Государственная служба в судебно-контрольных органах Республики Башкортостан

Государственная служба Республики Башкортостан осуществляется также в аппаратах иных государственных органов. В данном случае речь идет о государственной службе в тех государственных органах Республики Башкортостан, которые не входят в систему исполнительной или законодательной властей, а выполняют в основном судебно-контрольные функции. Это Государственный контрольный комитет Республики Башкортостан, Конституционный Суд Республики Башкортостан (секретариат) и Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан. Аппараты этих органов немногочисленны (около 150 государственных служащих)[37] и специфика их деятельности определяется только особенностями функций и статуса самих вышеупомянутых государственных органов.

При этом следует иметь в виду, что государственная служба судебной власти в РБ на сегодняшний день состоит из четырех совершенно самостоятельных и параллельно существующих государственных служб: трех республиканских судов – Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного, а также Прокуратуры Республики Башкортостан. Каждая из них имеет свою специфику, обусловленную спецификой обеспечения осуществляемых государственных полномочий, но только в аппарате Конституционного Суда РБ действуют нормы закона о государственной службе РБ. Остальные три органа являются территориальными подразделениями федеральных ведомств и соответственно подпадают под юрисдикцию федерального законодательства о государственной службе.

Основная масса государственных служащих, занятых в системе судебной власти (842 человека[38]), работают в аппарате управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в РБ, т.е. в аппаратах городских и районных судов. При этом только государственная служба в аппаратах мировых судов входит в систему государственной службы РБ.

3.4. Некоторые виды федеральной военизированной государственной службы в Республике Башкортостан

Республика Башкортостан является частью Российской Федерации, поэтому военизированные ведомства имеют в республике свои территориальные органы. Они действуют на основе собственных законов, но по общим и кадровым вопросам находятся в двойном подчинении: как со стороны центрального аппарата, так и со стороны республиканских властей.

Военизированная служба представляет интерес, во-первых, потому, что ее роль в современном государственном управлении в Республике чрезвычайно велика и носит разносторонний характер. Во-вторых, часть военизированных структур формируется на основе республиканского бюджета (милиция общественной безопасности). В-третьих, в военизированной службе процедурные, организационные и субординационные связи и отношения регламентированы очень подробно и четко. Этот опыт в ряде случаев может быть использован гражданской государственной службой, в том числе и в субъектах РФ.

Военизированные виды государственной службы обладают рядом отличительных особенностей:

Ø они связаны с защитой жизни и здоровья граждан, причем эта защита во многих случаях осуществляется с оружием в руках;

Ø служащий нередко рискует собственным здоровьем и жизнью;

Ø служба требует значительного физического развития и повседневных тренировок;

Ø соответствие уровня профессиональной подготовки этих лиц квалификационным требованиям, предъявляемых к занимаемым должностям, характеризуется специальными знаниями;

Ø для них установлена особая система аттестации; у них определенная форма одежды, знаки различия и другие внешние атрибуты;

Ø для этих видов государственной службы характерна строгая дисциплина и субординация, которая регламентируются специальными уставами и (или) положениями, и на их основании служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в особом порядке они несут административную и материальную ответственность;

Ø служащим установлены особые права и льготы, обусловленные спецификой этих видов государственной службы.

Такие особенности присущи, прежде всего, военной службе. Кроме того, свои отличительные черты имеют государственная служба в органах внутренних дел, в федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, дипломатическая служба и т.д.

Военная служба

Это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации в составе Вооруженных Сил, других войск и военных структур России: внутренние войска, пограничные войска, войска Федеральной службы безопасности, войска службы внешней разведки, войска федеральной службы правительственной связи и информации, железнодорожные войска, войска гражданской обороны и чрезвычайной ситуации. Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны, который непосредственно подчинен Президенту РФ - Верховному Главнокомандующему.

Вопросы военной службы регулируются обширным военным законодательством: законами Российской Федерации от 31 мая 1996г. «Об обороне», от 22 января 1993г. «О статусе военнослужащих», от 11 февраля 1993г. «О воинской обязанности и воинской службе», воинскими уставами, положениями о прохождении военной службы, другими нормативными правовыми актами. Законодательство о труде на военнослужащих не распространяется. Органы военного управления руководствуются основными положениями военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. Реализуют эти основные положения военнослужащие.

Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу. Для военнослужащих устанавливаются определенные виды военной одежды. Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения – министром обороны, руководителем ведомства, в котором предусмотрена военная форма.

Гражданин, впервые поступивший на военную службу или не проходивший военной службы и первые призванный на военные сборы по прибытии к месту прохождения службы или сборов, приносит военную Присягу. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и большое юридическое значение. До принятия Присяги военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за военнослужащим не может закрепляться вооружение и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Правовое положение военнослужащих определяется прежде всего их воинскими должностями, перечни которых разрабатываются Министерством обороны или ведомством, в котором предусмотрена военная служба.

Представителем (органом) Министерства Обороны на территории Республики Башкортостан является военный комиссариат РБ со своими районными и городскими отделениями. Ниже приводится структура военных комиссариатов. (См. схему №3). Она является типовой и соответствует задачам, решаемым военным комиссариатом.

Наши рекомендации