Глава 1. экономическая мысль древнего востока и античного мира

Начало становления экономической мысли совпадает с началом становления человеческого общества. В настоящее время исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Возникновение первых экономических идей относится к эпохе формирования государственности в Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и в Египте в IV тысячелетии до н.э. Особенностью экономической мысли древнего мира является его неотделимость от политико-правовой и религиозной идеологии.

Экономическая система древневосточных обществ имеет натурально-хозяйственную основу. Памятники экономической мысли Древнего Востока - это свод законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический характер. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем копирования опыта прошлых лет.

В древнеегипетской литературе нашли отражение многие вопросы организации и управления государственным хозяйством, где присутствовало общинное землевладение. Периодически проводились переписи населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, составлялись земельные кадастры, осуществлялся расчет материальных и трудовых ресурсов, необходимых для ирригационного и культового строительства.

Для Древней Месопотамии характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товаро-денежных отношений, что вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства. В памятниках экономической мысли данного региона отражены попытки государства с помощью законодательства остановить размывание слоя самостоятельных производителей (Законы царя Хаммурапи).

Наиболее характерные черты экономической мысли Древней Индии отражены в “Артхашастре” - произведении, название которого состоит из двух частей: “артха” - выгода, “шастра” - наука, научное произведение. В нем собраны практические знания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством, прежде всего по организации налогообложения, отдельных аспектов финансовой политики, а также присутствуют вопросы собственности, предоставления кредита, размера ссудного процента и т.д.

В Древней Греции основной формой эксплуатации непосредственных производителей было рабство. Трактовка проблемы рабовладения занимала центральное место в экономической мысли Древней Греции, которая достигла своей зрелости в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт(430 - 355 гг. до н.э.) в своих трудах “О доходах” и “Экономикос” (учение о хозяйстве) рассматривает структуру экономики с точки зрения деления на отрасли, выделяя при этом сельское хозяйство, ремесленничество, торговлю. Его идеалом было натуральное хозяйство. Торговля должна использоваться лишь в целях обогащения землевладельцев. Рабство рассматривалось как естественная форма эксплуатации. Признавая низкую производительность рабского труда, он рекомендовал использовать материальные стимулы. В трудах Ксенофонта впервые в истории экономической мысли рассматриваются вопросы разделения труда, содержатся попытки проанализировать ценность товара как единство потребительской и меновой. Ксенофонт анализирует функции денег, а именно: деньги рассматриваются как средство обращения и средство накопления сокровищ.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) в своем труде “Государство” создал проект идеального государственного устройства. В работе “Законы” исследуется государство, более близкое к реальной действительности. Задачей государства, согласно Платону, является разрешение противоречий между многообразием потребностей и однообразием способностей людей. Платон - сторонник натурального хозяйства, поэтому он на первое место ставит земледелие, а ремесло и торговля являются занятиями не почетными. Рабство есть вечная и естественная форма эксплуатации. У Платона имеют место догадки о том, что деньги выполняют функцию меры стоимости. Цена, по Платону, должна регулироваться государством и устанавливаться так, чтобы обеспечить получение умеренной прибыли.

Согласно Аристотелю (384 - 322 гг. до н.э.), деление людей на свободных и рабов объясняется законами природы. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделяет экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительской стоимости, необходимой для жизни домашнего хозяйства и государства. Хрематистика - это искусство наживать состояние путем торговли. Она не соответствует законам природы. Из анализа форм стоимости Аристотель делает вывод, что вещь используется двояко - для удовлетворения определенной потребности и для обмена, то есть существуют потребительская и меновая стоимости. При анализе форм торговли Аристотель показал, что меновая торговля (Т1- Т2) уступила место товарному обращению (Т1- Д - Т2), которое переходит в обращение денег в виде капитала (Д1 - Т - Д2). Деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения. Согласно Аристотелю, существует различие между обращением денег как денег и денег как капитала. Последнее относится к хрематистике и осуждается Аристотелем.

Таким образом, особенностью экономической мысли древнего мира является его неотделимость от политико-правовой и религиозной идеологии.

ГЛАВА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ

Термин “меркантилизм” (от итальянского “мерканте”, что означает “торговец”, “купец”) впервые обрел свое значение в трудах А.Смита. Меркантилизм представляет собой первую в истории экономической мысли попытку теоретического обоснования экономической политики государства. Меркантилизм не является еще экономической наукой, так как его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификации. Представители меркантилизма не имеют согласованной между собой концепции и общего аналитического инструментария. Только в трудах комментаторов истории экономической мысли принципам меркантилизма было придано определенное единство и логическая связь, практически отсутствовавшая на деле. Позже меркантилизм в значении определенной фазы истории экономической мысли и экономической политики был назван “громоздким чемоданом”, “гигантским теоретическим пузырем”, “отвлекающим маневром историографии”. Однако это понятие вполне применимо как термин, описывающий центральную тенденцию экономической мысли ХV1 - сер. XV111 вв.

Начиная с Х1V века в экономике передовых стран Западной Европы товаро-денежные отношения вытесняют натуральное хозяйство. Богатство отдельного лица и государства в целом представляется не как совокупность натуральных благ, услуг и феодальных прав на них, а виде денег как всеобщего эквивалента товарной экономики. Условием развития хозяйственной жизни страны становится нормальное денежное обращение. Нехватка денег в обращении служит причиной сокращения производства и объема товарного обращения, а следовательно, и государственных доходов. В позднее средневековье быстро развивается и получает определенное политическое влияние ростовщический и купеческий капитал, источник роста которых находится в сфере обращения.

Таким образом, меркантилизм возник на базе обобщения опыта первоначального накопления капитала и решал практические вопросы ускорения этого процесса. Закономерности, им установленные, относятся к сфере обращения, как решающей для накопления богатства. Производство, где сохраняются докапиталистические формы, в рамках меркантилизма не рассматривается. По мере развития своей экономической доктрины меркантилизм, это особенно заметно в ХV11 веке, приобретает определенное влияние на государственную политику.

Ведущими принципами мировоззрения меркантилистов являются следующие положения:

- золото и сокровища любого рода есть абсолютная форма богатства;

- регулирование внешней торговли с целью привлечения в страну золота и серебра ;

- поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

- протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

- поощрение экспорта готовой продукции;

- рост уровня населения для поддержания низкого уровня заработной платы;

- импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, тогда как экспорт - из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, так как чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает “доход от зарубежных источников”.

В своем историческом развитии концепция меркантилизма проходит два этапа. Ранний меркантилизм (монетаризм) был направлен на решение проблемы накопления золота в национальном масштабе путем манипуляций в сфере денежного обращения. Меркантилизм на ранней стадии ориентировался на запрет вывоза денег, ограничение импорта, усиление добычи серебра и золота, установление высоких пошлин на ввоз товаров, снижение ссудного процента. Экономическая политика государства, основанная на этих принципах, не дала нужных результатов.

Увеличение количества денежного металла в Европе, ускорение оборота денег по мере развития торговли подорвали объективные основы монетаризма. Сформировался зрелый (поздний) меркантилизм, который перенес центр тяжести из сферы денежного обращения в сферу товарного обмена. Он отказался от запрета вывоза денег за границу, от ограничений импорта иностранных товаров и ориентировался на форсирование экспорта национальной продукции, прежде всего промышленной, на завоевание рынков, в том числе колониальных. Центральный момент зрелого меркантилизма - доктрина активного торгового баланса как непременного условия национального благосостояния.

Концепция активного торгового баланса заключается в следующем. Государство, как и индивид, должно тратить меньше, чем получать, если намерено увеличивать свое богатство. Этот излишек сверх потребленного приобретает форму твердых денег, или сокровищ. Деньги отождествляются с капиталом, а активное сальдо торгового баланса, то есть превышение экспорта товаров над импортом, - с ежегодным превышением дохода над потреблением и выступает показателем экономического благосостояния нации.

Наличие активного торгового баланса и приток в страну драгоценных металлов приводит к росту в стране цен и инфляции, то есть результату отрицательному. Эта меркантилистская дилемма объясняется следующим образом: увеличение предложения денег сопровождается ростом спроса на них. Следовательно, не цены, а объем торговли подвергаются непосредственному воздействию притока золота. Здесь присутствует нетрадиционная трактовка количественной теории денег, в рамках которой существует уравнение обмена:

М х V = Р х Y,

где М - предложение денег, V - скорость обращения денег, или количество раз, когда они меняют хозяина за определенный промежуток времени, Р - уровень цен, Y- совокупный объем товарной массы.

Количественная теория денег связывает определенным образом М (предложение денег) и Р (уровень цен). Для меркантилистов на первом плане находится связь М и Y, а не М и Р. Верным являются оба подхода: первый - если система рассматривается в статике, второй - в динамике.

Наивысшее развитие меркантилизм получил в Англии, где он являлся теоретической основой экономической политики государства. Теория торгового баланса получила классическую формулировку в работах одного из директоров Ост-Индской компании Т.Мена (1571 - 1641 гг.). Он превозносит богатство с его денежной формой, золотом и серебром, главной формой капитала считает торговый, а путем обогащения - торговлю. Им сформулированы идея сокращения потребления иностранных товаров; активизации конкуренции с иностранными купцами, в том числе с применением заниженных цен для завоевания рынка сбыта; идея улучшения качества английской продукции. Т.Мен признает необходимым вывоз денег, осуждает вмешательство государства в торговлю, но при этом выступает за таможенный протекционизм. Обоснование меркантилизма в его работах сочетается с защитой колониальной политики английского государства.

Во Франции товарно-денежные отношения были развиты в меньшей степени, чем в Англии. Особенностью французского меркантилизма было то, что он носил частично промышленный характер, так как государственная власть развивала мануфактурную промышленность за счет казны. Политика меркантилизма получила развитие в эпоху Людовика Х1V (XV11 век), министром которого стал Кольбер. Он считал, что могущество государства определяется количеством денег, находящихся в его распоряжении. Их может дать только торговля, которую нельзя развивать, не сокрушив господство голландцев на море. Кольбер создал Ост-Индскую компанию (1664 г.), поощрял развитие королевской мануфактурной промышленности, ввел протекционистский таможенный тариф. Это способствовало развитию товарно-денежных отношений во Франции.

Экономическая программа французского меркантилизма изложена в труде Антуана де Монкретьена (1575-1621) “Трактат о политической экономии”(1615), давший название целой науке. Политическая экономия рассматривается как совокупность правил хозяйственной деятельности. В работе содержится идея необходимости потребления собственной продукции, ибо ее производители получают работу, а прибыль остается в стране. Монкретьен различает деньги в их золотом и серебряном воплощении и богатство, или благосостояние. В отличие от других меркантилистов Монкретьен высоко оценивает роль сельского хозяйства в жизни общества.

В России меркантилизм был реализован в экономической политике Петра Великого в первой половине XV111 века. Принятие законодательного акта, разрешающего владельцам мануфактур покупку земель с приписанными к ней крестьянами, что значительно снижало издержки производства отечественных товаров; введение в 1724 году протекционистского тарифа, устанавливающего таможенные пошлины на ввозимые в Россию промышленные товары в размере 70-75 процентов от продажной цены товара; денежная реформа и введение медных денег в обращение; запрещение под страхом смертной казни вывоза из страны золота и серебра и другие шаги государства, нацеленные на защиту нарождающейся промышленности, носили явно выраженный меркантилистский характер.

Идеи позднего меркантилизма нашли отражение в работе И.Т.Посошкова (1652 - 1726) “О скудости и богатстве”, законченной в 1724 году и предназначенной для Петра Великого. В ней содержатся рекомендации государству по поддержке купеческого предпринимательства, по развитию внутренней и внешней торговли, по проведению денежно-кредитной политики и т.д.

Преобладающее значение торгового капитала привело к тому, что меркантилизм не вышел за пределы анализа сферы обращения. В методологии меркантилизма господствует эмпиризм, отсутствуют дедуктивные построения и обобщения, не сформулирована система экономических законов и категорий. Функции денег трактовались односторонне: монетаристы сводили их к накоплению, теоретики торгового баланса добавили функцию средства обращения. Единственный источник прибыли меркантилизм видел в неэквивалентном обмене в области международной торговли.

При этом в рамках меркантилизма впервые в истории экономической мысли предметом исследования стала сфера товаро-денежных отношений, свободных от регламентации эпох мануфактурного капитала. Схоластический метод исследования экономических процессов уступил место эмпирическому методу, который создал фактологическую основу для экономического анализа. Частичное использование статистики сделало выводы меркантилизма более надежными. Появилось новое понимание богатства как накопления золота и серебра, чуждое эпохе средневековья, где крупные земельные владения олицетворяли богатство, толкуемое в натурально-хозяйственном значении. Это понимание богатства сближалось с трактовкой капитала. Меркантилизм поставил проблему государственного регулирования экономики, выступая за высокие налоги, таможенный протекционизм, монопольные компании, колониальную систему и т.д.

Наши рекомендации