ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение
Цель официально-делового стиля – информация.
Форма реализации этого стиля – письменный монолог.
Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
В официально-деловом стиле часто используются:
· стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
· термины (правоспособность, юрисдикция);
· сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО, ОБСЕ);
· составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
· отглагольные существительные (регулирование, опровержение);
· краткие прилагательные типа должен, обязан;
· использование неопределенной формы глагола вместо повелительного наклонения (обеспечить явку);
· причастные и деепричастные обороты;
· указание даты составления документа, а также других реквизитов (название адресата и адресанта, название учреждения, гриф, подпись с расшифровкой и т.п.);
· прямой порядок слов в предложении;
· развернутые предложения.
Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.
Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка в суд, кассационная жалоба, соглашение.
Например: Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и предоставленные для опознавания заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации документы в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы …
(Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62 ФЗ).
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Данный стиль обслуживает сферу агитационно-массовой деятельности и употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни.
Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.
Форма реализации этого стиля – устный или письменный монолог.
Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
В публицистическом стиле часто используются:
· торжественные слова (держава, святыня);
· прилагательные в превосходной степени (величайшее, самый яркий);
· фразеологизмы (стоять насмерть);
· эмоционально окрашенные слова (душегуб, ренегат – «отступник», «изменник»);
· устойчивые обороты типа играть роль, иметь значение, здравый смысл;
· метафоры (нарост на теле государства);
· сравнения (деньги текут рекой);
· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);
· разговорно-просторечные слова (бабки, зеленые, крутой, браток);
· иностранные слова (спикер, киллер, имидж, маркетинг);
· новые слова, т.е. неологизмы (боевик – «террорист», биотерроризм, киднеппинг – «похищение людей с целью выкупа»);
· профессиональные журналистские слова (интервью, репортаж, корреспондент);
· слова общественно-политической лексики (бюджет, парламент, законодательство);
· обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
· вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению, к несчастью, к величайшей радости):
· преимущественно простые предложения;
· номинативные предложения (особенно в заголовках);
· риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
· вопросительные и восклицательные предложения;
· неполные предложения;
· присоединительные конструкции.
Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов …
(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)