Выбор народами России пути развития страны в начале XX в.

Вопросы:

1. Свержение монархии в 1917 г. и перерастание буржуазно-демократического этапа революции в социалистический: причины и особенности.

2. Политические, социально-экономические и культурные преобразования Советской власти в 1917-1920 гг.

3. Причины и основные факторы победы Советской власти в ходе Гражданской войны и военной интервенции.

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию, прежде всего, необходимо помнить о том, что данная проблема в ведущих СМИ России подаётся в настоящее время искажённо и тенденциозно. Поэтому следует изучать события российской истории в 1917-1922 гг. всесторонне, опираясь исключительно на факты, а не на субъективные пристрастия, классовые и идеологические приоритеты.

При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить следующее. События 1917 г. в России масштабны по своей значимости для судеб страны и мира. Отсюда важность научного анализа процессов, протекавших в нашей стране от Февраля к Октябрю 1917 г. Для их понимания следует хорошо изучить фактологию событий, сосредоточившись на изучении следующих важнейших аспектов проблемы:

а) исторические условия, предпосылки и причины Февральской буржуазно-демократической революции;

б) социально-экономическое, политическое и международное положение России от Февраля до Октября 1917 г.;

в) интересы ведущих классов российского общества, их отношение к политике Временного правительства, перспективам российской революции;

г) позиция и действия ведущих политических сил (политических партий, Советов, комитетов общественной безопасности) по вопросу развития страны после Февральской революции;

д) основные причины внутриполитических кризисов в стране от Февраля до Октября 1917 г. и их проявления в общественной жизни;

е) состав Временного правительства и его деятельность от марта до конца октября 1917 г.

В ходе изучения данных аспектов следует уяснить, что перспективы дальнейшего развития революционного процесса в стране в 1917 г. зависели от разрешения следующих основных противоречий: аграрного вопроса, вопроса о войне и мире, национального вопроса, вопроса о будущей политической форме правления, вопроса о путях (способах) ликвидации разрухи, выведения страны из экономического кризиса. Опираясь на это, курсанты (студенты) должны изучить позиции (программы) различных политических партий по разрешению данных противоречий, проанализировать отношение к данным проблемам со стороны основных классов (буржуазии и пролетариата) и сословий (помещиков, крестьян, духовенства) российского общества. Целесообразно также рассмотреть международное и внутреннее положение страны в период Первой мировой войны. При этом, особое внимание следует обратить на состояние Российской империи, положение её окраин (Украина, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Финляндия, Польша, казачьи области и др.), а также экономическую и внутриполитическую обстановку в стране в 1917 году.

Особое значение для развития событий 1917 г. имела деятельность партии большевиков. Поэтому необходимо тщательно проанализировать действия РСДРП(б) от Февраля к Октябрю 1917 года. Начать следует с анализа:

· численности партии в феврале и октябре 1917 г.;

· процентного состава большевиков в различных общественно-политических организациях: Советах рабочих и солдатских депутатов на I и II Всероссийских съездах, фабрично-заводских комитетах;

· процентного количества голосов, полученных большевиками на выборах осенью 1917 г. в местные органы самоуправления (городские думы);

· влияния большевистской партии на события в стране, в особенности в период кризисов Временного правительства и т.д.

Кроме этого, необходимо помнить о действиях партии левых эсеров, ставших в Октябре 1917 г. союзниками большевиков. В конечном итоге, для разрешения данной проблемы важно получить объективные, научные ответы на следующие вопросы:

1) Какой путь развития стране предлагало Временное правительство, поддерживающие его политические и социальные силы? Почему народы России отвергли данный путь?

2) Какие альтернативные варианты общественного развития имелись осенью 1917 г. и почему они были не реализованы?

3) Какие факторы, причины привели к победе Советов в Октябре 1917 г.? В чём особенности перехода от этапа буржуазно-демократической революции к социалистической, Октябрьской?

4) Как можно охарактеризовать события Октября 1917 г.? Что это было? Великая социалистическая революция или заговор (переворот), совершённый партией большевиков?

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия следует иметь ввиду, что Советская Россия (РСФСР) в своих первых социально-экономических, культурных и политических преобразованиях продемонстрировала стремление работать на благо трудящихся — простых рабочих, крестьян, солдат и матросов. Анализ первых социалистических преобразований предполагает изучение причин, мотивов, целей, основных направлений, методов и средств революционных изменений в стране после Октября 1917 года. Точкой отсчёта являются решения и декреты II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Изучение первых социалистических преобразований правительства Советской России необходимо проводить по следующему алгоритму:

· выделить основные направления преобразований (политико-правовые, экономические, социальные, культурные);

· изучить исторические условия, в которых осуществлялись данные преобразования (экономическая и политическая ситуация в стране, действия контрреволюционных сил и др.);

· раскрыть цели и содержание преобразований (что и когда сделано);

· выявить социальную базу реформ (в интересах каких классов, социальных групп осуществлялись преобразования);

· подвести итоги преобразованиям, уяснить отношение к ним российского общества в 1917-1918 гг.;

· оценить историческое значение преобразований с точки зрения будущего и настоящего развития страны.

При подготовке ответа на данный вопрос студентам следует обратить внимание на комплексность социалистических преобразований, затрагивающих основные сферы жизни российского общества. Желательно также провести сравнительно-исторический анализ, в плане сопоставления преобразований осуществлённых в Октябре 1917 г. и в период английской (XVII в.) и французской (XVIII в.) революций. Кроме того, необходимо изучить основные этапы зарождения и развития системы местной противовоздушной обороны (МПВО), ставшей основой будущих войск Гражданской обороны СССР.

При подготовке к третьему вопросу надо иметь в виду, что победа Советской власти («красных») в ходе Гражданской войны и интервенции — явление особенное и уникальное. При небывалом прежде в истории натиске внутренней и внешней контрреволюции, молодое Советское государство не только выжило, но и одержало победу в войне. Отсюда необходимость комплексного анализа Гражданской войны и интервенции, выявления причин и факторов, обеспечивших победу «красных».

Рекомендуется следующая последовательность изучения данной проблемы:

· уяснение сущности Гражданской войны и военной интервенции в России;

· выявление основных участников военных действий и их характеристика (политические цели, социальная база, месторасположение, военные силы, средства и методы ведения борьбы);

· политическая, социально-экономическая и идеологическая деятельность воюющих сторон (правительств) в местах расположения (дислокации и контроля);

· военная, военно-политическая и военно-экономическая организация противоборствующих сил;

· численность, расположение интервенционистских сил на территории России, их цели и задачи.

Следует иметь в виду, что вульгарная, упрощённая точка зрения на причины победы Советской власти в Гражданской войне («красный террор», удобное месторасположение РСФСР, отсутствие единства «белых» и др.) распространяемая ныне в российском обществе не выдерживает научной критики и противоречит мнениям и оценкам даже лидеров Белого движения. Поэтому, надо внимательно уяснить историческое значение первых декретов Советской власти, созидательную программу деятельности В.И. Ленина, отношение большевиков к решению национального вопроса в стране, позицию ЦК РКП(б) по отношению к «военспецам» и т.д. В совокупности все данные явления стали предпосылкой победоносного завершения со стороны «красных» Гражданской войны и интервенции.

На семинарском занятии целесообразно выступить с сообщением (докладом) по следующим предлагаемым темам (на выбор одно сообщение, продолжительностью 10-12 мин):

а) Влияние российской революции 1917 г. на мировой исторический процесс.

б) Политическая и государственная деятельность В.И. Ульянова-Ленина в первые годы Советской власти.

в) Становление и развитие системы местной противовоздушной обороны (МПВО).

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие причины привели к падению самодержавия и Временного правительства в 1917 г.?

2. Какова была тактика основных политических партий России в 1917 году?

3. Какие кризисы Временного правительства в 1917 г. вам известны? Чем они были вызваны и к чему привели?

4. Какие преобразования в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах были осуществлены Советской властью в 1917-1920 гг.?

5. Почему именно «красные» одержали победу в ходе Гражданской войны и интервенции?

Рекомендуемая литература

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №2661к. Корнеев В.В. Россия в период общемирового кризиса (1914-1918 гг.). Становление Советской власти. Химки, 2012.

Инв. №2522к. Корнеев В.В. Гражданская война и интервенция в России (1918 – 1922 гг.). Химки: АГЗ МЧС России, 2011.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. №1996у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 2.

Инв. № 1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов. 9-е изд. - М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. №2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник /Л.В. Жукова, Л.А.Кацва. – М., 2011.

Данилов Ю.Н. На пути к крушению. Очерки из последнего периода русской монархии. - М., 1992.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1962. Т. 31. С. 113-118.

Инв. №1748к. Москалев Ю.А. Классы и партии в России в начале ХХ века: их программы и роль в общественно-политической жизни страны. Учебное пособие. – Новогорск, 2001.

Октябрьская революция: Мемуары: Керенский. Милюков. Краснов. Деникин. Станкевич. Соколов и др. - М.: Орбита, 1991.

Чураков Д.О. «Третья сила» у власти: Ижевск, 1918 год //Вопросы истории. 2003. №5. С. 30-45.

Холяев С.В. Три февраля 1917 года //Вопросы истории. 2003. №7. С. 26-38.

Искендеров А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия //Вопросы истории. 2003. №10. С. 75-95.

Занятие 6/5. Семинар

Наши рекомендации