Статистической отчетности. Органы государственной статистики, их задачи

Статистические отчеты после их составления подписываются руководителями юридических лиц, индивидуальными предпри­нимателями, а если это необходимо, то и главным бухгалтером. После подписания отчеты не позже установленных сроков сда­ются в органы государственной статистики.

Статистическая информация по формам государственного ста­тистического наблюдения может быть представлена отчитываю­щимися субъектами непосредственно или передана через их пред­ставителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Статистическая информация составляется, хранится и представ­ляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных но­сителях.

Датой представления государственной статистической от четности считается:

• для срочной статистической отчетности — дата передачи све­дений по факсу или компьютерным системам;

• для почтовой статистической отчетности — дата, обозначен­ная на штемпеле почтовой организации на конверте или банде­роли отправки государственной статистической отчетности;

• при представлении статистических отчетов нарочным датой отправки считается день фактической передачи их по принад­лежности.

Нарушением сроков представления статистической отчетности является непредставление ее в сроки, указанные на формах ста­тистической отчетности. Если последний день срока представле­ния приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце сле­дующего рабочего дня. Нарушением сроков представления госу­дарственной статистической отчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.

На этапе государственной регистрации (перерегистрации) орга­низации, независимо от их форм собственности, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения клас­сификационных признаков на основании общереспубликанских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и орга­низаций и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации организации органам ста­тистики представляют государственную статистическую отчет­ность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также норма­тивные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесе­ния изменений в Единый государственный регистр предприятий и организаций.

Организация статистики в различных странах представлена сетью государственных статистических организаций, которые с учетом потребностей государства и корпораций необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государ­ственно-монополистическому регулированию. Функции, выпол­няемые государственными статистическими учреждениями од­нородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации).

Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции — Национальный институт статистики и экономичес­ких исследований; в Японии — Статистическая комиссия; в Вели­кобритании и ФРГ — Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения выполняют роль координирующих центров при разной степени децентрализации сбора статистичес­ких данных.

Организация статистики в России и Белоруссии в качестве сис­темы государственных учреждений началась с XIX в. В 1858 г. был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), ко­торый утверждался как вневедомственный орган, объединяющий все статистические работы. Однако централизованная система

государственной статистики в этот период не сложилась. Отсут­ствовали статистические учреждения на местах, в ряде мини­стерств (Министерство путей сообщения, Министерство государ­ственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-начала 70-х гг. XIX в. началась активная деятельность земской статистики. Ее основ­ная задача состояла в изучении пореформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статис­тики. В советский период государственная статистика представ­лена системой учреждений, построенной по административно-тер­риториальному принципу.

В настоящее время органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Бела­русь № 345-3 от 28.11.2004 г. "О государственной статистике" яв­ляются:

• республиканский орган государственного управления в об­ласти государственной статистики;

• территориальные органы государственной статистики;

• уполномоченные государственные организации.

Республиканским органом государственного управления в об­ласти государственной статистики является Министерство ста­тистики и анализа Республики Беларусь.

К территориальным органам государственной статистики от­носятся областные и Минское городское управления статистики. В структуру областных и Минского городского управлений ста­тистики входят отделы статистики в районах и городах (районах города Минска).

Республиканский и территориальные органы государственной статистики получают данные установленной отчетности от орга­низаций, проводит специальные обследования, переписи. Однако система государственной статистики не получает первичной ин­формации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства.

Данная функция возложена на уполномоченные государствен­ные организации — государственные органы (организации), за исключением органов государственной статистики, осуществля­ющие ведение государственной статистики в отношении находя­щихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по воп­росам, входящим в их компетенцию.

Государственные органы, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции обязаны соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность пер­вичной статистической информации на основе персональной от­ветственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами органов государственной статистики яв­ляются:

• сбор, обработка, обобщение, анализ и распространение статис­тической информации о процессах, происходящих в экономичес­кой и социальной жизни Республики Беларусь и ее администра­тивно-территориальных единицах, на основе научно обоснован­ной методологии формирования статистических данных;

• обязательное представление статистической информации Пре­зиденту Республики Беларусь, Национальному собранию Респуб­лики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, респуб­ликанским органам государственного управления и иным государ­ственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь;

• предоставление сводной статистической информации другим заинтересованным пользователям, включая юридические и физи­ческие лица иностранных государств, путем распространения док­ладов, сборников, бюллетеней и других публикаций;

• разработка, внедрение и совершенствование методологии фор­мирования статистических данных с учетом международных ста­тистических стандартов;

• координация и контроль деятельности республиканских ор­ганов государственного управления и иных государственных орга­низаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам статистики, создание условий для использования этими органами статистических стандартов и методологии при проведении ими отраслевых, ведомственных и межотраслевых статис­тических наблюдений по формам и в соответствии с методичес­кими указаниями к ним, утверждаемыми Министерством стати­стики и анализа Республики Беларусь.

Органы государственной статистики представляют сводную статистическую информацию государственным органам, а также средствам массовой информации, научно-исследовательским орга­низациям, общественным объединениям и населению в порядке, установленном Министерством статистики и анализа Респуб­лики Беларусь.

Органы государственной статистики имеют право:

• привлекать юридических и физических лиц к проведению государственных статистических наблюдений;

• получать от респондентов первичные статистические данные в объеме и в сроки, указанные в формах государственных статис­тических наблюдений;

• проверять достоверность первичных статистических дан­ных путем сопоставления их с данными первичных учетных до­кументов, посещать с этой целью производственные, служебные и иные здания и помещения юридических лиц, их обособленных подразделений, а также здания и помещения, в которых индиви­дуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность;

• давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственных статистических наблюдений и вносить соответствующие измене­ния в сводные статистические данные (информацию);

• составлять в пределах своей компетенции протоколы об ад­министративных правонарушениях в порядке, установленном за­конодательными актами Республики Беларусь;

• принимать в пределах своей компетенции решения, обяза­тельные для исполнения респондентами;

• получать в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь, сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных регистров (реестров), ведение которых осуществляют республи­канские органы государственного управления и иные государ­ственные органы, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

• формировать и вести статистический регистр;

• получать из государственных органов (организаций) инфор­мацию, необходимую для организации и проведения государствен­ных статистических наблюдений и формирования сводных ста­тистических данных (информации);

• давать разъяснения, в том числе в средствах массовой ин­формации, об организации и ведении государственной статистики в Республике Беларусь;

• осуществлять сотрудничество со статистическими органами других государств и международными организациями в области статистики;

• распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, сводные статистичес­кие данные (информацию), оказывать иные информационные услуги в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Решая поставленные задачи, статистические органы могут осу­ществлять следующие виды проверок:

тематические — проводятся по одной или нескольким фор­мам отчетности одной отрасли статистики с од­новременной проверкой документов первичного учета и данных статистических наблюдений;

комплексные — проводятся по двум или нескольким отрас­лям статистики;

повторные — проводятся в течение года со времени предыду­щей проверки по одной или нескольким формам отчетности, которые уже проверялись, или с рас­ширенным перечнем форм с целью устранения установленных предыдущей проверкой недостат­ков и изучения текущего состояния учета и от­четности, а также достоверности первичных и статистических данных;

совместные — проводятся органами государственной статис­тики по приглашению других уполномоченных на это органов (органы государственного и ве­домственного контроля).

Согласно Порядку организации и проведения проверок (реви­зий) финансово-хозяйственной деятельности и применения эко­номических санкций, утвержденному Указом Президента Респуб­лики Беларусь № 673 от 15.11.1999 г., проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа.

Проверяющие имеют право:

• непосредственно посещать производственные, служебные и другие помещения, участки субъектов проверки;

• получать и знакомиться с информацией и документацией по состоянию первичного учета и данных статистических наблюдений;

• получать первичные финансовые и бухгалтерские документы, делать копии или выписки из документов в части объекта проверки;

• в случае необходимости осуществлять изучение и осмотр документов;

• требовать и получать от субъектов проверки письменные объяс­нения и обоснования по вопросам, касающимся проверки и т.д.

Субъекты проверки имеют право:

• требовать от проверяющих предъявления документа на пра­во проведения проверки;

• давать проверяющим на любой стадии проверки устные и письменные объяснения, обоснования и заявления в отношении хода и результатов проверки;

• требовать от проверяющих после окончания проверки один экземпляр подписанного акта проверки;

• делать письменные замечания к акту проверки в случае не­согласия с изложенными в нем фактами и доказательствами, тре­бовать их рассмотрения проверяющими;

• обжаловать в случае необходимости действия проверяющих непосредственно руководителю соответствующего органа государ­ственной статистики или в судебном порядке.

В случае выявления несоответствующего состояния первичного учета и статистической отчетности, непредставления данных для проведения статистических наблюдений или предоставления их недостоверными применяются меры по привлечению виновных должностных лиц субъекта проверки к ответственности.

По результатам проверки составляется акт в двух экземпля­рах, который подписывается проверяющим и субъектом проверки. Один экземпляр акта остается у субъекта проверки под расписку. При этом субъект проверки не может ознакомиться с актом, пока тот не будет подписан проверяющим. Все материалы о результа­тах проверок предоставляются руководителю органа государствен­ной статистики.

В случае несогласия субъекта проверки с фактами, изложен­ными в акте, он в течение трех рабочих дней после ознакомле­ния с актом и его подписания предоставляет конкретные, аргу­ментированные письменные замечания в отношении него. Ука­занные замечания должны быть рассмотрены должностными лицами органов государственной статистики, которые проводили проверку, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заме­чаний.

Наши рекомендации