытных времён традицией, «сверху» — государственной регламентацией, ещё во многом основанной на той же традиции. Памятники экономической мысли Древнего Востока — это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путём простого копирования удачного опыта прежних лет.
Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет, XXII в. до н. э.). Автор «Поучения» обращает внимание па необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплочённости этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своём доме, он владыка вещей и не нуждается... Награждай вельмож податными списками, жрецов — участками земли»'. Для подбора людей в аппарат управления автор советует приближать «к себе человека за дела его», не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов. Это отражает ещё не завершившийся процесс классообразования в Древнем Египте.
Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников (писцов) готовили в специальной «школе писаний». Своеобразной апологией профессии чиновника является «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи» (период Среднего царства). Показывая альтернативы карьере писца, автор описывает положение непосредственных производителей (медника, плотника, строителя и т. п.) и заключает: «Смотри, нет занятий, свободных от начальников, кроме писца. Он сам — начальник... Смотри, нет писца, лишённого пропитания из имуществ Дома царя...».
Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н. э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для Ипусера— «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные Декларации.. Ипусер недоволен, что «простолюдины страны стали богатыми», «руководимые стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими». Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.
Ипусер стремился, прежде всего, к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобиц в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны3.
В отличие от Древнего Египта для первых цивилизацийМесопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков. Памятники экономической мысли данного региона дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).
Основная тема законов — создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого». Так, запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20% — в денежной и 33% — в натуральной ссуде); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами. Наряду с правовой защитой личности непосредственных производителей кодекс признавал право частной собственности, в том числе на земельные участки. Защищались интересы сторон в частноправовых сделках: так, если арендатор не исполнял необходимой работы, он все равно должен был отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем на соседних полях. Покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.
Издание кодекса Хаммурапи стало важным мероприятием по консолидации старовавилонского общества. Он представляет собой один из первых примеров попыток управления страной, в том числе и её экономической жизнью, с помощью системы правовых норм.
Крупнейшим памятником общественной мыслиДревней Индииявляется «Артхашастра» — трактат об искусстве политики и управления государством, который приписывается Каутилье — советнику царя Чандрагупты II (конец IV в. до н. э.). Слово «артха» означает польза, материальная выгода (в основном политическая), а «шастра» — наука, научное произведение. В отличие от законов и правовых норм «Артхашастра» — прежде всего общее руководство по общим принципам политики (в том числе экономической) и права.
«Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твёрдый распорядок своей работы в течение дня и ночи. Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства — сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно производить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал сажать на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.
Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода»5, ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причём подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, для проведения публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учёт доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.
Основные течения общественной мыслиДревнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI—III вв. до н. э. Огромную роль в истории докапиталистического Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551— 479 гг. до н. э.). Основной источник его учения — сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.
В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт модели «благородного мужа», мыслителя. Такой человек никогда не будет «выступать против вышестоящих». Он полагал, что проявление сыновней почтительности и дружба с братьями и есть управление государством. А регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Не случайно он рассматривал государство как большую семью, а правителя — как «отца народа». По его мнению, необходимо богатство распределить более равномерно, облегчить бремя налогов и привлекать народ к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.
Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.), или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в период «борющихся царств» (V—III вв. до н. э.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм.
Мэн-цзы считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за чёткое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект — размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок — «общественное поле» — должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Совершенномудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своём поле.
Другим крупным представителем конфуцианской идеологии в Древнем Китае был Сюнь-цзы (313—238 гг. до н. э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека, и лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремление людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремёсел». Так Сюнь-цзы пришёл к идее о необходимости разделения труда. Государство в лице правителя установило социальные ранги и соответственно различия в бедности и богатстве между людьми. Люди разных рангов носили разную одежду. Для управления господствующим сословием применялись ритуалы и музыка, а для простолюдинов — законы.
По мнению Сюнь-цзы, экономическая политика государства должна была основываться на трёх главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки. Считалось, что «достаток» — это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.
В VI—III вв. до н. э. у конфуцианских идеологов появились серьёзные оппоненты-легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и власти родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.
Возникновение школы легистов относится к VI—V вв. до н. э. и связано с именем крупных политических деятелей того периода — Цзы Чаня и Ли Куя.
Взгляды Ли Куя о главной роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы легистов Гуньсунь Ян (390—338 гг. до н. э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна — правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV — первой половине III в. до н. э.
В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчёркивал, что государство добивается процветания при помощи двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.
Кроме того, государство с помощью законов должно проводить активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию «нахлебников», «кутил», «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по дешёвой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.
Выступая против превращения свободного податного населения в арендаторов, наёмных работников и рабов, Шан Ян предлагал разными способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности за преступления. Подобная система круговой поруки была введена Шан Яном в царстве Цинь в 351 г. до н. э.
Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н. э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.
В отличие от легистов авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен. «Рынок, это то, — отмечалось в «Гуань-цзы», — по чему и знают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». Поэтому если правитель «сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии».
Важнейшим условием стабилизации экономики является «усиление земледелия», а также создание государством постоянных хлебохранилищ. Однако ни ремесло, ни торговля не считались бесплодными занятиями, как полагали легисты. Чтобы «управлять землёй», государству необходимо знать природные свойства земли. Кроме того, следует более равномерно распределять посевные участки, не отвлекать
крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т. е. речь идёт о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. «Гуань-цзы» предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. «Гуань-цзы» советует «взять в казну горы и моря». Трактат ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь «возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.».
«Гуаиь-цзы» выдвинул «принцип уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя должно накапливаться до половины всего хлеба, и он «управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки» ". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешёвом рынке.
Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы — современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы; поскольку их много — «народ становится бедным». Лао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества: «небесное дао отнимает у богатых и отдаёт бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот». Поэтому он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности: полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в «естественное» состояние первобытного мира.