Военная политика Советского государства в 30-е гг. XX в.

Вопросы:

1. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития СССР в межвоенный период.

2. Борьба Советского Союза за предотвращение новой мировой войны.

3. Подготовка страны и Вооружённых Сил к войне: трудности, достижения и просчёты.

Методические указания

Подготовку к первому вопросу семинарского занятия целесообразно начать с уяснения сущности и итогов реализации новой экономической политики, а затем перейти к анализу причин, заставивших советское руководство свернуть НЭП и начать широкомасштабную модернизацию советского общества в 30-е годы. В их числе внутренние (противоречия НЭПа) и внешние (угроза новой войны, мировой экономический кризис) факторы. При этом следует помнить о том, что в 20-е гг. в ВКП(б) и руководстве страны шли острые дискуссии о дальнейшем пути развития страны, «строительстве социализма в отдельно взятой стране». Причём, было бы ошибкой сводить данные дискуссии исключительно к борьбе за власть в партийном и государственном руководстве страны. Ограниченность ресурсов, отсталость страны, характер общественного строя, идеологические приоритеты, неустойчивое положение СССР на международной арене и враждебное окружение заставляли И.В. Сталина и его соратников искать не стандартные пути развития страны.

В ходе изучения учебного материала необходимо обратить особое внимание на меры, принимаемые в целях строительства основ социализма в стране. С этой целью были реализованы планы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, первых пятилеток в области науки и культуры, быта граждан. Следует проанализировать их итоги и последствия. За 8 лет индустриализации и коллективизации страна «пробежала» путь, который занял у других стран от 50 до 100 лет. Была создана мощная тяжелая промышленность, возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, автомобилестроение и т.д., обеспечена экономическая безопасность страны, резко усилена её обороноспособность (производство оборонной продукции увеличилось в 5 раз). Всё это было достигнуто за счет высочайшего энтузиазма, самопожертвования и напряжения сил трудящегося народа, планового развития народного хозяйства, эффективного партийного и государственного управления. Общественная собственность на средства производства, однопартийная политическая система, однородная и неантагонистическая социальная структура общества обеспечили построение основ социализма и выполнение планов первых пятилеток. В культурной области большое значение имело формирование у населения научного мировоззрения, создание стройной системы начального, среднего и высшего образования, массовое развитие киноискусства, в т.ч. мультипликации, а также литературы, живописи, театра, оперы, музыки, балета. Особую роль в деле воспитания патриотизма у всего населения страны сыграл поворот И.В. Сталина и правительства в середине 30-х годов к национальным традициям русского и других народов страны, обращение к историческому прошлому страны в пропагандистской, политико-массовой работе с трудящимися. Не обошлось и без трагических жертв, политических репрессий в отношении представителей различных групп и классов советского общества.

В международной политике Советская власть руководствовалась новыми принципами, в числе которых, — мирное сосуществование государств с различным общественным строем, уважение прав наций на самоопределение, отказ от тайной дипломатии и др. Всё это вызвало ненависть со стороны мировой буржуазии, ведущих западных держав к нашей стране. Тем не менее, под влиянием роста авторитета РСФСР, СССР в мире началась активизация коммунистического, рабочего движения. В 1919 г. было создано новое объединение коммунистических и рабочих партий. Вместо Социалистического Интернационала (Социнтерн), лидеры которого поддержали развязывание Первой мировой войны, для координации действий коммунистических и рабочих партий, защиты от внешних врагов РСФСР и предотвращения новой мировой войны был сформирован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

При изучении второго вопроса семинарского занятия следует обратить внимание на следующее. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на военно-политическую обстановку в межвоенный период стала Версальско-Вашингтонская международная система, закрепившая итоги и результаты Первой мировой войны. Вопреки предложению Советского правительства (Декрет о мире), о необходимости заключения демократического мира без аннексий и контрибуций, страны победительницы в Первой мировой войне распределили между собой территории, колонии, рынки сбыта побеждённых государств, ограничили их суверенитет и возможности для нормального развития. Всё это, в конечном итоге стало причиной появления в Европе реваншистских настроений и создания политических структур, мечтавших о восстановлении довоенных порядков. Капиталистическая (рыночная) экономика в межвоенный период привела западные страны к трём мощнейшим кризисам перепроизводства (1920-1921, 1929-1933, 1937-1938), что заметно снизило уровень жизни населения и, соответственно, притягательность капиталистической модели развития в глазах европейцев. В странах Западной Европы нарастали социально-классовые противоречия, обострились отношения между трудом и капиталом, ширилось забастовочное и стачечное движения. Бездуховность, апатия, культурная деградация насквозь пронизывали западное сообщество. Выход из этого положения правящие круги ведущих капиталистических держав нашли в фашизме — наиболее реакционном политическом течении, выражавшим интересы крайне агрессивных и шовинистических кругов империалистической буржуазии.

К концу 30-х гг. XX в. фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и приход фашистской партии к власти в Германии в январе 1933 г. послужили мощным толчком для активизации фашистских движений в других государствах, прежде всего в Европе. К 1936 г. только в 20 европейских странах существовало 40 фашистских партий и групп. Большой степени зрелости достиг фашизм в 30-х годах в Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии. Широкое развитие получило фашистское движение в Дании, Нидерландах, Финляндии. Фашисты активизировались также во Франции, Англии, США, Ирландии, Бельгии, Бразилии[5].

Неотъемлемой отличительной чертой государственного фашизма стала открытая террористическая диктатура, характеризующаяся: в области внешней политики — шовинизмом, подготовкой и развязыванием войны, захватом и подчинением других стран и народов; в области внутренней политики — уничтожением всех демократических прав и свобод, культом вождя (фюрера), воинствующим антикоммунизмом, расизмом, национализмом, милитаризацией экономики, развитием государственно-монополистического капитализма. Многие свои начинания фашисты прикрывали демагогией о «национальном социализме». В межвоенный период фашизм стал фактором международной политики, реакционные круги Италии, Германии, Японии встали с начала 30-х гг. на путь агрессии и территориальных захватов.

Основные международные противоречия в 20-30-х гг. XX в. сводились к империалистическим противоречиям между державами-победителями в Первой мировой войне (Англия, Франция, Италия, США, Япония), между державами-победителями и побеждёнными странами (Германия, Турция), к международным противоречиям обусловленных перекройкой политической и этнической карты Европы после Первой мировой войны и кризисом капиталистической системы, а также к межформационным противоречиям (между социализмом и капитализмом). Объективным выражением данных противоречий стали военные конфликты, в которые были втянуты многие страны в т.ч. и СССР. С середины 30-х гг. XX в. Советский Союз стал играть ключевую роль в международной политике, советское руководство вынуждено было учитывать данные противоречия, отстаивая на международной арене национально-государственные интересы страны.

Советская дипломатия, наркомат обороны СССР в 20-30-е гг. решали несколько задач, целью которых являлось обеспечение независимости и безопасности Советского Союза, его территориальной целостности и устойчивого развития в мире. Соответственно выстраивались и международные приоритеты, основные направления внешнеполитической деятельности. Тем не менее, после начала агрессии Японии против Китая в 1931 г. и прихода гитлеровцев к власти в Германии в 1933 г. на повестку дня в первую очередь встал вопрос о предотвращении новой мировой войны. Советская дипломатия, осознав данную угрозу, повела решительную борьбу за мир, используя разнообразные приёмы и способы. Среди них, использование трибуны Лиги Наций, куда СССР была приглашена в 1934 г., заключение двухсторонних и многосторонних соглашений о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, договоров о ненападении с различными странами. Важнейшим направлением международной политики СССР в 30-е гг. XX в. стало создание системы коллективной безопасности, т.е. общеевропейской, либо региональной организации стран объединённых пактами о взаимной помощи против возможной агрессии. Целью создания системы коллективной безопасности являлось поддержание международного мира, предотвращение, либо подавление актов агрессии, защита суверенитета стран.

При анализе международной обстановки в 30-х гг. XX в., оценке дипломатических действий СССР следует учитывать позицию не только ведущих стран мира (Германия, Италия, Англия, Франция, США, Япония), но и государств, обладавших хотя и меньшим весом в международной политике, но игравших немаловажную роль в международных отношениях. Среди них следует выделить Чехословакию, Польшу, Финляндию в Европе, Китай — в Азии. Для действий руководства данных стран (кроме Китая) была характерна политика потворства («умиротворения») агрессору, в первую очередь гитлеровской Германии, отказ от сотрудничества с СССР в целях предотвращения войны (за исключением Китая), а порой и открытые агрессивные устремления. В частности, Польша, одной из первых стран заключила договор о ненападении с фашистской Германией, а в сентябре 1938 г. участвовала в Мюнхене в разделе Чехословакии. Нелишне вспомнить, что в результате агрессии в 1920 г. панской Польши против Советской России, первая захватила военным путём территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. Более того, от нечеловеческих условий жизни, голода и пыток в польском плену погибло десятки тысяч пленных красноармейцев. О таких фактах в современной Польше вспоминать не любят. Подобные реалии имели существенное значение в мировой политике в межвоенный период.

Большие дискуссии в исторической науке вызывает Договор о ненападении СССР и Германии 1939 г. (пакт Молотова-Риббентропа), после которого началось некоторое сближение СССР и фашистской Германии. Следует изучить причины, которые вынудили советское руководство пойти на соглашение с фашистской Германией, дипломатические, военно-экономические, стратегические и идеологические последствия данного Договора для международного и военно-политического положения Советского Союза.

Анализ третьего вопроса семинарского занятия целесообразно осуществлять по следующим направлениям. Во-первых, необходимо рассмотреть события, связанные с изменением территориальных границ СССР в 1939-1940 гг. под углом зрения безопасности страны. Заметим, что часть европейских политиков, ангажированные историки в РФ, стремятся всю ответственность за начало Второй мировой войны возложить на тогдашнее советское руководство. Подобный политизированный подход противоречит историческим фактам. Договор о ненападении СССР и Германии, заключённый в августе 1939 г., не противоречил международной практике. Аналогичные соглашения с фашистской Германией имели Польша, Франция, Англия. Много пишут о секретных протоколах (дополнениях к договору), в которых, мол, фиксировался раздел стран Восточной Европы. В действительности, в протоколах, подлинники которых не обнаружены, зафиксированы сферы влияния, области жизненных интересов Германии и СССР. Подобный подход (раздел на сферы влияния) имел и имеет место в международной практике. Причём «наличие» секретных протоколов совершенно не означало стремление руководства СССР к разделу тех или иных территорий. Что же касается территориально-политических изменений, произошедших в конце 30-х гг. в странах Прибалтики, то они имели под собой не столько внешний, сколько значительный внутренний подтекст (причины). Правительства буржуазных Латвии, Литвы, Эстонии привели свои государства к концу 30-х гг. к экономическому краху, взяв в конечном итоге курс на сотрудничество с фашистской Германией. Внутренний и внешнеполитический курс правительств прибалтийских государств стал причиной широкого недовольства народных масс, приведшего в конечном итоге к падению диктаторских прибалтийских режимов, а затем и вступлению прибалтийских республик в СССР.

Во-вторых, следует изучить мероприятия Советского правительства и ЦК ВКП(б) в предвоенные годы, направленные на перестройку работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, политико-идеологической сферы в целях подготовки к войне. Уместно вспомнить о создании второй промышленной базе на Востоке в ходе проведения индустриализации и коллективизации, подготовке высококвалифицированных кадров во всех областях общественной жизни, сплочении многонационального советского общества.

В-третьих, необходимо изучить мероприятия ЦК ВКП(б) и Советского правительства по подготовке Вооружённых Сил к войне. Целесообразно обратить внимание на оснащение армии и флота новейшим оружием и боевой техникой, организационно-штатные мероприятия, подготовку командных кадров, тактическую и боевую подготовку войск. Следует проанализировать ход и основные этапы военного строительства в 30-е гг., выявив достижения и просчёты советского руководства, недостатки как объективного, так и субъективного характера. В данном контексте надо критически, на основе новейших исторических исследований, пересмотреть выдвинутые на рубеже 80-90-х гг. XX в. и господствующие поныне политизированные взгляды о неверии И.Сталина в возможность войны после заключения Договора с Германией, о прямой связи репрессий в отношении командных кадров РККА в 1937-1940 гг. и поражениях Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны в 1941-1942 гг., об ошибках стратегического развёртывания советских войск в предвоенные годы и т.д. Вероятно, будет уместным оценить и фальсификации «историков» типа предателя нашей Родины В. Резуна, издающего свои произведения под псевдонимом Суворов. Однако, ответы на данные вопросы можно будет получить только после тщательной проработки большого массива учебной и научной литературы.

Безусловно, в результате форсированной (сталинской) модернизации страны в 30-е гг. у части граждан сформировались антисоветские настроения, которые, воплотились в реальные действия в годы Великой Отечественной войны. В тоже время, феномен предательства, измены Родины в годы Великой Отечественной войны имел не только политико-идеологические, историко-социальные, но и психологические основания. В целом, однако, подавляющая часть населения поддерживала политику партии и правительства и в годы войны проявила высокие патриотические качества.

Подводя итог, отметим, что вопросы, выносимые на семинарское занятие, в силу их значимости для современности несут на себе значительную идеологическую печать. Научное исследование обязывает обучающихся заблаговременно, качественно изучить весь объём рекомендованной к семинару литературы, осмыслить основополагающие аспекты проблемы на основе скрупулезного сбора и анализа исторических фактов.

На семинарском занятии предлагается сделать сообщение (доклад) по следующим темам (на выбор одно сообщение, продолжительностью 10-12 мин):

а) И.В.Сталин как историческая личность: оценки современников и потомков.

б) Репрессии 30-х гг.: причины, масштабы и влияние на развитие страны (по материалам исследований историка В.Н. Земскова)

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения в международной обстановке обозначились к началу 30-х годов? Чем они характеризовались?

2. Что предпринимало советское руководство для предотвращения войны? Почему не удалось в полном объёме создать систему коллективной безопасности в Европе?

3. Каковы итоги социально-экономического и духовного развития советского общества в 30-е годы? Как страна готовилась к войне? Что было сделано в предвоенные годы для укрепления армии и флота?

4. Какие просчёты допустило советское военно-политическое руководство в предвоенные годы? Чем они обуславливались?

Рекомендуемая литература:

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №1875к. Москалев Ю.А. Военная политика Советского государства в тридцатые годы. - Новогорск, 2002.

Инв. №3178, 3179бр. Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР. – М., 2012.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. №1996у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 2.

Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов. 9-е изд. - М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Дайниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах. - М.: Олма-Пресс, 2003.

Инв. №2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. – М., 2011.

Инв. №2298у. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. - СПб., 2011.

Занятие 7/2. Семинар – «круглый стол»

Наши рекомендации