ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ, ОСУЩЕСТВЛЯющие СБОР, ОБРАБОТКУ, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 страница

Совершенствование работы по подготовке и выпуску официальных статистических публикаций Госкомстата России предполагает решение следующих задач:

- совершенствование структуры и содержания официальных статистических публикаций, нацеленное на максимальное удовлетворение потребностей различных категорий пользователей;

- решение проблем полиграфического качества выпускаемых официальных публикаций Госкомстата России;

- внедрение новой технологии, обеспечивающей соблюдение единых стандартов подготовки и выпуска официальных статистических публикаций;

- создание и применение унифицированной геоинформационной системы статистики.

6.3.2. Организация публикации официальной
статистической информации по Российской
Федерации в зарубежных и международных изданиях

В России правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене». Госкомстат России, являясь органом государственной власти Российской Федерации, проводит свою информационную политику в соответствии с положениями указанного Закона.

Информационное взаимодействие с международными организациями и национальными статистическими службами рассматривается Госкомстатом России в качестве одного из приоритетных направлений деятельности, позволяющее проводить мониторинг мирового экономического сотрудничества на основе надежных статистических данных. На Госкомстат России, как на национальную статистическую службу, возложены функции головной организации по представлению статистической информации в соответствии с обязательствами России перед международным сообществом.

В настоящее время осуществление международного информационного сотрудничества Госкомстата России приобрело целенаправленный характер и проводится в различных организационных формах в рамках двусторонних соглашений и многосторонних программ. Важное значение имеет сотрудничество Госкомстата России со статистическими службами таких международных организаций, как ООН, ОЭСР, Европейский союз и др.

В последнее десятилетие заметно повысился удельный вес отечественных статистических данных в зарубежных и международных изданиях, в том числе в специализированных изданиях таких международных организаций, как МВФ, Всемирный банк, ФАО, ЕЭК ООН, Евростат и др.

Одно из направлений организации работ в области международного информационного обмена осуществляется на основании ст. 79 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским сообществом и Российской Федерацией.

В развитие указанного соглашения Госкомстат России и Евростат подписали «Меморандум о взаимопонимании между Госкомстатом России и Евростатом по обмену статистическими данными».

В настоящее время перечень статистических данных, которыми Госкомстат и Евростат обмениваются на ежеквартальной основе, включает в себя 67 основных показателей по следующим категориям: национальные счета, платежный баланс, цены, демография, рабочая сила, заработная плата, промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля, розничная торговля, туризм, транспорт и инфраструктура.

Получаемая и передаваемая информация представляет собой таблицы в формате Excel. При этом определен охват динамических рядов статистических данных, согласованы формы представления информации, способы ее передачи и периодичность представления всех показателей.

Регулярный обмен данными на квартальной основе начался с передачи данных за I квартал 1998 г. Кроме того, подготовлены и переданы архивные данные за 1993-1997 гг. Для заполнения таблиц, подготовки методологических обзоров и обмена информацией используется английский язык.

Для создания возможностей более эффективной работы пользователей с накопленными информационными ресурсами было принято решение обеспечить хранение статистических данных, полученных от Евростата, в базе данных Госкомстата России. В связи с этим была создана база данных «Евророс», совместимая в части перечня показателей и формата обмена данными с базой данных Евростата «New Cronos». База данных «Евророс» предназначена для хранения статистической информации, получаемой из Евростата и передаваемой в Евростат, и информационного обслуживания центральных и региональных органов Госкомстата России и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Все передаваемые Госкомстатом России в Евростат статистические данные хранятся в базе данных «New Cronos», которая служит для целей информационного обеспечения деятельности органов Европейского союза.

Другим важным направлением совершенствования российской практики предоставления статистических данных различным категориям пользователей, в том числе зарубежным, является выполнение условий и требований Специального стандарта распространения данных МВФ. Присоединение страны к Стандарту предполагает:

- внедрение международных правил обеспечения открытости и доступности информации для всех членов общества, иностранных инвесторов и международных организаций;

- обеспечение необходимого уровня качества важнейших макроэкономических и финансовых данных, взаимоувязанных внутри страны и сопоставимых между странами;

- разработку методов координации работ между составителями различных данных в децентрализованной статистической системе.

Разработка и внедрение основных макроэкономических показателей, осуществляемая в течение последних лет Госкомстатом России, постоянно проходит экспертизу специалистов МВФ и Всемирного банка. Начиная с 1996 года, МВФ публикует основные макроэкономические показатели по России: ВВП, индекс потребительских цен, уровень безработицы, объем и динамику промышленного производства.

Постоянно совершенствуется и углубляется информационное взаимодействие Госкомстата России с Директоратом статистики ОЭСР, которое осуществляется по таким важнейшим направлениям, как обмен данными и унификация метаинформации в целях обеспечения взаимодействия на уровне баз данных по согласованному перечню статистических показателей, статистическая оценка ненаблюдаемой экономики, сотрудничество в области программ международных сопоставлений.

Весь комплекс работ, проводимых Госкомстатом России по созданию системы международного информационного обмена, является основой для организации публикаций данных официальной статистической информации в зарубежных и международных изданиях.

Международное информационное взаимодействие Госкомстата России осуществляется путем:

- заполнения вопросников международных организаций;

- представления согласованного перечня информационных ресурсов в базы данных и на сайты Евростата, ОЭСР и других международных организаций;

- выполнения отдельных запросов на статистическую информацию от национальных статистических служб, иностранных посольств и торговых представительств, зарубежных фирм и научно-исследовательских центров и т.д.

Выполняя обязательства России перед международными организациями в части информационного сотрудничества и согласно Федеральной программе статистических работ, Госкомстат России регулярно представляет статистические данные, ответы на вопросники более 20 международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, Евростат, МВФ и др. Заполнение соответствующих вопросников осуществляется по показателям реального сектора экономики: национальные счета, промышленность, сельское хозяйство, рынок труда, торговля, строительство, транспорт, энергетика, а также по показателям социальной сферы: образование, наука, культура и т.д.

Основными вопросниками международных организаций являются:

- Вопросник для Ежемесячного бюллетеня (Отдел статистики ООН);

- Вопросник «Основные экономические показатели» (ОЭСР);

- Вопросник для публикации «Международная финансовая статистика» (МВФ);

- Вопросник «Квартальный обмен данными» (Евростат);

- Вопросник для Демографического ежегодника (Отдел статистики ООН);

- Вопросник по основным показателям демографической статистики (Евростат);

- Вопросник для ежегодника ЭСКАТО;

- Вопросник для Ежегодника по статистике труда (МОТ) и т.д.

Вопросники международных организаций поступают в Госкомстат России по электронной почте, где организуется их заполнение с помощью экспертов соответствующих структурных подразделений Госкомстата России, перевод на английский язык и отправление в международные организации.

Информацию, полученную в вопросниках, международные организации используют для выпуска сборников. Основными из них являются следующие статистические сборники и справочники: «International Financial Statistics Yearbook», «International Financial Statistics» (monthly), «World Economic Outlook», «Government Financial Statistics Yearbook», «Demographic Yearbook», «Monthly Bulletin of Statistics», «Yearbook of Labour Statistics», «Statistics Yearbook for Asia and the Pacific», «Trends in Europe and North America» и др.

Статистическая информация по Российской Федерации в этих сборниках представлена за отдельные периоды времени (в основном, за год) внутри отдельных тематических таблиц, в разрезе секторов экономики.

В свою очередь использование обширной и, главное, методологически сопоставимой статистической информации по зарубежным странам, содержащейся в вышеперечисленных изданиях, а также базах данных ООН, Всемирного банка и ряда других международных организаций, позволяет Госкомстату России выпускать на регулярной основе статистический сборник «Россия и страны мира», в котором приводятся сравнительные данные о важнейших аспектах социально-экономического развития России и большого количества зарубежных государств, разделы по международным сравнениям для Российского статистического ежегодника и тематических сборников по различным отраслям статистики.

Официальные статистические данные по Российской Федерации публикуются не только в зарубежных и международных изданиях и сборниках, но также размещены в базах данных и на сайтах различных международных организаций в сети Интернет, которые служат одним из главных источников информации для организации международных публикаций.

Данные по Российской Федерации публикуются на WEB-сайте ОЭСР в разделе «Основные экономические индикаторы». Этот бюллетень содержит официальную статистическую информацию в месячном, квартальном и годовом разрезах.

Ежемесячные показатели охватывают данные по промышленному производству, обследованию деловой активности, розничной торговле, занятости, зарегистрированной безработице и заработной плате, потребительских ценах и ценах производителей, финансовом рынке. На квартальной основе публикуются данные по национальным счетам, трудовым ресурсам домашних хозяйств и платежному балансу.

На основе вопросников, предоставляемых Госкомстатом России, официальная статистическая информация по Российской Федерации размещается в базе данных Евростата («New-Cronos»), в базе данных МВФ (ежемесячная финансовая статистика в разрезе отдельных показателей), в базе данных ФАО (производство сельскохозяйственной продукции) и др.

Российская Федерация в рамках выполнения Федеральной программы по реформированию статистики участвует в Программе международных сопоставлений и, в частности, в сопоставлениях ОЭСР-Евростата, стран СНГ и стран Центральной и Восточной Европы. Госкомстат России проводит весь комплекс работ, требуемых от стран для информационного обеспечения проведения международных сопоставлений.

В докладе «Международное сопоставление валового внутреннего продукта в Европе 1996» Европейской экономической комиссии и в сборнике ОЭСР «Purchasing Power Parities and Real Expenditures 1996 Results» Российская Федерация представлена по всем показателям Программы международных сопоставлений.

Для расчета основных показателей международных сопоставлений (ВВП, индекс физического объема ВВП на душу населения, паритетов покупательной способности) Госкомстат России представляет четыре типа данных:

- подробная разбивка расходов, связанных с использованием ВВП, выраженных в рублях;

- набор российских средних цен на отобранные товары-представители и их спецификации;

- количественные данные о населении, жилье;

- обменные курсы.

В связи с установленным порядком по координации проведения межстрановых сопоставлений стран СНГ и Монголии Госкомстат России организует и осуществляет весь комплекс работ по организации международных сопоставлений.

Результаты сопоставлений публикуются Статкомитетом СНГ, Госкомстатом России, а также ЕЭК ООН и ОЭСР.

Статистические данные по России, с учетом результатов международных сопоставлений, содержатся также в ежегодных докладах Всемирного банка «World Development report».

Необходимо отметить отдельно информационное сотрудничество Госкомстата России со Статкомитетом СНГ.

Публикация данных официальной статистики по Российской Федерации в изданиях стран Содружества осуществляется Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в соответствии с «Перечнем показателей в виде вопросников для межгосударственного обмена при формировании общей статистической базы Содружества Независимых Государств», утвержденным Советом руководителей статистических служб государств- участников СНГ.

На основе статистических данных из вопросников выпускаются различные виды публикаций: оперативные издания (ежемесячный доклад «Экономика стран Содружества Независимых Государств», бюллетень «Статистика СНГ»), статистические сборники «Содружество Независимых Государств», «Национальные счета стран Содружества Независимых Государств», «Инвестиции, финансы и цены стран Содружества Независимых Государств» и т.д.

Статистическая информация по Российской Федерации содержится в базе данных Статкомитета СНГ «Статистика СНГ» с месячной, квартальной и годовой периодичностью по важнейшим социально-экономическим показателям.

В рамках двухстороннего сотрудничества с зарубежными статистическими службами вышли в свет сборники «Россия и Германия в цифрах»(на русском и немецком языках), «Экономика Баренцева региона» (на русском и английском языках), «Россия и Югославия в цифрах, 2001» (на русском и сербском языках), «Беларусь и Россия», «Казахстан и Россия в цифрах», «Россия и Польша в цифрах» (на русском и польском языках).

В этих публикациях представлена информация по Российской Федерации и другим странам: о населении, его занятости, уровне жизни, важнейших результатах производственной деятельности, экономических взаимосвязях.

Перспектива развития международного информационного взаимодействия Госкомстата России с международными организациями определена в рамках Программы развития государственной статистической системы до 2005 г.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС продолжится работа по совершенствованию методов распространения статистической информации с учетом применения современных информационных технологий.

В целях удовлетворения возросших за последнее время потребностей российских пользователей в сравнительной информации, характеризующей наиболее важные направления экономического и социального развития стран Европейского союза, а также государств, являющихся кандидатами на вступление в это объединение, Госкомстат России подготовил к выпуску в 2003 году статистический сборник «Россия и страны-члены Европейского союза». Сборник основан на информации из официальных статистических публикаций Евростата, национальных статистических служб европейских государств и базы данных «Евророс».

Дальнейшее осуществление обмена данными между Российской Федерацией и Евростатом позволит более качественно реализовать потребности в статистической информации двух сторон и обеспечит возможность расширения международного информационного обмена адекватными данными, понятными для всех категорий пользователей, а также обеспечит обе стороны сопоставимой статистической информацией для разработки макроэкономической политики и принятия взвешенных экономических решений.

Расширение информационного обмена Госкомстата России с международными организациями и зарубежными странами возрастает по мере расширения внешнеэкономического сотрудничества и включения российской экономики в мировое разделение труда.

Глава 7. информационно-статистическАЯ деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления

7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов
в области статистики

В системе государственной статистики собираются и обрабатываются данные общегосударственного межотраслевого назначения по наиболее актуальным вопросам социально-экономического и демографического развития страны, ее регионов и секторов экономики. Кроме того, различным министерствам и ведомствам необходимы специальные сведения для информационного обеспечения реализации возложенных на них задач государственного управления в конкретных сферах деятельности. В этой связи во многих министерствах и ведомствах выделяются подразделения, в функции которых входит сбор и обработка статистических данных в соответствии с предметом их ведения. Информация министерств и ведомств используется Госкомстатом России для обеспечения полноты и качества данных при расчете макроэкономических показателей на общегосударственном уровне. Информация министерств и ведомств в ряде случаев является единственным источником (статистических данных) без представления их хозяйствующими субъектами в территориальные органы государственной статистики.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, Банком России, Сбербанком России, государственными внебюджетными фондами и другими организациями в рамках Федеральной программы статистических работ на 2003 г. выполняется в децентрализованном порядке более 300 статистических работ, сводные данные по которым представляются в Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти. Следует учитывать при этом, что министерства и ведомства также имеют право сбора оперативной (ежесуточной, еженедельной и т.п.) ведомственной информации о выпуске продукции и по другим показателям, используемой в административно-управленческих целях.

Статистическая информация, разрабатываемая федеральными органами исполнительной власти, Банком России, Сбербанком России и государственными внебюджетными фондами, представляется Госкомстату России и другим министерствам и ведомствам в сроки, установленные Федеральной программой статистических работ, утверждаемой ежегодно Госкомстатом России после рассмотрения ее Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации на Госкомстат России возложены функции по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики. Эта работа проводится с целью повышения эффективности использования бюджетных средств за счет рационального выбора источников статистической информации, создания единого информационного статистического ресурса, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации.

Госкомстатом России в качестве межведомственных документов разработана Программа развития государственной статистической системы до 2005 года, а также ежегодно разрабатывается Федеральная программа статистических работ, содержащая задания Госкомстату России и другим министерствам и ведомствам в части состава и сроков выполнения статистических работ. Включение в Программу выполняемых федеральными органами государственной власти статистических работ является обязательным условием обеспечения полноты, качества статистической информации, сроков ее представления пользователям.

В рамках осуществления функций по межотраслевой координации в 2002-2003 годах Госкомстатом России переутверждено 130 форм федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованных в органах государственной статистики, сбор и разработка информации по которым осуществляется министерствами и ведомствами в целях обеспечения реализации Федеральной программы статистических работ.

Раздел Федеральной программы статистических работ «Статистические работы, выполняемые федеральными органами государственной власти, Банком России, Сбербанком России и государственными внебюджетными фондами», обеспечивает на федеральном уровне создание единого статистического информационного ресурса.

Специальный подраздел Федеральной программы статистических работ «Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» сформирован с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» и служит целям обеспечения совместимости и взаимодействия информационной статистической системы Госкомстата России с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти. Именно в соответствии с этим постановлением реализуются меры, направленные на применение министерствами и ведомствами в статистических информационных ресурсах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Выполнение функции по межведомственной координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Госкомстатом России является не только ответственным, но и сложным процессом, включающим в себя согласование в целях исключения дублирования разработки информации различными ведомствами статистических показателей, разрезности разработки статистической информации и периодичности ее представления пользователям и обеспечение ее разработки на основе единой официальной статистической методологии, устанавливаемой Госкомстатом России. Достижение сбалансированности сроков выполнения статистических работ и их отдельных этапов является необходимым условием обеспечения как потребностей пользователей информации, так и гарантированного качества первичных данных и сводной статистической информации.

Более чем по трети статистических работ, выполняемых в органах государственной статистики в нецентрализованном режиме, предусматривается разработка информации ведомствами в целом по России (Минобразование России, Минсвязи России, МПС России, Минтранс России, Минтруд России); более чем по 50% – в целом по России, по субъектам РФ и федеральным округам (МВД России, Минздрав России, Минобразование России, МПР России, Минтруд России, Минфин России, Минюст России, Госкомспорт России, Госстрой России и др.); по 10% – в целом по России, субъектам РФ, экономическим районам и федеральным округам (Минкультуры России, Минсельхоз России и др.). При этом информация разрабатывается с периодичностью от ежемесячной до годовой.

Практика предусматривает и другие варианты разрезности разработки информации федеральными ведомствами, определяемые спецификой формируемой статистической информации и потребностями пользователей: МНС России – по России, субъектам РФ, федеральным округам, видам налоговых платежей, по основным отраслям экономики; Минкультуры России – по России, субъектам РФ, экономическим районам, федеральным округам, организациям федерального ведения; МПР России – по России, субъектам РФ, экономическим районам, федеральным округам, отраслям экономики, бассейнам морей, озер и других водоемов, отдельным городам; МПС России – по России, железным дорогам, основным видам грузов; Минтранс России – по видам сообщений, отдельным аэропортам; Минэнерго России – по России, бассейнам и месторождениям, отдельным потребителям; ГТК России – по России, государствам-участникам СНГ, странам ЕврАзЭС, по странам вне СНГ, отдельным видам товаров и др.

От обеспечения правильной организации межведомственной работы зависит своевременное проведение Госкомстатом России макроэкономических расчетов и подготовка сводных статистических материалов на федеральном уровне.

Разработка информации должна обеспечиваться наличием в каждом ведомстве соответствующих технологий формирования информации и технической базы, совместимых с применяемыми в системе Госкомстата России, а также применением общероссийских классификаторов и стандартов в статистической деятельности.

Решение этой проблемы требует большой подготовительной работы как со стороны ведомственных статистических подразделений, так и со стороны Госкомстата России, а также тщательно разработанной системы координации на стадии разработки Федеральной программы статистических работ и в процессе ее реализации.

При решении вопроса межведомственной координации необходим всесторонний анализ:

- соблюдения требований действующей нормативно-правовой базы по разграничению предметов ведения между министерствами и ведомствами;

- обеспечения полноты статистических данных, характеризующих социально-экономические процессы в стране;

- обеспечения методологического единства проводимых статистических работ и их отдельных этапов на основе единой официальной статистической методологии;

- наличия программно-технологических и технических средств для сбора, обработки, анализа и передачи статистических данных в установленные сроки и требуемого качества.

7.2. Информационно-статистическая деятельность
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации

Отсутствие опыта статистической работы в условиях рыночной экономики явилось причиной того, что сформировавшаяся региональная система статистических показателей не охватывает в полной мере все процессы и явления, происходящие на региональном уровне, не обеспечивает в должной мере органы власти информацией о проблемах социально-экономической жизни регионов и характере средств и динамике их решения.

Система региональной статистической информации в настоящее время базируется в основном на совокупности показателей государственных статистических наблюдений, проводимых на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.

В целом информационные ресурсы региональной статистики можно представить как совокупность:

- официальной статистической информации, сформированной органами государственной статистики на основе сплошного учета, выборочных наблюдений, переписей, анкетирования в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой после согласования с Правительством Российской Федерации;

- информации, полученной при осуществлении ведомственных государственных статистических наблюдений, проводимых федеральными органами исполнительной власти, Банком России, государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством, причем информация, получаемая при проведении ведомственных государственных статистических наблюдений, на безвозмездной основе предоставляется Госкомстату России и его территориальным органам;

- информации региональных государственных статистических наблюдений, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.

Практически во всех субъектах Российской Федерации были разработаны региональные программы реформирования статистики в 1997-2000 гг., обеспечившие улучшение информационного обслуживания органов власти и управления регионов России, местного самоуправления и населения.

Поскольку заказчиками программ являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а ответственными исполнителями – территориальные органы государственной статистики, экономические и финансовые подразделения органов исполнительной власти регионов России осуществляли финансирование разработки и реализации программ за счет региональных бюджетов.

Значительная работа проведена региональными органами государственной статистики и территориальными статистическими органами по созданию региональных интегрированных информационных ресурсов.

В отличие от федерального уровня, где деятельность федеральных органов государственной власти по формированию государственных информационных ресурсов в части государственной статистики четко регламентируется Федеральной программой статистических работ и неукоснительно ей соответствует, аналогичная деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации строится в каждом из них по-разному.

Связано это с различным уровнем экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, различным достигнутым экономическим потенциалом, структурой экономики, целевыми установками и мотивациями в решении поставленных экономических и социальных задач, различной возможностью финансового обеспечения реализации мер по формированию государственных информационных ресурсов, разной компетенцией управленческих кадров и квалификацией специалистов в сфере учета и статистики и другими условиями и причинами.

Поэтому нет унифицированного, однотипного подхода: к организации статистической информации, нецентрализованной в территориальных органах государственной статистики; к определению ее состава и содержания, способов и форм предоставления статистических данных, технологии их обработки; включению в интегрированный государственный статистический информационный массив; хранению и распространению информации и т.д.

При этом ведомственная статистика должна:

- обеспечить методологическое единство статистических показателей, по которым формируется ведомственный информационный массив;

- использовать технологию обработки и передачи ведомственной статистической информации, позволяющую ее беспрепятственное включение в интегрированный государственный статистический информационный ресурс;

- строго соблюдать разрез разработки, периодичность и сроки предотавления информации внешним пользователям.

При соблюдении этих требований обеспечиваются необходимые полнота и качество сводной государственной статистической информации на всех уровнях государственной власти, а, следовательно, и эффективность ее при выработке управленческих решений.

Наши рекомендации