Статистической отчетности. Органы государственной статистики, их задачи
Статистические отчеты после их составления подписываются руководителями юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, а если это необходимо, то и главным бухгалтером. После подписания отчеты не позже установленных сроков сдаются в органы государственной статистики.
Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных носителях.
Датой представления государственной статистической от четности считается:
• для срочной статистической отчетности — дата передачи сведений по факсу или компьютерным системам;
• для почтовой статистической отчетности — дата, обозначенная на штемпеле почтовой организации на конверте или бандероли отправки государственной статистической отчетности;
• при представлении статистических отчетов нарочным датой отправки считается день фактической передачи их по принадлежности.
Нарушением сроков представления статистической отчетности является непредставление ее в сроки, указанные на формах статистической отчетности. Если последний день срока представления приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.
На этапе государственной регистрации (перерегистрации) организации, независимо от их форм собственности, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общереспубликанских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций и отражения в государственной статистической отчетности.
При реорганизации или ликвидации организации органам статистики представляют государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в Единый государственный регистр предприятий и организаций.
Организация статистики в различных странах представлена сетью государственных статистических организаций, которые с учетом потребностей государства и корпораций необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации).
Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции — Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии — Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ — Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения выполняют роль координирующих центров при разной степени децентрализации сбора статистических данных.
Организация статистики в России и Белоруссии в качестве системы государственных учреждений началась с XIX в. В 1858 г. был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), который утверждался как вневедомственный орган, объединяющий все статистические работы. Однако централизованная система
государственной статистики в этот период не сложилась. Отсутствовали статистические учреждения на местах, в ряде министерств (Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-начала 70-х гг. XIX в. началась активная деятельность земской статистики. Ее основная задача состояла в изучении пореформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика представлена системой учреждений, построенной по административно-территориальному принципу.
В настоящее время органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь № 345-3 от 28.11.2004 г. "О государственной статистике" являются:
• республиканский орган государственного управления в области государственной статистики;
• территориальные органы государственной статистики;
• уполномоченные государственные организации.
Республиканским органом государственного управления в области государственной статистики является Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.
К территориальным органам государственной статистики относятся областные и Минское городское управления статистики. В структуру областных и Минского городского управлений статистики входят отделы статистики в районах и городах (районах города Минска).
Республиканский и территориальные органы государственной статистики получают данные установленной отчетности от организаций, проводит специальные обследования, переписи. Однако система государственной статистики не получает первичной информации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства.
Данная функция возложена на уполномоченные государственные организации — государственные органы (организации), за исключением органов государственной статистики, осуществляющие ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию.
Государственные органы, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции обязаны соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации на основе персональной ответственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основными задачами органов государственной статистики являются:
• сбор, обработка, обобщение, анализ и распространение статистической информации о процессах, происходящих в экономической и социальной жизни Республики Беларусь и ее административно-территориальных единицах, на основе научно обоснованной методологии формирования статистических данных;
• обязательное представление статистической информации Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь;
• предоставление сводной статистической информации другим заинтересованным пользователям, включая юридические и физические лица иностранных государств, путем распространения докладов, сборников, бюллетеней и других публикаций;
• разработка, внедрение и совершенствование методологии формирования статистических данных с учетом международных статистических стандартов;
• координация и контроль деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам статистики, создание условий для использования этими органами статистических стандартов и методологии при проведении ими отраслевых, ведомственных и межотраслевых статистических наблюдений по формам и в соответствии с методическими указаниями к ним, утверждаемыми Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.
Органы государственной статистики представляют сводную статистическую информацию государственным органам, а также средствам массовой информации, научно-исследовательским организациям, общественным объединениям и населению в порядке, установленном Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.
Органы государственной статистики имеют право:
• привлекать юридических и физических лиц к проведению государственных статистических наблюдений;
• получать от респондентов первичные статистические данные в объеме и в сроки, указанные в формах государственных статистических наблюдений;
• проверять достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных документов, посещать с этой целью производственные, служебные и иные здания и помещения юридических лиц, их обособленных подразделений, а также здания и помещения, в которых индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность;
• давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственных статистических наблюдений и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию);
• составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
• принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения респондентами;
• получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных регистров (реестров), ведение которых осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные органы, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;
• формировать и вести статистический регистр;
• получать из государственных органов (организаций) информацию, необходимую для организации и проведения государственных статистических наблюдений и формирования сводных статистических данных (информации);
• давать разъяснения, в том числе в средствах массовой информации, об организации и ведении государственной статистики в Республике Беларусь;
• осуществлять сотрудничество со статистическими органами других государств и международными организациями в области статистики;
• распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, сводные статистические данные (информацию), оказывать иные информационные услуги в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Решая поставленные задачи, статистические органы могут осуществлять следующие виды проверок:
тематические — проводятся по одной или нескольким формам отчетности одной отрасли статистики с одновременной проверкой документов первичного учета и данных статистических наблюдений;
комплексные — проводятся по двум или нескольким отраслям статистики;
повторные — проводятся в течение года со времени предыдущей проверки по одной или нескольким формам отчетности, которые уже проверялись, или с расширенным перечнем форм с целью устранения установленных предыдущей проверкой недостатков и изучения текущего состояния учета и отчетности, а также достоверности первичных и статистических данных;
совместные — проводятся органами государственной статистики по приглашению других уполномоченных на это органов (органы государственного и ведомственного контроля).
Согласно Порядку организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 673 от 15.11.1999 г., проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа.
Проверяющие имеют право:
• непосредственно посещать производственные, служебные и другие помещения, участки субъектов проверки;
• получать и знакомиться с информацией и документацией по состоянию первичного учета и данных статистических наблюдений;
• получать первичные финансовые и бухгалтерские документы, делать копии или выписки из документов в части объекта проверки;
• в случае необходимости осуществлять изучение и осмотр документов;
• требовать и получать от субъектов проверки письменные объяснения и обоснования по вопросам, касающимся проверки и т.д.
Субъекты проверки имеют право:
• требовать от проверяющих предъявления документа на право проведения проверки;
• давать проверяющим на любой стадии проверки устные и письменные объяснения, обоснования и заявления в отношении хода и результатов проверки;
• требовать от проверяющих после окончания проверки один экземпляр подписанного акта проверки;
• делать письменные замечания к акту проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами и доказательствами, требовать их рассмотрения проверяющими;
• обжаловать в случае необходимости действия проверяющих непосредственно руководителю соответствующего органа государственной статистики или в судебном порядке.
В случае выявления несоответствующего состояния первичного учета и статистической отчетности, непредставления данных для проведения статистических наблюдений или предоставления их недостоверными применяются меры по привлечению виновных должностных лиц субъекта проверки к ответственности.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается проверяющим и субъектом проверки. Один экземпляр акта остается у субъекта проверки под расписку. При этом субъект проверки не может ознакомиться с актом, пока тот не будет подписан проверяющим. Все материалы о результатах проверок предоставляются руководителю органа государственной статистики.
В случае несогласия субъекта проверки с фактами, изложенными в акте, он в течение трех рабочих дней после ознакомления с актом и его подписания предоставляет конкретные, аргументированные письменные замечания в отношении него. Указанные замечания должны быть рассмотрены должностными лицами органов государственной статистики, которые проводили проверку, в течение пяти рабочих дней со дня поступления замечаний.