Государственной службы и управления

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

М.И. Халиков

Государственная служба

Республики Башкортостан

Учебное пособие

Уфа 2002

Халиков М.И.Государственная служба Республики Башкортостан.Учебное пособие. В 2-х ч. - Уфа: РИО БАГСУ, 2002. – Ч.1. – 170 с.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ

Что такое государственная служба? Кто такие государственные служащие? В чем специфика государственной службы в Республике Башкортостан? Как добиться более эффективной работы государственного аппарата? На эти и другие вопросы, связанные с характеристикой государственной службы как нового для России и Республики Башкортостан института, читатель может найти ответы в этой книге.

Учебное пособие «Государственная служба Республики Башкортостан» предназначено прежде всего для слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Однако оно может быть полезным для всех государственных служащих и тех, кто интересуется теорией и практикой работы современных органов государственного управления.

Рецензенты: Логачев Н.И., начальник отдела по работе с кадрами управления по работе с территориями и кадрами Администрации Президента Республики Башкортостан

С.Н. Лаврентьев, канд. ист. наук, доц.

Ответственный

за выпуск: Р.Г. Абдуллина

221-2002 © БАГСУ, 2002

Содержание

Содержание................................................................................................ 3

Введение...................................................................................................... 6

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ................... 8

1.1. Понятие государственной службы............................................... 8

1.2. Эволюция государственной службы в России........................... 14

1.2.1. Государственная служба в досоветской России..................... 14

1.2.2. Государственная служба в Советском Союзе......................... 23

1.2.3. Создание государственной службы в Российской Федерации 27

1.2.4. Становление государственности Республики Башкортостан. 29

1.3. Государственная служба в Российской Федерации.................. 38

1.3.1. Федеральная государственная служба................................... 38

1.3.2. Государственная служба в субъектах Российской Федерации 47

1.3 Государственная служба за рубежом.......................................... 58

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН................................. 73

2.1. Законодательство Республики Башкортостан о государственной службе 73

2.2. Функции и задачи государственной службы Республики Башкортостан 83

2.3. Система принципов государственной службы Республики Башкортостан 87

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 97

3.1. Система государственных органов в Республике Башкортостан 97

3.1.1. Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан..................................................................................... 97

3.2. Организация деятельности аппарата государственного органа Республики Башкортостан................................................................................... 106

3.3. Виды государственной службы Республики Башкортостан 111

3.3.1. Типология государственной службы.................................... 111

3.3.2. Государственная служба в Секретариате Государственного Собрания 113

3.3.3. Государственная служба в аппаратах республиканских органов исполнительной власти РБ............................................................... 117

3.3.4. Государственная служба в аппаратах районных и городских органов власти.......................................................................................................... 125

3.3.5. Государственная служба в судебно-контрольных органах Республики Башкортостан................................................................................... 128

3.4. Некоторые виды федеральной военизированной государственной службы в Республике Башкортостан.............................................................. 129

3.4.1. Военная служба..................................................................... 130

3.4.2 Государственная служба в органах внутренних дел............ 131

3.4.3. Государственная служба в федеральных органах налоговой полиции 137

3.4.4. Государственная служба в таможенных органах................. 140

3.5. Муниципальная служба Республики Башкортостан............ 142

3.6. Государственные должности в Республике Башкортостан 153

3.6.1. Понятие государственной должности................................... 153

3.6.2. Государственные должности категории «А» в Республике Башкортостан.......................................................................................................... 158

3.6.3. Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан................................................................................... 160

Глава 4. Государственные служащие Республики Башкортостан

Государственный служащий Республики Башкортостан

Правовой статус государственного служащего Республики Башкортостан

4.2.1. Особенности правового статуса государственного служащего

4.2.2. Права государственного служащего

4.2.3. Обязанности и ограничения государственного служащего

4.2.4. Гарантии и социально-экономическое обеспечение государственного служащего

Классные чины в системе государственной службы Республики Башкортостан

Оценка государственных служащих Республики Башкортостан: конкурс, экзамен, аттестация

Подготовка государственных служащих Республики Башкортостан (кадровое обеспечение государственной службы РБ)

Заключение

Приложение

Введение

Сегодня государственной службе в России уделяется особое внимание. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Резко возросла необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно и только в рамках трудового законодательства.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Да, этот механизм приводится в действие политическими субъектами, но качественное и своевременное исполнение его функций зависит от способностей и мотивации государственных служащих, от уровня чиновничества в целом. Следовательно, вопросы обеспечения деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу субъектов Российской Федерации. Субъекты, таким образом, в соответствии с общими принципами построения государственной службы разрабатывают самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Это требует обстоятельного изучения особенностей становления и организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Оживление интереса к данной теме было вызвано в связи с осуществляемым в последнее время совершенствованием системы государственного управления, отработкой более четкого взаимодействия федеральных и региональных государственных органов.

Проблематика государственной службы изучалась еще в советский период, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы. Еще до принятия Федерального Закона в ряде субъектов Российской Федерации принимаются собственные законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о государственной службе Республики Саха (Якутия), принятый 26.03.93 г., Республики Башкортостан, принятый 13.10.94 г. и ряд других. Наконец, 5 июля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала построения государственной службы в субъектах Российской Федерации.

В новых учебных пособиях по государственной службе достаточно серьезно раскрываются содержательные аспекты, излагаются новые подходы и принципы построения.[1] Однако основная масса публикаций посвящена либо государственной службе как таковой, либо федеральной госслужбе. Несмотря на то, что основная масса государственных служащих работает в государственных органах власти и управления субъектов РФ, а государственная служба в субъектах РФ является не только важнейшей, но и весьма многообразной и специфичной составляющей системы управления в российском обществе, исследований по данному уровню госслужбы РФ практически нет. В еще большей мере это относится к учебной литературе о государственной службе субъектов Федерации.

Целью данного учебного пособия является попытка раскрыть и систематизировать организационно-управленческие аспекты государственной службы Республики Башкортостан, обобщить и проанализировать процессы, отношения, тот практический опыт, который уже наработан в РБ в этой сфере за последние пять лет.

В первой главе работы мы попытаемся раскрыть общее понятие государственной службы, дать краткую характеристику этого института в его историческом развитии. Ведь без получения общего представления, на наш взгляд, затруднительно рассматривать конкретную законодательную базу государственной службы. Вторая глава работы будет посвящена изучению законодательства РБ о государственной службе, выявлению функций и принципов госслужбы РБ. В последних трех главах рассматриваются соответственно институциональные, кадровые и деятельностные аспекты государственной службы Республики Башкортостан.

Военная служба

Это особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации в составе Вооруженных Сил, других войск и военных структур России: внутренние войска, пограничные войска, войска Федеральной службы безопасности, войска службы внешней разведки, войска федеральной службы правительственной связи и информации, железнодорожные войска, войска гражданской обороны и чрезвычайной ситуации. Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны, который непосредственно подчинен Президенту РФ - Верховному Главнокомандующему.

Вопросы военной службы регулируются обширным военным законодательством: законами Российской Федерации от 31 мая 1996г. «Об обороне», от 22 января 1993г. «О статусе военнослужащих», от 11 февраля 1993г. «О воинской обязанности и воинской службе», воинскими уставами, положениями о прохождении военной службы, другими нормативными правовыми актами. Законодательство о труде на военнослужащих не распространяется. Органы военного управления руководствуются основными положениями военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. Реализуют эти основные положения военнослужащие.

Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу. Для военнослужащих устанавливаются определенные виды военной одежды. Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения – министром обороны, руководителем ведомства, в котором предусмотрена военная форма.

Гражданин, впервые поступивший на военную службу или не проходивший военной службы и первые призванный на военные сборы по прибытии к месту прохождения службы или сборов, приносит военную Присягу. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и большое юридическое значение. До принятия Присяги военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за военнослужащим не может закрепляться вооружение и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Правовое положение военнослужащих определяется прежде всего их воинскими должностями, перечни которых разрабатываются Министерством обороны или ведомством, в котором предусмотрена военная служба.

Представителем (органом) Министерства Обороны на территории Республики Башкортостан является военный комиссариат РБ со своими районными и городскими отделениями. Ниже приводится структура военных комиссариатов. (См. схему №3). Она является типовой и соответствует задачам, решаемым военным комиссариатом.

Составитель

Халиков Марат Ильич

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Учебное пособие

Лицензия ИД № 04537 от 16.04.01

Подписано в печать

Бумага ксероксная. Объем печ.л. Формат 60х84 1/16

Тираж… экз. Заказ №

Печать на ризографе в РИО БАГСУ

____________________________________

государственной службы и управления - student2.ru 450057, г.Уфа, ул.Цюрупы, 6, ком.303

[1] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.;Ноздрачев А. Государственная служба. Учебник. М.;1999; Оболонский Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1996.; Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996.

[2] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[3] Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[4] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ, статья 1.

[5] Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2, с. 25

[6] Российское законодательство X - XX вв. - М.: Юр. лит. т.2.с. - 21

[7] Российское законодательство X - XX вв. . т. 4 с. 290 - 295

[8] Российское законодательство X - XX вв... т. 4 с. 66 - 67

[9] См.: Российское законодательство Х —XX веков. В девяти томах. Т. 4. М., 1986. С 5В.

[10] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.429.

[11] См. Государственная служба в России опыт организации и кадрового обеспечения. Нижний Новгород, 1994; Учреждения государственного управления в России опыт формирования и эволюции Нижний Новгород,1994

[12] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.222.

[13] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.223-227.

[14] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.228-242.

[15] Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

[16] Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий Эл” от. 23.02.95 г. № 194-III

[17] Закон Республики Бурятии “О государственной службе” от 12.04.94 г. № 435 -XII

[18] Закон Республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. № 2101 - XII

[19] Федеральный Закон “Об основах гос. службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[20] Закон Республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г. № 4418-XII

[21] ФЗ “Об основах гос. службы РФ” ...

[22] Закон Республики Башкортостан «О государственной службе Республики Башкортостан» от 13.10. 94 г. ст. 19.

[23] Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222-РМ.

[24] Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений).

[25] Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области...

[26] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.249-276.

[27] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.258.

[28] Там же, с.265.

[29] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.258.

[30] См. Государственная служба: теория и организация. Феникс, Ростов-на-Дону, 1998, с.433-435.

[31] См. Колобова Г.А. Государственная служба Республики Башкортостан. Учебное пособие. Уфа, 2000, с.34.

[32] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих.- М.: «Статут», 1999, с.43-44.

[33]Этот госкомитет РБ был упразднен в феврале 2002 г

[34] В настоящее время этот закон отменен, поскольку с 3 января 2002 года вступил в силу закон РБ «О местных органах государственной власти Республики Башкортостан».

[35] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 года.

[36] С 3 января 2002 г. – на основании Закона РБ «О местных органах государственной власти в РБ».

[37] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 г.

[38] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 года.

[39] См.: Алехин А П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. I часть. М„ 1994, с. 145

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации