Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.
Среди них можно выделить 6 основных методов:
-Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
-Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
-Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
-Анализ относительных показателей — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
-Сравнительный анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственных анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
-Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
К финансовым результатам относятся следующие показатели:
-валовая прибыль,
-прибыль от продаж,
-прибыль до налогообложения,
-прибыль от обычной деятельности (прибыль после налогообложения),
-нераспределенная прибыль.
-Убытки также относятся к нежелательным финансовым результатам.
Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью показателей прибыльности и рентабельности.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована, но по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:
· исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
· исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
· изучение динамики изменения показателей финансовых результатов;
· выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.
Одним из основных финансовых результатов деятельности предприятия является валовая прибыль, которая рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. По своему характеру это, скорее, добавочная стоимость, полученная за анализируемый период.
Прибыль от продаж — это разность между выручкой от продаж и полными затратами на производство и сбыт (полной себестоимостью) реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает:
· себестоимость реализованной продукции;
· коммерческие расходы;
· управленческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Такая прибыль называется также балансовой прибылью.
Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность балансовой прибыли и суммой налога на прибыль.
Нераспределенная (чистая) прибыль – это разность между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и расходами предприятия. Чрезвычайные доходы и расходы возникают как следствие чрезвычайных обстоятельств деятельности предприятия (например, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий). К таким расходам не относятся расходы и доходы, связанные с нарушениями своих обязательств партнерами предприятия, из-за отсутствия денежных средств и т. п. Чистая прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия.