Муниципальная служба Республики Башкортостан
В настоящее время в теории публичной службы наряду с понятием «государственный служащий» («государственная служба») используется понятие «муниципальный служащий» («муниципальная служба»). Термин «муниципальная служба» используется в нормативных актах и обозначает деятельность лиц, занятых осуществлением функций в органах местного самоуправления.
Термины «муниципальная служба», «муниципальные служащие» вошли в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что эти понятия объединяют всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.
Публичная (т.е. государственная и муниципальная) служба объединяет всех работающих лиц – сотрудников органов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов. Это органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Рассмотрим понятие муниципальной службы.
Муниципальной службойявляется профессиональная деятельность служащих на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:
1) это особый вид публичной службы, т.е. служба в органах местной публичной власти;
2) это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);
3) муниципальные служащие – это лица, несущие службу в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными;
4) это деятельность по исполнению полномочий этих органов;
5) это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно).
Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не позволяет отнести их к муниципальным служащим. Муниципальная служба осуществляется только на муниципальных должностях муниципальной службы.
Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Муниципальные должности подразделяются на:
· выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
· иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Именно эти должности входят в систему муниципальной службы. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Так, реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан – это перечень муниципальных должностей, утверждаемый Президентом Республики Башкортостан с учетом предложений органов местного самоуправления. В Республике Башкортостан устанавливаются следующие группы муниципальных должностей муниципальной службы:
1) ведущие муниципальные должности муниципальной службы;
2) старшие муниципальные должности муниципальной службы;
3) младшие муниципальные должности муниципальной службы.
Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется Уставом муниципального образования.
Муниципальная служба в Республике Башкортостан регламентируется законом «О муниципальной службе Республики Башкортостан», принятым 23 июня 2000 года. Особенностями муниципальной службы в Республике Башкортостан являются:
1. Муниципальная служба в Республике Башкортостан осуществляется на уровне сельских и поселковых администраций, а также, в ближайшем будущем, в администрациях городских муниципальных образований. В организационно-правовом аспекте она независима от государственной службы.
2. Отсутствие в настоящее время полноценного законодательства о муниципальной службе (нет ряда подзаконных актов, приводящих в действие статьи Закона РБ о муниципальной службе) не дает возможности ее полноценной реализации.
3. Теоретические конструкции, принципы и нормы, характерные для государственной службы РБ, в целом свойственны и муниципальной службе РБ.
4. Установлена высокая степень взаимодействия государственной и муниципальной служб РБ (взаимный зачет по стажу, сходные права, ответственность и т.д.).
5. Главы муниципальных образований не входят в систему муниципальной службы, поскольку занимают муниципальные должности категории «А», являющиеся выборными.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Муниципальная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина;
3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
9) внепартийности и светского характера муниципальной службы;
10) гласности в осуществлении муниципальной службы.
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
По результатам квалификационного экзамена или аттестации муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих соответствующим квалификационным требованиям.
Муниципальным служащим муниципальной службы Республики Башкортостан могут быть присвоены квалификационные разряды:
· лицам, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы, - муниципальный служащий 1, 2 и 3 разряда;
· лицам, замещающим старшие муниципальные должности муниципальной службы, - муниципальный служащий 4, 5 и 6 разряда;
· лицам, замещающим младшие муниципальные должности муниципальной службы, - муниципальный служащий 7, 8 и 9 разряда.
Порядок присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим устанавливает Президент Республики Башкортостан. При переводе и поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы Республики Башкортостан квалификационные разряды сохраняются.
Права, обязанности, ограничения, ответственность, поощрения муниципального служащего устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Муниципальный служащий Республики Башкортостан имеет право:
- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей муниципальной должности и создания нормативно-правовых и организационно-технических условий для их исполнения;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;
- запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местной власти, общественных объединений, организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
- в установленном порядке посещать для выполнения должностных полномочий организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования;
- на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой муниципальной должности;
- на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания в установленном порядке с учетом результатов работы и уровня квалификации;
- знакомиться по первому требованию с документами в личном деле, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;
- требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;
- вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы.
На муниципального служащего распространяются другие права, предусмотренные законодательством.
Муниципальный служащий обязан:
- соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы, в том числе регулирующие сферу его полномочий;
- осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
- обеспечивать соблюдение, защиту прав и законных интересов граждан;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;
- в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, запросы депутатов и разрешать их в порядке, установленном законодательством;
- соблюдать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения муниципальной службы;
- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством.
За образцовое выполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу и за другие достижения по службе к муниципальному служащему применяются поощрения:
· объявление благодарности;
· денежное поощрение;
· награждение ценным подарком;
· награждение государственными наградами;
· другие поощрения, предусмотренные законодательством.
Муниципальному служащему в случае выхода на пенсию за выслугу лет может выплачиваться единовременное денежное пособие в размере шести месячных должностных окладов за счет средств местного бюджета.
За неисполнение и ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Законом ограничений, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.
Предусматриваются следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение с муниципальной службы.
Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом любого представительного органа, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу, обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.
Муниципальному служащему гарантируются:
- условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
- денежное содержание и иные выплаты;
- ежегодный оплачиваемый отпуск;
- медицинское обслуживание, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств местного бюджета;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и социальные выплаты членам семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, в порядке, установленном законодательством о государственной службе Республики Башкортостан;
- обязательное государственное страхование за счет средств местного бюджета на случай смерти, заболевания либо иного повреждения здоровья, причинения вреда здоровью в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- при направлении в служебную командировку - получение проездного документа, места в гостинице, возможность пользоваться транспортными средствами и средствами связи.
Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет и денежного поощрения по итогам службы. Денежное содержание выплачивается за счет средств местного бюджета.
Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск. За выслугу лет муниципальному служащему РБ сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
· от 5 до 10 лет службы - 5 календарных дней;
· от 10 до 15 лет службы - 10 календарных дней;
· свыше 15 лет службы - 15 календарных дней.
На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.
Право поступления на муниципальную службу имеют граждане, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законом. Не допускается установление при приеме на муниципальную службу, а также при ее прохождении каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам.
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе в случаях:
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишения его судом права занимать должности в органах местного самоуправления в течение определенного срока;
- наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законодательством Республики Башкортостан;
- наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому;
- в других случаях, установленных законодательством Республики Башкортостан.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; сведения о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности; медицинское заключение.
На замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы может проводиться конкурс в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.
Для гражданина, впервые принятого на муниципальную должность муниципальной службы, соглашением сторон может быть установлено испытание на срок от трех до шести месяцев. Испытательный срок засчитывается в стаж муниципальной службы.
Муниципальный служащий при переводе на муниципальную должность другой группы муниципальных должностей муниципальной службы сдает квалификационный экзамен по муниципальной должности.
На квалификационном экзамене квалификационная комиссия оценивает уровень знаний муниципального служащего Конституции Республики Башкортостан, Конституции Российской Федерации, иных актов законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации и его профессиональную подготовку.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, а также для решения вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не реже одного раза в 5 лет.
Прекращением муниципальной службы является увольнение муниципального служащего. Основаниями для прекращения муниципальной службы по инициативе руководителя органа местного самоуправления, кроме предусмотренных законодательством о труде, могут также являться:
- достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
- прекращение гражданства Республики Башкортостан;
- несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Законом;
- разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Продление нахождения на муниципальной службе более чем на 5 лет не допускается.
Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативное правовое обеспечение муниципальной службы, осуществление прав и исполнение обязанностей муниципальными служащими, контроль за соблюдением ограничений и выполнением гарантий для муниципальных служащих.
Орган управления муниципальной службой в Республике Башкортостан:
- организует и руководит работой по прогнозированию и планированию кадрового обеспечения муниципальной службы;
- разрабатывает предложения по Реестру муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан и внесению в него изменений;
- ведет Единый республиканский реестр муниципальных служащих в Республике Башкортостан;
- организует и осуществляет руководство профессиональной подготовкой, повышением квалификации и стажировкой муниципальных служащих, формирует кадровый резерв;
- координирует работу по нормативному правовому обеспечению муниципальной службы, научных исследований в области муниципальной службы;
- организует разработку и контролирует исполнение стандартов муниципальной службы;
- координирует работу по формированию аттестационных, конкурсных и квалификационных комиссий;
- рассматривает жалобы муниципальных служащих по результатам аттестации, квалификационных экзаменов и конкурсов;
- рассматривает жалобы и обращения граждан на муниципальных служащих.
Реестр муниципальных служащих представляет собой систематизированные сведения о прохождении ими муниципальной службы. Ведение реестра осуществляется кадровой службой органа местного самоуправления на основе личных дел и карточек муниципальных служащих в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.
Реестры муниципальных служащих являются основой формирования Единого республиканского реестра муниципальных служащих в Республике Башкортостан, который ведется органом управления муниципальной службой и содержит сведения о всех муниципальных служащих, занимающих соответствующие должности, а также состоящих в резерве.
Личное дело муниципального служащего содержит сведения в соответствии с перечнем, установленным органом управления муниципальной службой, ведется по единым правилам и является документом строгой отчетности. При перемещении муниципального служащего личное дело передается по новому месту службы.
Сбор и включение в реестр муниципальных служащих и личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, частной жизни муниципальных служащих запрещаются. Структурные подразделения кадров органа местного самоуправления обязаны по первому требованию муниципального служащего представить для ознакомления все документы в его личном деле.
Расходы на содержание муниципальной службы являются составной частью расходов местного бюджета и включают затраты: на денежное содержание муниципальных служащих, материально-бытовое и социальное обеспечение, государственное страхование, повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих и иные расходы, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.
В Республике Башкортостан муниципальная служба по существу только еще создается. Нужны специальные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения и организации муниципальной службы, нужно создать орган управления муниципальной службой, разработать стандарты, подготовить соответствующие кадры и т.д.