Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
С 1991 г. темпы роста в японской экономике резко замедлились. В октябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву.
К тому времени создалось много предпосылок для серьезных политических изменений.
ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую партию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало коррупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском обществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.
В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появляться и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансовый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сотне деятелей ЛДП, замешанных во взятках. В 1992 г. партию покинул Морихиро Хосакава, известный аристократ и внук крупного политического деятеля довоенной Японии князя Ф. Коноэ. Он создал Новую партию. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламентских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.
Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой — впервые без участия ЛДП. Правительство пыталось провести реформы избирательной системы и налогообложения, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были успехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам оказался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его менее чем через год с позором уйти в отставку.
Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; правда, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме.
Тем временем политический кризис ширился. В сентябре 1994 г. последовал самороспуск ведущих оппозиционных партий, в их числе были «Комейто» и Партия демократического социализма. 10 декабря 1994 г. из 9 мелких групп была создана Партия новых рубежей во главе с И. Одзавой и Т. Кайфу. Этой партии предрекали большое будущее, она имела 214 мандатов в парламенте.
Правительство Т. Мураямы столкнулось с непростой проблемой: нужно было в соответствии со стратегией Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отменять по требованию стран-конкурентов пошлины на сельскохозяйственные продукты. Но правительственная коалиция была непрочной, а это грозило вызвать негативную реакцию среди сельских жителей. К тому же в 1995 г. в Японии произошло разрушительное землетрясение в городе Кобе. Расходы по восстановлению легли на плечи правительства. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.
Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по децентрализации административного управления; 6) по наделению земельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.
Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. — она получила 239 мест правда, парламентского большинства ей добиться не удалось. Но оппозиция потерпела серьезное поражение. Прежде всего, социалисты, которые в январе 1996 г. преобразовали свою партию в Социал-демократическую — они получили только 56 мест. Окончательно рухнули надежды Партии новых рубежей стать объединителем всех оппозиционных сил, она потерпела столь жестокое поражение, что в декабре 1997 г. объявила о самороспуске. Созданная буквально накануне, в сентябре 1996 г., Демократическая партия не смогла составить достойную конкуренцию ЛДП. Постепенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 депутата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори. В настоящее время ЛДП сохраняет лидирующие позиции в политической жизни Японии. Крупнейшая оппозиционная сила — Демократическая партия Японии имеет в парламенте лишь 92 мандата. С 1998 г. она создала оппозиционный блок «Миньюрэн», но большинство входящих в него партий немногочисленны. Новая партия мира (бывшие сторонники «Комэйто») имеет лишь 47 мандатов, Либеральная партия (из осколков бывшей Партии новых рубежей) — 10 мест, коммунисты — 26, социалисты — лишь 15 мест в парламенте. Все они не могут составить сколько-либо серьезной конкуренции ЛДП.
В конце апреля 2001 г. в Японии сменился премьер-министр — им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.
Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Конституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, настаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.
Следует отметить, что политические кризисы — характерное явление не только для Японии. Нечто подобное происходит и в других странах, где сейчас идет рождение новой, постиндустриальной цивилизации. Меняется социальный состав населения, иной становится суть проблем, волнующих общество; многие старые партии переживают кризис — они с трудом приспосабливаются к новым проблемам, не всегда могут улавливать новые веяния. Современное поколение людей имеет и иную нравственную позицию: оно не приемлет в принципе такие явления, как бюрократизм, коррупцию верхов, не терпит разного рода скандалы среди ведущих политиков, замеченных в нечистоплотных делишках.
Идет серьезная перестройка и в политической системе развитых стран. Развитие представительной демократии, вполне возможно, будет иметь совершенно новое выражение в ближайшем будущем, какое — покажет время.
19. Индия после Второй мировой войны: социально-экономические и политические реформы и преобразования в 1945 – 1950 г.
Послевоенный кризис.
На рубеже 40-50-х гг. восстановление индийской самостоятельной государственности.
Индия в период 2-й М.В. (английская колония) проявила лояльность к Великобритании, обещание после войны получить статус доминиона.Послевоенный экон. спад, упадок промышленного производства, увеличилась безработица, неурожай 1945г., повышение роста цен, сокращение доходов населения.
Активизировались общественные движения (крестьянские волнения, забастовки), подъём антианглийских выступлений. Английское правительство не торопилось выполнять обещание. Приказ об отправке индийских войск в Индонезию и Индокитай. Начался судебный процесс над офицерами индийской нац.армией (организатор. С.Ч.Бас). Армия создана в Бирме из индийских военнопленных. Суд вызвал акцию протеста.
С ноября 1945г., пик – февраль 1946г. – массовые антианглийские выступления (Дели, Калькутта). Начались выступления в армии, на флоте. Забастовка индийских военных лётчиков, забастовка моряков (ухудшения содержания и жалования). Английские власти обратились к руководству ИНК и Мусульманской Лиги – осуждали акты насилия. Удалось прекратить выступления.
После февраля 1946г. – спад антианглийских выступлений. В Индию прибыла миссия под руководством Лоренса (министр по делам Индии). Цель – договориться об условиях предоставления Индии статуса доминиона.