Контроль реализации программы
Общая характеристика учебного курса
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
-эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
-формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
-образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
-история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
-развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Рабочая программа составлена для изучения истории учащимися 11а класса муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 26. Данная рабочая программа разработана на основе программы по истории для общеобразовательных учреждений ((авторы А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова, 2009 г., Загладин Н.В., Загладина Х.Т., 2009г.),, и примерной программы среднего полного общего образования по истории, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы (2004 г.).
1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Нормативные документы |
1. | Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ). |
2. | Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» |
3. | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. |
4. | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). |
5. | Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. |
6. | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». |
7. | Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» |
8. | Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»; |
2. Цели изучения курса
компетенции | |
Общеучебные компетенции | · самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), · использовать элементы причинно-следственного и структурно- фун кционального анализа, · определять сущностные характеристики изучаемого объекта, · самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классифи кации объектов; · владеть умением и навыком поиска н ужной информации по заданной теме в источниках различного типа, · извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, графи к, диаграмма, аудиовизуальный), · отделять основную информацию от второстепенной, · критически оценивать достоверность полученной информации, · передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), · переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; |
предметно- ориентированные компетенции | · уметь развернуто обосновывать суждения, · давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), · объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), · следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); · оценивать свои учебных достижений, поведения, способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, · понимать ценность образования как средства развития культуры личности; · формулировать свои мировоззренческие взгляды, · осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. |
Региональные | - формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; -формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств |
Школьные | -преподавание с учетом специфики предмета и контингента обучающегося в школе. -формирование образовательной самостоятельности учащихся как средство повышения качества знаний |
3. Структура курса .
4. Содержание программы по курсу «История» (68 часов)
Наименование разделов программы | Количество часов | Основные содержательные линии | ||||||||
«Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века» | ||||||||||
Мир в индустриальную эпоху: конец XIX – середина XX века. | 10ч. | Второй технологический переворот и становление индустриального производства. Научно - технический прогресс в конце XIX- последней трети XX века. Появление монополий и их типы. Изменения в социальной структуре. Модернизация в странах Европы, США и Японии. Борьба держав за рынки ресурсы и сферы влияния. Создание военно-политических союзов. Пути развития народов Азии. Африки и Латинской Америки. Колониальный раздел мира и колониальные империи. Антиколониальные движения. Особенности развития стран Латинской Америки. Державное соперничество и Первая Мировая война. Причины и характер войны в Европе. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников.Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течение. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 20-е – 30-е годы. Эволюция либеральной демократии. Демократизация общественной жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритания и Франции в 1920-1930-е годы. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии и Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы. Национально-освободительные движения в колониях и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920-1930-е годы. Международные отношения в 1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров, Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939-1940). Вторая мировая и Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР и создание антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом. | ||||||||
Мировое развитие во второй половине XX – начале XXI века . | 14ч. | Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Глобализация и ее социально-экономические последствия. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия. Военно-политические конфликты «холодной войны». От разрядки к завершению «холодной войны». Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение. Кризис в советско-американских отношениях в конце 1970-х - начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики в конце 1940-х - 1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950-1960-е годы. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х - 1970-е годы, и его проявления. Страны Запада на рубеже XX-XXI веков. Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение Евросоюза и его структура. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Восточная Европа во второй половине XX века. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Государства СНГ в мировом сообществе. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций. Китай и китайская модель развития. КНР после завершения гражданской войны. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-е годы. Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Япония и новые индустриальные страны. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX-XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. Развивающиеся страны Азии и Африки. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века. Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца XX века. Интеграционные процессы в Латинской Америке.Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире. | ||||||||
«ИСТОРИЯ РОССИИ. XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА» | ||||||||||
| 44ч. | Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства. Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве). Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм. Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот. Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума. Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи». Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны. Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура. Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм. По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства. От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране. Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР. «Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.). Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками. Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка. Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма. Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство. Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна. Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн. Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации. Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма». Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР. Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом—осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной—осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне. Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам. Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура. СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы. Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция. Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий. Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира. Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира». Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты. Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с | ||||||||
Планируемые результаты по разделам программы.
Название темы радела | Планируемые результаты | |
Мир в индустриальную эпоху: конец XIX – середина XX века. | В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать · основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность · и системность отечественной и всемирной истории; · периодизацию всемирной и отечественной истории; · современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной · и всемирной истории; · историческую обусловленность современных общественных · процессов; · особенности исторического пути России, ее роль в мировом · сообществе; уметь · проводить поиск исторической информации в источниках разного · типа; · критически анализировать источник исторической информации · (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели · его создания); · анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); · различать в исторической информации факты и мнения, · исторические описания и исторические объяснения; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, · пространственные и временные рамки изучаемых исторических · процессов и явлений; · участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, · формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, · используя для аргументации исторические сведения; · представлять результаты изучения исторического материала в · формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · определения собственной позиции по отношению к явлениям · современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; · использования навыков исторического анализа при критическом · восприятии получаемой извне социальной информации; · соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически · возникшими формами социального поведения; · осознания себя как представителя исторически сложившегося · гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, · гражданина России. | |
Мировое развитие во второй половине XX – начале XXI века . | ||
Российская империя накануне Первой мировой войны. | ||
Россия в годы революций и Гражданской войны | ||
Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. Советская Россия в 1920-е г. | ||
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. | ||
Советский Союз в первые послевоенные десятилетия.1945- 1964г. | ||
СССР в годы «коллективного руководства» | ||
Перестройка и распад советского общества | ||
Россия на рубеже XX – XXI вв. | ||
Контроль реализации программы
Контроль реализации программы осуществляется в виде проверка знаний обучающихся. Количество обязательных контрольных работ программой по истории не предусмотрено. Но для максимального усвоения программного материала в календарно-тематическое планирование включены контрольные работы.
Виды контроля | Формы контроля |
1.Текущий контроль | 1. Устный опрос |
2.Итоговый контроль по разделам курса. | 1. Контрольная работа |
Количество плановых: контрольных работ | К/р №1 по теме: «Мир в XX-XXI вв. К/р №2 по теме: «История России XX-XXI век». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки проведения | П/П | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (по разделам) | Вид контроля | Домашнее задание |
I. Всеобщая история. История Новейшего времени.(24 часов) | ||||||
2.09 | Введение. Новейшая история – период всеобщей истории | 1ч. | ||||
Раздел I. Мир в индустриальную эпоху | ||||||
Тема №1 Мир в конце XIX- в первой четверти XX веков (8 часов) | ||||||
5.09 | Научно - технический прогресс в конце XIX- последней трети XX века | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §1,2 | ||
9.09 | Модернизация в странах Европы, США и Японии | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §3, | ||
12.09 | Пути развития народов Африки, Азии и Латинской Америки | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §6, | ||
16.09 | Державное соперничество и Первая мировая война. | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §7, | ||
19.09 | Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §8-9, | ||
23.09 | Эволюция либеральной демократии | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §10, | ||
26.09 | Тоталитаризм как феномен XX века. Фашизм в Италии и Германии | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §11-12, | ||
30.09 | Проблемы войны и мира в 1920-е гг, милитаризм и пацифизм | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §14, | ||
Тема №2 Вторая мировая война | ||||||
3.10 | Международные отношения в 1930-е гг. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §15, | ||
7.10 | На путях ко Второй мировой войне | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §16, | ||
10.10 | От европейской к мировой войне: 1939-1941гг. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §17, | ||
14.10 | Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §18, | ||
17.10 21.10 | 14 15 | Мировая культура в первой половине XX века | 2ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §19-21, | |
Раздел II. Мир на пути к информационному обществу | ||||||
24.10 | Технологии новой эпохи и становление глобального информационного общества. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §22-23, | ||
28.10 | Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §30-32, | ||
31.10 | От разрядки к завершению «холодной войны» | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §35-36, | ||
11.11 | Идеология на рубеже XX-XXI века | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §37, | ||
14.11 | Кризис тоталитарного социализма. Распад советского общества | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §40, | ||
18.11 | Становление информационного общества в странах Запада. | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §42-43, | ||
21.11 | Модернизационные процессы в США и Западной Европе в 1980-1990-х гг. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §46-47, | ||
25.11 | Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §45-46, | ||
28.11 | К/р №1 по темам: «Мир в XX-XXI вв». | 1ч. | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | К/р | учить конспекты лекций | |
II. История России (46 часов) Раздел I. История России в 1900-1922гг. | ||||||
2.12 | Социально-экономическое развитие страны в конце XIX — начале XX в. | 1ч. | Общеклассные дискуссии. | §1 | ||
Тема №1. Российская империя накануне первой мировой войны | ||||||
5.12 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | -2, | ||
9.12 | Российское общество: национальные движения, революционное и подполье, либеральная оппозиция. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §3, | ||
12.12 | Революция: начало, подъем, отступление. | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §4 | ||
16.12 | Становление российского парламентаризма. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §-5 | ||
19.12 | Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §6-7 | ||
23.12 | Россия в Первой мировой войне: конец империи. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §8, | ||
26.12 | Русская культура конца XIX — начала XX | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §9, | ||
30.12 | По пути демократии. От демократии к диктатуре. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §10-11, | ||
13.01 | Большевики берут власть. Первые месяцы большевистского правления. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §12-13, | ||
16. 01 | Огненные версты Гражданской войны. Начальный этап войны. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §14,с.104-109 | ||
2 20.01 | Огненные версты Гражданской войны. Завершение войны. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §14,с.109-112 | ||
23.01 | Почему победили красные? | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §15, | ||
27.01 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская революцияи становление новой России» | 1ч. | Общеклассные дискуссии | учить конспекты лекций | ||
30.01 | Социально-экономическое развитие страны | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §16 | ||
6.02 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §17 | ||
3.02 | Образование СССР. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §18 | ||
10.02 | Внешняя политика и Коминтерн. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §19 | ||
13.02 | Кардинальные изменения в экономике. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §20 | ||
17.02 | Общественно-политическая жизнь. Культура. | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §21 | ||
20.02 | «Страна победившего социализма»: экономика, социальнаяструктура, политическая система. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §22 | ||
24.02 | На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 1930-е гг. Накануне грозных испытаний. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §23 -24 | ||
27.02 | Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР: годы форсированной модернизации». | 1ч. | Общеклассные дискуссии | учить конспекты лекций | ||
3.03 | Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах | 1ч. | Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов. | §25 | ||
6.03 | Борьба за линией фронта | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | § 26 | ||
10.03 | Советский тыл в годы войны | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §27, | ||
13.03 | СССР и союзники. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §28, | ||
17.03 | Итоги войны | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §27,с.222-224 | ||
31.03 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война». | 1ч. | Общеклассные дискуссии | учить конспекты лекций | ||
3.04 | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §29 | ||
7.04 | Восстановление и развитие народного хозяйства. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §30, | ||
10.04 | Власть и общество. Изменения в политике и культуре. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §31, §32 | ||
14.04 | Преобразования в экономике. СССР и внешний мир. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §33-34, | ||
17.04 | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965—1985 гг. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §35, | ||
21.04 | Общественно-политическая жизнь. Культура | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | |||
24.04 | Перестройка и её итоги. Распад СССР | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | § 37- 38. | ||
28.04 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §39 | ||
1.05 | Начало кардинальных перемен в стране. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §40 | ||
5.05 | Российское общество в первые годы реформ. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §41, | ||
8.05 | Ситуация в стране в конце XX в. Россия сегодня. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §42- 43, | ||
12.05 | Внешняя политика России. | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | §44 | ||
15.05 | Повторительно-обобщающий урок по теме «На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX - начале XXI в.» | 1ч. | Общеклассные дискуссии | учить конспекты лекций | ||
19.05 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России XX –начало XXI века». | 1ч. | Лекция. Составление конспектов урока. Общеклассные дискуссии | учить конспекты лекций | ||
22.05 | К/р №2 по теме: «История России XX-XXI век». | 1ч. | Общеклассные дискуссии | К/р |
8.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории ученик должен: Знать/понимать: - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями: - определять и объяснять понятия; - выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе; - рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма; - раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства; - анализировать исторические явления, процессы, факты; - обобщать и систематизировать полученную информацию - давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; - осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; - определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; - обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии; - участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх; - определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; - выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; - осуществлять самоконтроль и самооценку. |
9.Материально-техническое обеспечение
- Комплект исторических карт по данному периоду
- Комплект презентаций к урокам по данному материалу
- Мультимедийное оборудование: ПК, проектор,интерактивная доска.
10.Учебно-методический комплекс
1.Загладин Н.В. Всемирная история: XX век: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. – М. 2009 г.
2.Левандовский, А. А. Щетинов Ю. А., С. В. Мироненко «История России. XX — начало XXI века» М. 2009 г.
Дополнительная литература
1.Отечественная история: Конспект лекций.(Л.И.Семенникова, Н.Л.Головкина, Т.В.Сдобнина, Н.Н.Черкесова.- 2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2006.- 320с.
2.Поурочное планирование. Пособие для учителя. Н.С. Кочетов
3.Тесты по истории России XX – начало XXI вв. к учебнику « История Отечества.XX –начало XXI века» Н.В. Загладин , С.Н Козленко , С.Т. Минаков « Русское слово», 2010