Понятие правоприменительного акта и его виды
Акт применения права - это индивидуальное властное предписание по конкретному юридическому делу, вынесенное компетентным государственным органом в форме официального правового документа.
Правоприменительный акт характеризуется следующими признаками:
- носит властный характер и охраняется принудительной силой государства;
- представляет собой индивидуальное веление, основанное на норме права. Правоприменительный акт распространяет свое действие только на строго определенных лиц и имеет силу только для конкретного юридического дела;
- издается компетентным органом;
- выносится в строгом соответствии с законом, опирается на конкретные нормы права;
- определяет субъективные права и юридические обязанности участников конкретного правоотношения;
- устанавливает меру ответственности, если имеет место совершенное правонарушение;
- издается в установленной законом форме и имеет определенное наименование (приговор, решение, приказ, постановление, распоряжение).
Правоприменительные акты можно классифицировать по следующим основаниям:
1) по субъектам правоприменительной деятельности:
- акты представительных государственных органов;
- акты исполнительных государственных органов;
- акты правоохранительных государственных органов (суда, арбитража, прокуратуры);
- акты муниципальных органов;
2) по функциям применяемых правовых норм:
- регулятивные (устанавливают определенные юридические права и обязанности на основе правомерного поведения людей, например решение муниципалитета о выдаче ордера на квартиру);
- охранительные (издаются в связи с совершением правонарушения, например приговор суда, постановление о привлечении к административной ответственности);
3) по форме - указы, приговоры, решения, постановления, приказы и др.;
4) по юридической природе:
- основные (выражают окончательное решение по юридическому делу, например приговор суда по уголовному делу);
- вспомогательные (подготавливают оформление основных актов, например постановление суда о привлечении в качестве обвиняемого);
5) по предмету правового регулирования - уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. д.;
6) по характеру: материальные и процессуальные.
Правоприменительные акты следует отличать от нормативно-правовых актов: первые не содержат правовых норм, а только обеспечивают их реализацию, обладают индивидуальным содержанием и конкретной направленностью и являются актами однократного применения.
52. Пробелы в праве и способы их восполнения
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, необходимых для правового урегулирования конкретных общественных отношений.
Причинами возникновения пробелов в праве могут быть:
- недостатки в законодательной технике;
- неопределенность правовых понятий;
- неправильное расположение правовых норм;
- отставание законодательства от развития общественной жизни;
- незавершенность правотворчества.
Выделяются первоначальные пробелы в праве, когда законодатель при принятии нормативно-правового акта оставил без правового регулирования определенные общественные отношения, требующие правового подхода, и последующие пробелы, когда появляются новые общественные отношения, появление которых не было спрогнозировано законодателем.
Существуют следующие способы восполнения пробелов в праве:
1) правотворчество (принятие компетентным государственным органом необходимой правовой нормы).
Данный способ является главным и требует наличия следующих условий:
- актуальности и зрелости общественных отношений, их необходимости быть урегулированными правовыми нормами;
- полной исследованности факта и обстоятельств пробела в законодательстве, подтверждающей работоспособность будущей нормы и отсутствие противоречий в связи с ее принятием;
2) аналогия, т.е. определенное сходство между различными явлениями и предметами.
Различают два основных вида аналогии:
Аналогия закона - это принятие решения по конкретному юридическому делу на основе правовой нормы, рассчитанной на регулирование сходных общественных отношений, близких по своему содержанию, значению и характеру.
Аналогия права - это принятие решения по конкретному юридическому делу на основе общих принципов и смысла права в целом, а также отрасли или института определенной отрасли права.
Восполнение пробелов права путем аналогии возможно лишь в случаях, прямо разрешенных законом: например, аналогия не может применяться в уголовном и административном праве.
Особым вариантом применения аналогии является субсидиарное применение закона, возможность использования которого вытекает из системности отраслей права и особенностей законодательной техники. Оно представляет собой установленное законом применение правовых норм одного института или отрасли права к отношениям, урегулированным другим институтом или иной отраслью права, например применение норм института купли-продажи к договору поставки.