Тема 1. История как наука. Основы методологии и методики изучения истории.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «История»
ИСТОРИЯ
Методическое пособие
по подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии
и оформлению рефератов и докладов
Санкт-Петербург
История: методическое пособие / Под ред. Фортунатова В.В., Фирсова А.Г. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2013.
Методическое пособие носит комплексный характер. В него включены планы семинаров, тематика рефератов и докладов, вопросы к зачету, списки литературы и методические указания по подготовке к занятиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке к семинарским занятиям и зачету
Дисциплина «История» изучается студентами всех направлений подготовки в Петербургском государственном университете путей сообщения в течение одного из семестров обучения на первом курсе. Изучение дисциплины завершается зачетом. Все формы работы студентов на занятиях всех видов оцениваются преподавателями по балльно-рейтинговой системе на протяжении всего семестра. В случае набора студентом установленного количества баллов зачет по дисциплине «История» выставляется автоматически. При наборе студентом недостаточного количества баллов проверка его знаний проводится путем устного опроса по материалу изучаемой дисциплины.
Одной из важнейших форм обучения является лекция, на которую выносятся, как правило, узловые, наиболее сложные вопросы курса. Лекция учит умению обращаться с фактами, делать выводы, обобщения, помогает подготовиться к семинарским занятиям и зачету. В случае пропуска студентом лекционных занятий проработка материала пропущенной темы может стать одним из условий выставления зачета. Ведение конспекта лекций является важным условием усвоения излагаемого материала. Наличие конспекта и его содержание могут быть оценены преподавателем в том или ином количестве баллов.
Для более глубокого изучения истории проводятся семинарские занятия со студентами дневного и вечернего отделений по группам. Характерной особенностью семинара является активное творческое обсуждение темы (раздела) студентами под руководством преподавателя. Каждый студент должен готовиться к выступлению по всем вопросам плана семинарского занятия. Следует продумать материал, изложенный в конспекте лекции, прочитанной литературы, составить план своего выступления по каждому вопросу. Участники обсуждения внимательно слушают выступления своих товарищей, вносят дополнения, исправляют ошибочное или неточное изложение материала. Для облегчения подготовки выступлений в планы семинарских занятий включены вопросы для обсуждения, конкретизирующие содержание основных вопросов семинара. В каждом разделе курса приводятся также списки важнейших понятий и терминов и ключевых дат и событий. Эти списки призваны помочь студентам проверить степень усвоения материала по той или иной теме и обозначают тот минимум знаний, который необходим для успешного участия в работе на семинаре.
На семинаре может быть избрана форма работы в виде докладов, тогда каждый студент в течение семестра готовит 1-2 доклада по основным вопросам или по тематике рефератов и докладов. Активность на семинарских занятиях – основной способ набора баллов в течении семестра. Основные вопросы семинаров выносятся на зачет для собеседования со студентами дневного и вечернего отделений.
В ходе семинарских занятий могут проводиться различные виды контрольных работ, чаще всего в виде тестов. Решение тестовых заданий также оценивается в баллах.
Преподаватель может организовать семинарское занятие в форме практической работы с информацией исторических источников. Материалы для практикума помещены в методическом пособии отдельно. В них представлены выдержки из ряда документальных памятников разных эпох, наиболее ярко характеризующих особенности социально-политического развития человечества в тот или иной период истории.
Самостоятельная работа студентов проходит под руководством и контролем преподавателя. Одним из вариантов организации самостоятельной работы может стать выполнение особых заданий, примерный список которых приводится в каждом разделе курса. Преподаватель может предлагать студентам и другие виды заданий, оценивая их выполнение в балльно-рейтинговой системе.
Консультации также занимают важное место в учебном процессе, так как помогают студентам лучше усвоить сложные вопросы курса. На индивидуальных консультациях студенты могут беседовать с преподавателем по всем интересующим их вопросам курса.
Преподаватель может пригласить к себе на индивидуальную консультацию тех студентов, которые редко выступают на семинарских занятиях или выступают неудовлетворительно, и студентов, пропустивших семинарское занятие и имеющих задолженность по теме семинара.
В качестве базовых учебных пособий по дисциплине «История» следует использовать следующие издания:
1. История: учебное пособие/ под ред. В.В.Фортунатова. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2012. – 417 с.
2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб.:Питер, 2012. – 464 с.
Учебный материал в этих пособиях изложен применительно к программе изучения дисциплины, используемой в Петербургском государственном университет путей сообщения, основные главы и разделы совпадают с темами семинарских занятий. Ознакомление с содержанием того или иного раздела должно быть первым шагом при подготовке к семинару. Для углубленной проработки основных вопросов семинара, поиска ответов на вопросы для обсуждения и вопросы для проверки знаний необходимо обращаться к изданиям, указанным в списках литературы к каждой теме.
Вопросы для обсуждения
1.Чем отличаются предмет от объекта изучения истории? Для чего необходима периодизация мировой и отечественной истории? Что такое историческое знание и историческое сознание?
2.Кто занимался изучением истории в различные исторические эпохи? Как становятся историками в России и других странах? Что отличает профессионального историка от обычных любителей истории? Какие вопросы изучают геральдика, нумизматика, сфрагистика, дипломатика, палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины?
3.Что такое исторический факт? Из каких источников историки черпают сведения для своих трудов? Чем отличаются материальные источники от письменных? Какие новые источники исторических сведений появились во второй половине XX – начале XXI вв.? Что такое формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно-исторический подходы к изучению истории? Какими принципами должен руководствоваться профессиональный историк? Чем занимается философия истории? Что такое методология истории?
4.Что необходимо историку для установления исторической истины, возможно ли её получить? Какой период можно назвать золотым веком в истории России, Англии, Франции, США, Китая, других стран? Кто более матери-истории ценен: вокруг каких исторических фигур и почему в течение длительного времени продолжаются споры? Почему историки любят спорить по поводу исторических терминов (понятий, дефиниций)? Почему в кандидатских и докторских диссертациях, в серьезных исследованиях всегда есть историографическое введение (история вопроса)?
Кто и почему чаще всего искажает (фальсифицирует) историю? Почему в России создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по борьбе с фальсификациями истории? Какие фальсификации российской истории представляются вам наиболее опасными? Как отличить фальсификацию, лживое изложение исторических сюжетов от исторической правды?
Важнейшие понятия и термины:
Исторический процесс, историческое сознание, научность, объективность, историзм, диалектика, цивилизация, историческая география, историческая демография, ономастика, топонимика, геральдика, нумизматика, метрология, археология, историография.
Ключевые даты
4241 г. до н.э.– в Египте введен календарь; это первый год, который можно уверенно датировать.
Около 450 г. до н.э. – древнегреческий ученый и историк, «отец истории» Геродот составил карту мира.
6 г. до н.э. – наиболее вероятная дата рождения Иисуса Христа.
476 г., н.э. – падение Западной Римской империи, рубеж античной эпохи и феодализма.
Темы докладов и рефератов.
Место исторического знания в общественном сознании, в мировоззрении личности.
История на службе правителей. Биография и творчество выдающихся отечественных и зарубежных историков (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, В.И. Старцев и другие; Геродот, Фукидид, Сыма Цянь, Тацит, Аврелий Августин, Ибн Хальдун) – по выбору студентов. Исторические концепции Полибия, Августина Блаженного, Г.В.Ф. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Шпенглера, А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевского, М. Блока, Ф. Броделя, Л.Н. Гумилева и других – по выбору студентов.
Принципы исторического исследования. Методы исторического исследования. О чем рассказывают монеты, гербы, названия рек, улиц, городов, железнодорожных станций и т.д.? Почему Ивановых, Кузнецовых, Сидоровых, Петровых больше всего в России? Какая фамилия главная в мире? Почему российский орёл двуглавый? Косая сажень в плечах: много или мало?
Выдающиеся государственные деятели, ученые, философы об истории. Религиозная, позитивистская, марксистская и т.д. концепции мирового развития. Исторические взгляды Гомера, Аристотеля, У. Шекспира, В. Скотта, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других деятелей культуры.
Какими были в описаниях историков Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Клеопатра, Иисус Христос, царь Ирод, Константин Великий, Карл Великий, Рюрик, Владимир I, Александр Невский, Ричард Львиное Сердце, Жанна д´Арк, Иван Грозный, Оливер Кромвель, Петр Великий, В.И. Ленин, И.В. Сталин и другие исторические персонажи?
Задания для студентов
(с использованием Интернет, справочной и учебной литературы).
1. Подготовить мини-справку об историческом термине.
2. Ознакомиться с сочинением на историческую тему и составить краткую аннотацию.
3. Составить сравнительную таблицу по избранному сюжету, например, сравнительный анализ формационного, цивилизационного, альтернативного, сравнительно-исторического подходов к изучению истории; сравнение взглядов историков разных направлений или на ту или иную проблему и т.д.
4. Сделать подборку высказываний известных людей по тем или иным историческим событиям, сюжетам, личностям, явлениям.
5. Обнаружить ложную историческую информацию в сообщениях СМИ.
Вопросы для проверки знаний.
1.В чем состоят особенности периодизации, которая положена в основу курса «История» по Федеральному Государственному стандарту третьего поколения? В чем заключаются характерные черты исторического сознания россиян (старшего поколения, молодежи, различных социально-профессиональных групп)? Какие вопросы российской истории требуют более полного исследования и всестороннего освещения?
2.Какие известные историки жили, работали, похоронены в Петербурге? Какие труды по истории железнодорожного транспорта, Петербургского государственного университета путей сообщения имеются в библиотеке ПГУПС? Как складывались судьбы историков в разные эпохи?
3.Какие исторические архивы имеются в Петербурге? Что такое внешняя и внутренняя критика источника? Чем занимаются археологи, источниковеды, палеографы и другие специалисты?
4.Что может служить истиной в споре между историками? Действительно ли история «никого и ничему не учит»?
5.Какие сюжеты российской истории подвергаются наибольшим искажениям со стороны некоторых зарубежных историков? Почему и для чего это делается? Какие сюжеты отечественной истории подвергаются наибольшим искажениям со стороны некоторых российских историков, политиков, деятелей культуры? Почему и для чего это делается? Какие сюжеты мировой истории и почему подвергаются наибольшим искажениям со стороны российских историков, политиков и деятелей культуры? Какое место занимают исторические сюжеты во взаимоотношениях России с соседями по ближнему и дальнему зарубежью?
Литература:
Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- М., 2008.
Бердинских В. А.Ремесло историка в России.- М., 2009.
Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов вузов.- 3-е изд.- М., 2009.
Згурский Г. В. Словарь исторических терминов.- М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов. - М., 2006.
Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие.- М., 2007.
Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета.- М., 2006.
Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961.- М., 2008.
Ключевые даты
III тыс. до н.э. – появление древнейших цивилизаций
VI в до н.э. – возникновение буддизма
334-323 гг. до н.э. – походы Александра Македонского
270-30 гг. до н.э. - завоевание Средиземноморья Римом
313 г. – провозглашение свободы исповедания христианства в Риме
476 г. – падение Западной Римской империи
622 г. – бегство Мухаммеда из Мекки в Медину. Начало исламской эры.
731 г. – битва при Пуатье. Завершение арабских завоеваний.
800 г. – коронация Карла Великого императором
862 г. – летописная дата призвания варягов в Новгород
882 г. – объединение Новгорода и Киева в одно государство
988 г. – Крещение Руси
1019-1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого
1097 г. – съезд князей в Любече
1113-1125 гг. – княжение Владимира Мономаха в Киеве
Важнейшие понятия и термины
Антропогенез, неолитическая революция, этногенез, политогенез, Древний мир, рабство, полис, эллинизм, демократия, деспотия, Великое переселение народов, варварские королевства, феодализм, халифат, викинги, «норманнская проблема», «военная демократия», полюдье, погост, вече, дружина.
Темы рефератов и докладов:
Происхождение человека: основные концепции. Первые орудия труда человека. Медь, бронза и первые государства. Великие реки и первые цивилизации.
Древний Египет. Шумерская цивилизация. Вавилонское царство. Ассирия. Иудейская цивилизация. Персидское царство. Античная Греция. Походы Александра Македонского. Эллинистический мир. Общественное устройство Древнего Рима. Дворцовые и храмовые хозяйства Древнего Востока. Рабский труд в экономике Древнего Рима.
Варварские королевства в Европе. Восточная римская империя в эпоху Юстиниана I. Арабские завоевания в VII-VIII вв. Карл Великий: король франков и римский император.
Археологические культуры Восточноевропейской равнины. Восточные славяне в VI-VII вв. Завоевания викингов в Западной Европе. Хазарский каганат. Происхождение названия Русь. История славянской письменности. Крещение Руси: факты и легенды. «Русская Правда» - первый памятник отечественного права.
Особенности развития русских земель в XII в.: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Смоленское княжество. Полоцкое княжество. Новгородская земля.
Задания для студентов:
1. Подготовить краткую справку об историческом термине, не включенном в список важнейших.
2. Объяснить, в виде краткой справки, историческое значение событий и явлений, обозначенных в списке ключевых дат
3. Составить сравнительную таблицу по истории древнейших цивилизаций. Темы: государственное устройство, общественное устройство, экономическое устройство, религия.
4. Составить генеалогические схемы: «Правители Киевской Руси от Рюрика до Ярослава Мудрого», «Династия Владимиро-Суздальских князей», «Династия Меровингов», «Династия Каролингов», «Династия Плантагенетов».
5. Обозначить на современной политической карте границы цивилизаций Древнего мира, государств Средневековой Европы, русских земель и княжеств XII в.
Вопросы для проверки знаний:
1. Что такое «политогенез»? Какие этапы можно выделить в процессе общества образования государства? Что такое «военная демократия»? Какова может быть роль религии в образовании государства?
2. Какое время и какие территории в истории и человечества объединены в понятие «Древний мир»? Какие общие черты можно выделить в развитии всех цивилизаций Древнего мира? В чем проявилась специфика западного и восточного типа развития в цивилизациях Древнего Востока и античности?
3. Что такое «этногенез»? Какие этносы появляются в Европе в эпоху Великого переселения народов? Охарактеризуйте государственное устройство т.н. «варварских королевств»? Была ли империя Каролингов наследницей Рима?
4. Выделите характерные черты и особенности цивилизационного процесса в России. Охарактеризуйте взаимодействие Древнерусского государства с западными, восточными и степными цивилизациями в IX-XII вв.
5. Что обозначают понятие «политическая раздробленность»? Какие признаки политической раздробленности можно выделить в развитии русских земель в XII в? Выделите позитивные и негативные последствия раздробленности.
Литература:
Васильев Л.С. Всеобщая история: Учебное пособие. В 6 т. М., 2007. Т.1. Древний Восток и античность. Т.2. Восток и Запад в Средние века.
От Руси до России. – М., 2009. (Энциклопедия всемирной истории).
Вейш Г. Древний Египет: зарождение мировой цивилизации. М., 2005.
Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. М., 2007.
Гизо Ф. История цивилизации в Европе. М., 2007.
Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. – М., 2004.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): курс лекций. – М., 1998.
Джеймс П. Римская цивилизация. М., 2000.
Древние цивилизации: Энциклопедический словарь. М., 2006.
Кембриджская история древнего мира. М., 2007.
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
Очерки распространения исламской цивилизации. В 2 т. М., 2002.
Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь.- СПб., 2003.
Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. – СПб., 2000.
Формозов А.А.Древнейшие этапы истории Европейской России. М., 2003.
Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб., 2011
ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Основные вопросы семинара
1. Каковы социальные, экономические, политические, духовные особенности средневекового европейского общества?
2. Что стало причинами катастрофического разгрома Древней Руси?
3. Почему систему отношений между Золотой Ордой и русскими землями называют игом?
4.Что сохранилось в русских землях от периода Древней Руси? Что появилось нового?
5. Какую роль сыграли московские князья Даниловичи в возрождении русской государственности?
Важнейшие понятия и термины
Гуманизм, «революция цен», буржуазия, абсолютная монархия, инквизиция, католичество, православие, протестантизм, абсолютизм, мануфактура, деспотия, республика, земщина, опричнина, Смутное время.
Ключевые даты
1096-1291 г.– эпоха крестовых походов.
1204 г. – разгром Константинополя рыцарями в ходе четвертого крестового похода.
1206 г.– провозглашение Тимучина (одного из племенных кочевых вождей) Чингисханом (Великим ханом). Начало формирования Монгольской империи.
1223 г. – поражение русских и половецких войск в битве с монголо-татарами на р.Калке.
1237-1238 г.– вторжение монголо-татар в Северо-Восточную Русь.
1240—1242 г. – вторжение монголо-татар в Южнорусские земли.
1240, 15 июля– Невская битва. Победа русских дружинников под командованием князя Александра Ярославича над шведскими войсками.
1242, 5 апреля – Ледовое побоище. Поражение рыцарей Тевтонского Ордена на льду Чудского озера.
1265 г – начало деятельности английского парламента.
1380, 8 сентября – Куликовская битва.
1445 г. – изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом.
1453-1461 – падение Византийской империи под ударами турок-османов.
1462-1505 – правление Ивана III, государя всея Руси.
1480 г.– «Стояние на реке Угре». Освобождение Руси от ордынского ига.
1497 г. – Судебник Ивана III.
Темы докладов и рефератов
История крестовых походов. История городов средневековой Европы. Первые европейские университеты. Чингисхан и его империя. Золотая Орда: образование, расцвет, упадок. Военная и государственная деятельность Александра Невского. Крестоносцы и судьбы северо-западных русских земель. Общерусская программа правителей Великого княжества Литовского. Москва как новый центр возрождения русской государственности. История создания Московского кремля. Великое княжение Дмитрия Ивановича (Донского). Государственная идеология «Москва –Третий Рим». Сергий Радонежский – великий подвижник земли русской. Андрей Рублев – выдающийся представитель русской национальной школы живописи.
Задания для студентов
1. Подготовить мини-справку об историческом термине: вотчина, феодальная раздробленность.
2. Ознакомиться с сочинением на историческую тему и составить краткую аннотацию: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.
3. Провести сравнительный анализ процессов централизации и их результатов в Западной Европе и Московской Руси.
4. Сделать подборку высказываний известных людей об Александре Невском.
5. Сравнить деятельность Ивана III с деятельностью любого другого правителя страны. Почему Ивана III современники называли Великим?
Вопросы для проверки знаний
1. Каковы основные политические, экономические и социальные черты европейского феодализма.
2. Какие тенденции развития средневековых европейских государств создавали предпосылки для формирования новых капиталистических отношений.
3. Кто такой Чингисхан? Каковы результаты его государственной и завоевательной деятельности?
4. Какие особенности формирования Великого княжества Литовского создавали условия для объединения вокруг него всех древнерусских земель? Почему этого не произошло?
5. Каким образом формировалась поместная система землевладения в Московской Руси? Каковы цели и последствия ее введения.
Литература:
Богданов А. Александр Невский. М., 2009.
Борисов Н.С. Иван III. М, 2000.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. – М., 2002.
История монголов. М., 2008.
История Средних веков. В 2 т. / Под ред. С.П.Карпова. М.: МГУ, 2005.
История Франции. СПб., 2008.
Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 2011.
Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. М., 2011.
Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2008.
Линтнер В. Италия: история страны. М.- СПб., 2007.
Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений с татарскими государствами в XIII-XVI вв.- М., 2001.
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: В 2 т.. СПб., 2000.
Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. М., 2003.
Вопросы для обсуждения
Вчем значимость Великих географических открытий? Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеку? Какие новые представления о вере, мирской жизни, церкви выработала Реформация? Почему состоялась опричнина? Какую роль играла Речь Посполитая во внешней политике России в XVI-XVII вв.? Почему утвердилось крепостничество на Руси? Причины Смутного времени? Мог ли Б. Годунов предотвратить Смуту? Что явилось основой народного ополчения во главе с К. Мининым и Д. Пожарским? Почему сословно-представительная монархия эволюционировала в сторону абсолютизма? Почему в России не состоялась Реформация, а только Раскол?
Важнейшие понятия и термины
Абсолютная монархия, Великие географические открытия, Возрождение (Ренессанс), губа, губной староста, губная грамота, дети боярские, заповедные годы, Земский собор, земский староста, Избранная Рада, кормления, модернизация, народное ополчение, опричнина, патриарх, пожилое, протестантизм, Реформация, самозванец, Соборное Уложение, сословно-представительная монархия, Страшный суд, целовальник.
Ключевые даты
XV в. –Великие географические открытия.
XIV – XVI вв. –Зарождение и развитие культуры Возрождения в Италии.
1566-1609 – Революция в Голландии.
1640-1660 – Английская революция.
1517 –начало Реформации в Западной Европе. Выступление М. Лютера в Германии.
1533-1584 –правление Ивана Грозного.
1547 –венчание на царство Ивана IV.
1552 –присоединение Казанское ханства.
1556 –присоединение Астраханского ханства.
1558-1583 –Ливонская война.
1589 –учреждение патриаршества в России.
1598-1613 –Смутное время в России. Гражданская война.
1613 –Земский собор. Провозглашение царем Михаила Романова.
1613-1645 –правление Михаила Романова.
1645-1676 –царствование Алексея Михайловича.
1649 –Соборное Уложение. Запрет крестьянского перехода.
1670- 1671 –Крестьянская война под руководством С. Разина.
Темы докладов и рефератов
Роль личности в эпоху Возрождения. Протестантская этика как норма жизни буржуазной Европы. Европейская сословно-представительная монархия и абсолютизм. Пути централизации Российского государства: была ли альтернатива? Андрей Курбский – первый диссидент. Роль и значение царской власти в системе Московского государства. Земский собор и его значение в русской истории. Смута как кризис русской государственности; Роль Речи Посполитой в развитии Смуты в России. Политические силы эпохи Смуты. Романовы на русском престоле (портреты государей). Церковный раскол в русской православной церкви и его последствия. Русская средневековая культура: общее и особенное.
Задания для студентов
В качестве ответа на один из предложенных вопросов необходимо подготовить сочинение-рассуждение (эссе) объемом около 2-3 страниц.
С какими событиями связано появление индивидуализма?
Почему протестантизм разделился на несколько направлений?
В какой стране буржуазные отношения получили классическое развитие?
Почему процессы Возрождения и Реформации имели особенности на европейском пространстве?
К каким изменениям в обществе вел проект Избранной Рады?
В чем состояла основная цель опричнины?
В чем состоит феномен самозванчества?Каковы причины народных движений “бунташного» века?
Что составляло социально-экономическую основу российского самодержавия?
В чем суть церковного раскола в России XVII в.?
Какие территории вошли в состав России во второй половине XVII? Каково значение русских географических открытий?
Литература:
Васильев Л.С. Всеобщая история: Учеб. пособие. В 6 т. Т.3. От Средних веков к Новому времени (XVI-XVIII вв.). М., 2008.
История. XVI-XVIII вв.: Энциклопедия. /Научно–ред. совет А.О.Чубарьян и др. М., 2004.
История государства Российского: Хрестоматия: Свидетельства. Источники. Мнения. XVII в.: Кн. 2/ Авт.-сост. Г.Е. Миронов. М., 2000.
Зимин А.А. Опричнина. М.,2001.
Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. М., «Наука».- 2000.
Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. М., Русское слово. – 2001.
От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. М., 1998.
Пантин В.И., Лапкин В.В. Россия между Западом и Востоком: проблемы геополитического и геокультурного самоопределения// Цивилизации. Вып. 7. М., 2006.
Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX- XVII вв. СПб., - 2000.
Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. – СПб., 2011.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Вопросы для обсуждения
В чем состояли новые взаимосвязи и различия России и Европы в XVIII веке?
Какие шаги сделала Россия навстречу Европе в XVIII веке?
В чем общее и особенное в проведении колониальной политики, проводимой Россией, Великобританией, Францией?
В чем проявлялся догоняющий характер российской модернизации?
Какие деяния Екатерины II сделали Россию великой европейской страной?
Охарактеризуйте замыслы М.М. Сперанского в реформировании государственного устройства России.
Важнейшие понятия и термины
Революция, модернизация, дворянство, просвещенный абсолютизм, подушная подать, рекрутская повинность, Сенат, Синод, тайная канцелярия, барщина, месячина, оброк, военные поселения, вольные хлебопашцы, бюрократия, гражданин, западничество, камерализм, класс, меркантилизм, олигархия, реформа, черта оседлости, биржа, гвардия, государство, демократия, мануфактура, романтизм, сентиментализм, цивилизация.
Ключевые даты
1682-1725 – царствование Петра Великого.
1700-1721 – Северная война.
1703 – основание Санкт-Петербурга.
1709, 27 июня – Полтавское сражение.
1721 – принятие Петром I императорского титула, провозглашение России империей.
1762-1796 – царствование Екатерины II.
1775-1783– война за независимость северо-американских колоний Великобритании в Северной Америке.
1776, 4 июля – провозглашение независимости США.
1785 – Жалованная грамота дворянству и городам.
1789-1799 – Великая Французская революция.
1801-1825 – царствование Александра I.
1809, 2 декабря – Манифест Александра I об образовании Главного управления путей сообщения, Корпуса инженеров путей сообщения и Института Корпуса инженеров путей сообщения.
1812 – Отечественная война с Наполеоном.
1825, 14 декабря – восстание декабристов в Петербурге.
Темы докладов и рефератов
Выдающиеся деятели эпохи Просвещения: Вольтер, Бенджамин Франклин, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Клод Гельвеций, М.В. Ломоносов и др. Французская революция и изменение социальной структуры западного общества. Средний класс: основные проблемы его формирования в Новое время. Буржуазия Европы и Америки в XVIII- XIX вв. Эволюция роли и значения религии и церкви в Новое время. Женщина в Западном обществе. Развитие средств связи и транспорта, техники и технологии в Новое время. Вступление России в европейскую цивилизацию. «Птенцы гнезда Петрова».
Петровский Санкт-Петербург. Военная деятельность Петра I. Просвещение в Петровской России. Екатерина II и ее соратники. Зодчие и строители Санкт-Петербурга (XVIII - I-й четверти XIX в.). Российская дипломатия на переломных моментах истории (XVIII – начало XIX вв.). М.М. Сперанский. Декабристы: политические проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Рождение и развитие российского флота (XVIII-XIX вв.). Военачальники и флотоводцы России: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др. Герои 1812 года. Культура России – неотъемлемая часть мировой культуры. А.С. Пушкин в Петербурге. Августин Бетанкур – организатор Института Корпуса инженеров путей сообщения.
Задания для студентов
(С использованием Интернета, литературы социально-экономического отдела библиотеки ПГУПС)
1. Составить сравнительную таблицу оценки деятельности и реформ Петра I с точки зрения западников и славянофилов.
2. Сделать сравнительный анализ документов: Жалованной грамоты дворянству Екатерины II и Декларации прав человека и гражданина США.
3. Составить сравнительную таблицу о промышленном перевороте в Европе и России в XVIII-XIX в.в.: что было общее и особенное.
4. Составить хронологическую таблицу, отражающую процесс строительства железных дорог (дата, название дороги) в Европе, России, США.
5. Составить список выдающихся изобретателей, инженеров – строителей железных дорог в XVIII-XIX вв. (с портретами, кратким описанием биографии).
Литература
Архипова Т.Г.История государственной службы в России XVIII – XX века: Учебное пособие. – М.: 2000.
Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб, 2005.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2004.
Экономическая повседневность в жизни русских людей (IX – первая половина XIX вв.): Учебное пособие /Под ред. В.В. Фортунатова. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2005.
Боголюбов А.Н., Павлов В.Е., Филатов Н.Ф.Августин Бетанкур (1758-1824). Ученый, архитектор, градостроитель. – Нижний Новгород., 2002.
Выскочков Л.В. Император Николай I: Человек и государь. – СПб., 2001.
Гордин А.Я. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX в.- СПБ., 2000.
Доценко В.Д. Знаменитые люди Санкт-Петербурга: Биографический словарь. СПб.: 2003.
Лопатников В.А.Пьедестал: Время и служение канцлераГорчакова.–М., 2003.
Ляшенко Л.М. Александр II, или история трех одиночеств. М., 2003.
Манько А.В. Женщины на русском престоле. М., 2002.
Опыт российских модернизаций XVIII-XX века. – М.: Наука, 2000.
Павленко Н.И. История Петра Великого. М.: Вече, 2006.
Павлов В.Е. Русский испанец. СПб.: ПГУПС, 2007.
Улыбин В.В.Александр I: обратная сторона царствования: власть и тайные общества в 1801-1825 годах. СПб., 2004.
Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций. – М., 2005.
Соловьев С.М. Император Александр I. – М., 2003.
Томсинов В.А. Сперанский . М.: Молодая гвардия,2006.
Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций. М., 2001.
Вопросы для проверки знаний
1. В чем состояли цели реформ С.Ю Витте и П.А. Столыпина?
2. Назовите источники индустриализации России в конце XIX- начале XX веков.
3. Назовите причины Первой мировой войны. Роль России в Первой мировой войне.
4. Каковы особенности развития России в феврале—октябре 1917 г.?
5. Когда произошел переход к тотальной Гражданской войне в России, что ему способствовало, и был ли победитель в этой войне?
Ключевые даты
1900-1903 гг. -мировой экономический кризис.
1904-1905 гг. -русско-японская война.
1905-1907 гг. -первая русская революция.
1914-1918 гг. -Первая мировая война.
1917-1922 гг. –революция и Гражданская война в России.
3 марта 1918г. - Брест-Литовский мирный договор. Выход России из I мировой войны.
11 ноября 1918 г. - Подписание Компьенского перемирия Антанты с Германией. Окончание I Мировой войны.
28 июня 1919 г. - Версальский мирный договор.
1919—1943. - III (Коммунистический) Интернационал.
1920—1921 - советско-польская война.
Темы докладов и рефератов
Цивилизационное своеобразие России: политический строй, государственная система управления и социально-классовая структура общества на рубеже XIX-XX веков. Политические партии и общественные организации в России. Опыт российского парламентариз