Лекция 12.03. Теория власти.
Лекции по политологии.
Лекция 2. Политика. Её понятия и понимание. Осмысление, структура и функции.
Политика – всё, что касается полиса (Др. Греция).
Аристотель: « Человек – существо политическое»
Политика: общие отношения, касающиеся власти и государства.
Для древних греков власть не могла быть неполитической.
Политика:
- политическая сфера (Politics): власть, господство, насилие.
- некий строй (Polity)
- политический курс (Policy)
- общая деятельность акторов (Public policy)
Полис – единственная идеальная политическая организация (форма существования). Каждый должен был участвовать в жизни полиса.
Государствоцентристская концепция:
Политика – деятельность по улучшению жизни государства.
- античная (философско - этическая концепция)
- религиозно – мистическая ( раннее христианство, ислам)
Аристократическая концепция (антиэтич.):
Макиавелли: Не отрицай, что политика находится в руках верховной власти. Главный вопрос: кто эта власть?
Политика – суть завоевания власти, её удержания.
Социоцентристские концепции:
- Просветительская (англ. мыслители: Локк, Гоббс, Юм, Спиноза). В политику следует вовлекать политическое общество (лучших, имущих людей).
- Классическая (Руссо)
Тема: Что такое власть?
Это возможность А заставить Б делать то, что Б не стал бы делать по своей воле. (Роберт Даль).
- о власти и искусстве: власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно.
- из крайности в крайность. Садисты VS мазохисты: бежим от ответственности, бремя свободы, желание жить в коллективе. Мазохистские тенденции: чувство собственной неполноценности, беспомощности. Садистские тенденции: (по Фрому).
Часто лидеры совмещают в себе и те и другие свойства – авторитет, характер. Всё закладывается в детстве. (Гитлер, Петр I и др). + небольшой рост садистов.
Почему люди стремятся к абсолютной власти? :
- избавление от чувства собственной неполноценности
- постоянный страх за собственную жизнь
- наличие садистских наклонностей.
Общество само отвечает на идеи правителя. Идея не приживется там, где общество не имеет в ней потребности.
Легитимность:
- признание власти большинством
- «внутреннее» оправдание власти
- качество власти, позволяющее ей не применяя насилие, оставаться признанной обществом.
Легитимность по Д. Истону:
- специфическая (ориентирована на результат, рационально поддерживается государством, ситуативна и кратковременна). (Люблю за что-то, нравится, потому что … )
- диффузная (поддержка не зависит от результатов, долговременная). (Люблю просто так). «Тефлоновый лидер» - лидер, которому доверяют несмотря ни на что, его рейтинг доверия не меняется.
«Стокгольмский синдром». Люди начинают любить людей, от которых зависит их жизнь. Например, И. Сталин – тиран, которого обожали люди.
«Образ врага»: «вокруг нас одни враги?» «А зачем это надо?»
О харизматической легитимности власти: первые выборы президента РСФСР в 1991 году. Накануне предвыборной кампании в 1996 у Ельцина был рейтинг доверия 3 – 6 %. Кампания «Голосуй или проиграешь». Зюганов – Ельцин.
Лекция 12.03. Теория власти.
Potere (мочь, уметь, состоять) à Power + dominium.
У нас «власть» от слова «владеть»
Концепции:
1) Власть = политическая власть à Ø
2) Политическая власть < власть
Полит. власть = полит. правление (по Локку) à Ø
Полит. власть = власть в сфере политики à государство или à полит. влияние.
+ à
Модели объяснения власти (понимания).
Сущность власти (Что? Откуда? И т.п.)
1)Волюнтаристская: идея общественного договора; индивидуализм в методах – власть сводится к потребностям;
(Юм: власть есть последствие; подмен понятий: власть – использование. Важна не сама власть, а результат власти.)
По Веберу: власть – шанс на то, что субъект сможет осуществить свою волю.
Критика модели: рассматривает только результат, следовательно, не отвечает на вопрос «как?», нет ответа на вопрос «откуда?»
2)Герменевтическая. Герменевтика – наука, изучающая значение слов. Герменевтическая модель: аналитическая философия и феноменология (победила!).
Аналитическая философия: многое можно понять из языка, цель – выработка универсальных языковых конструкций.
Феноменология: Наша реальность – объективна. Но какие доказательства? (Будда видит бабочку, знает, что это сон. НО! Будде снится бабочка? Или бабочке Будда?) То есть, по феноменологии, объективной реальности нет. Или же она есть, но непознаваема.
Гуссерль: Максимальное абстрагирование от всего, феномены есть везде и во всём.
Герменевтика – наука о смыслах. Главное – смысл!
Л. Витгенштейн: понять суть понятия власть, смысл (что хотели сказать символом?). Его выводы: смысл тот, который в него вкладывают люди; Тейлор М. и Бернстайн Р. Попытались доказать это.
Власть – понятие исключительно человеческое, в природе нет властных отношений (есть сила и страх среди животных).Власть всегда коммуникативная (есть связь субъекта с объектом).
Критика: слишком сильная концентрация на символах.
3) Структурная. (Маркс, Дюркгейм). Власть как структура объективна, независима, она находится во всём. Власть – возможность любой экспансии, власть есть у всех.
Критика: оторванность от индивида.
4)Постмодернистская. (М. Фуко). Власть делает всё, чтобы лишить человека способности мыслить. Лозунг «Вся власть – воображению». Вывод Фуко: Власти нет! Власть искусственно создана самим обществом. Общество само загнало себя в рамки и не может вылезти из них. Власть: государство, насилие, влияние, правление, авторитет, политическая власть.
Авторитет.
Властью обладает тот, кто может заставить.
Авторитетом обладает тот, кому мы можем повиноваться. Авторитет – внешнее оправдание власти (внешний источник оправдания власти).
Власть: Авторитет:
- повиновение - уважение
- насилие - нравственность
- подчинение - свободная воля
-зависимость - автономность
«Три лица власти». (С.М. Льюкс)
Выработка и принятие решений Непринятие решения; Формирование
Препятствие принятию ценностей;
решения манипуляция общ.
мнением.
Манипулирование мнением – не обман!(думаем одно, голосуем за другое) à авторитетная вера .
Пока я не знаю, чего хочу, а власть уже знает à всё происходит добровольно.
Опасность: когда человек, обладающий авторитетом, начинает чувствовать свою власть. (За счёт нашего доверия, например.)
Ресурсы власти:
1)Индивидуальные: политический институт имеет некоторую власть: статус, позиция, должность.
Экономич: собственность.
Соц. и инф.: знания, экспертиза и информация.
Личностные качества: харизма
2)Коллективные: это сумма индивидуальных ресурсов + собственно коллективные:
-численность, солидарность, организация, монополия на определенные знания и профессию.
Индикаторы власти: те факторы, по которым мы можем чувствовать, что власть есть. (У. Домхофф)
У. Домхофф:
1) «Who sits»
2) «Who vins»
3) «Who benefits»
4) «reputation for power»
Р. Фогёль:
1) Повестка дня (определение и выбор того, что есть важно и актуально)
2) Контроль за идеями
3) Бизнесс-уверенность (способность заблокировать принятие решения деньгами)
4) Мобилизация ресурсов
5) Уровень массового сознания
Изучение власти.
Концепции:
1)Классовая концепция власти
● Градационная (классы разделены по количественному показателю):
- По уровню дохода. Выделение среднего класса: в традиционной социологи – по доходу, в современной – по образованию и самоидентификации.
- по стилю жизни
- по принципу «кем вы себя считате?»
● Реляционная (связанная с взаимоотношениями)
Классы разделены по принципу взаимодействий.
К.Маркс: по отношению к доходу. М.Вебер.: по статусу, по чести, по политической вовлеченности.
Принадлежать к классу à Стратегия поведения.
Критика: почему такая связь? Не факт, что стратегия поведения одна и та же у всех.
2)Элитизм
Общество управляется и должно управляться меньшинством. Течение зародилось в 20ом веке. Начало 20ого века:
Парето: демократия – это миф, т.к. люди не равны (изначальное биологическое неравенство)
Моска: элита более консолидирована, организованна, следовательно, её правление эффективнее.
Михельс: демократия со временем сводится к элитарному режиму.
Если организация хочет существовать, то она рано или поздно придёт к иерархии. (с) «Железный закон демократии». Демократия препятствует эффективности (по Михельсу)
Классический этап элитизма: - М. Вебер:
- демократия нужна только на этапе отбора элиты.
- плебисцитарная демократия (решение вырабатывается в среде элиты, а народ выбирает, какое решение принять).
Й. Шумпетер:
- демократия – процедура, которая используется элитой.
- происходит деление элиты, игра в выборы ( сравнение с ширмой).
Современный этап элитизма:
Критический элитизм: элиты правят, это данность, но это плохо и надо это менять.
Элита:
-политическая элита
-владельцы крупных корпораций
- высшие военные чины
Демократический элитизм: ничего менять не надо, элита правит – и пусть правит.
Т.Р. Дай: принцип Bottom-up и Top-Down.
Модель Top – Down.
Элита
Формирование политики Выборы лидеров Лоббирование Формирование обще-
ственного мнения
Осуществление связи «учесть интересы
Повестка дня между электоратом и всех нужных» как донести повестку
реальной политикой до электората
Официальная политика и власть
Применение, исполнение, претворение в жизнь
Электорат.
Хигли Д.: элита неоднородна.
У. Домхофф: подход классового господства. Корпорации, «богема», «Thinks tanks» конкурируют между собой, появляются элементы плюрализма. Взаимодействие этих трёх элементов и образует реальную элиту.
3)Плюрализм. За власть борются автономные группы.
Р.Даль:
- «Демократическое кредо». Группы противоборствуют, но к власти приходят все демократическим способом.
Д. Медисон: власть не должна быть в руках одной группы.
А. де Токвиль: плюрализм – главный механизм против тирании большинства. Демократия – тирания большинства.
Классический плюрализм:
А. Бентли: политика – деятельность групп реальных и потенциальных.
Идея «эквилибриума» - равновесие динамике. Не из-за того, что всё застыло, а из-за того, что всё изменяется, сохраняя равновесие.
Д. Трумэн: группы взаимодействуют и создают правила игры. Идея «пересекающихся» групп. Пересечение политических властителей и хронических неудачников.
Д. Рисман: идея «вето – групп» (додумал идею хронических неудачников).
Имеют возможность заблокировать решение. (Профсоюзы, фермеры, которые не хотят везти урожай в город.)
Неоплюрализм (стратификационный). Р. Даль, Ч. Линдблом. Группы не равны, сильнейшая группа – бизнес.
Гиперплюрализм: поглотим государство, влияют только огромные влиятельные группы.
Приватизационный: все стали автономными.