Экономическая мысль Древнего Востока. Древний Китай

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношении.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во
II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи (ХУIII в.до н.э.). При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником, дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи, защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV-III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена.
В целом, "артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.

В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в IV-III вв. до н.э. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы", написанном в IV в. до н.э. Авторы этого трактата, руководствуясь желанием умножения богатства государства и удовлетворения потребностей его населения, уделяют большое внимание экономической политики государства, высказываются за регулярное влияние ее на хозяйственную жизнь страны. С этой целью они разработали систему государственного регулирования экономики, которая включала такие меры как регламентация труда земледельцев, ремесленников и торговцев, "усиление земледелия" путем более равномерного распределения земельных участков, определения их плодородия, установления налогообложения с учетом качества земли, предоставления крестьянам кредитов
и т.д. Большое значение авторы трактата придавали использованию государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики. Они сформулировали принцип "уравновешивания хозяйства" путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб. Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

Из памятников общественно-экономической мысли Древнего Китая наибольший интерес представляют две главные школы китайской государственной мудрости - конфуцианство и школа “законников”. Конфуций (Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э.), в форме бесед с учениками изложил основы подхода, который сейчас называется просвещенным патернализмом.

Систему отношений в государстве Конфуций уподоблял патриархальной большесемейной сельской общине: правитель - “отец”, чиновники - “старшие братья” народа. Они должны быть “благородными мужами”, воплощать “добродетели” и уметь так использовать трудовой люд, чтобы тот не гневался и следовал за властями подобно траве, которая наклоняется, куда дует ветер.

Из почитания “старших” по возрасту и положению в обществе Конфуций выводил обязательность изучения мудрости предков, уважение к традициям и церемониям, а в задачи чиновников включал не только наставление народа, но и увещевание правителя, решения которого должны соответствовать “воле Неба”. Власти должны заботиться о равномерном распределении богатства в обществе: тогда не будет бедности, в стране воцарится согласие, а народ будет многочислен.

Основатель школы законников Шан Ян (390-338 до н.э.) и его последователи противопоставили свои взгляды конфуцианству. Они связывали процветание государства исключительно с земледелием и войной. Законники настаивали на праве государя управлять согласно новым писаным законам, рекомендовали уничтожить почитание старых обычаев, книги и музыку, вести активную политику “возвращения к земле” - резко повысить проездные пошлины на заставах, чтобы торговцы терпели убытки и бросали свое занятие, возвращаясь на рисовые поля.

Объединитель Китая (221 г. до н.э.) кровавый деспот Цинь казнил конфуцианских мудрецов, которые не выполнили его требования - дать эликсир бессмертия, а в качестве идейной основы власти предпочел учение Шан Яна. Но империя Цинь просуществовала недолго: ее свергло народное восстание, приведшее к власти династию Хань (“хань” - до сих пор самоназвание китайцев). Империя Хань приняла конфуцианство как государственную религию, основанную на едином своде ритуальных норм (“китайские церемонии”), стянувших как обруч китайское общество сверху донизу. За управлением государства в соответствии с нормами должны были следить чиновники, отбираемые в ходе конкурсных экзаменов на лучшее знание древней мудрости - мандарины. В рамках древней мудрости существовали и экономические предписания.

Наши рекомендации