Глава 5. Государственная служба Республики Башкортостан как профессиональная деятельность
Прохождение государственной службы Республики Башкортостан
5.1.1. Поступление на государственную службу
5.1.2. Перемещения на государственной службе
5.1.3. Поощрения и наказания в системе государственной службы
5.1.4. Прекращение государственной службы
Этика государственной службы Республики Башкортостан
Информационно-аналитическое обеспечение государственной службы
Управление государственной службой Республики Башкортостан
Реформа государственной службы Республики Башкортостан
5.5.1. Эффективность государственной службы
5.5.2. Проблемы функционирования и развития
5.5.3. Основные направления реформы государственной службы
Заключение
Приложение
Введение
Сегодня государственной службе в России уделяется особое внимание. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Резко возросла необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно и только в рамках трудового законодательства.
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Да, этот механизм приводится в действие политическими субъектами, но качественное и своевременное исполнение его функций зависит от способностей и мотивации государственных служащих, от уровня чиновничества в целом. Следовательно, вопросы обеспечения деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.
В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу субъектов Российской Федерации. Субъекты, таким образом, в соответствии с общими принципами построения государственной службы разрабатывают самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Это требует обстоятельного изучения особенностей становления и организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Оживление интереса к данной теме было вызвано в связи с осуществляемым в последнее время совершенствованием системы государственного управления, отработкой более четкого взаимодействия федеральных и региональных государственных органов.
Проблематика государственной службы изучалась еще в советский период, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы. Еще до принятия Федерального Закона в ряде субъектов Российской Федерации принимаются собственные законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о государственной службе Республики Саха (Якутия), принятый 26.03.93 г., Республики Башкортостан, принятый 13.10.94 г. и ряд других. Наконец, 5 июля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала построения государственной службы в субъектах Российской Федерации.
В новых учебных пособиях по государственной службе достаточно серьезно раскрываются содержательные аспекты, излагаются новые подходы и принципы построения.[1] Однако основная масса публикаций посвящена либо государственной службе как таковой, либо федеральной госслужбе. Несмотря на то, что основная масса государственных служащих работает в государственных органах власти и управления субъектов РФ, а государственная служба в субъектах РФ является не только важнейшей, но и весьма многообразной и специфичной составляющей системы управления в российском обществе, исследований по данному уровню госслужбы РФ практически нет. В еще большей мере это относится к учебной литературе о государственной службе субъектов Федерации.
Целью данного учебного пособия является попытка раскрыть и систематизировать организационно-управленческие аспекты государственной службы Республики Башкортостан, обобщить и проанализировать процессы, отношения, тот практический опыт, который уже наработан в РБ в этой сфере за последние пять лет.
В первой главе работы мы попытаемся раскрыть общее понятие государственной службы, дать краткую характеристику этого института в его историческом развитии. Ведь без получения общего представления, на наш взгляд, затруднительно рассматривать конкретную законодательную базу государственной службы. Вторая глава работы будет посвящена изучению законодательства РБ о государственной службе, выявлению функций и принципов госслужбы РБ. В последних трех главах рассматриваются соответственно институциональные, кадровые и деятельностные аспекты государственной службы Республики Башкортостан.