Характер и направленность общественного развития России

Во второй половине XIX в.

Вопросы:

1. Отмена крепостного права: сущность, содержание и историческое значение.

2. Политические преобразования 60-70-х гг. XIX столетия.

3. Идейные течения и общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX в.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого и второго вопросов следует обратить внимание, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, направленные на модернизацию всего уклада жизни Российской империи. Реформы охватили три основных сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). В результате преобразований в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы.

Особое внимание следует обратить на Крестьянскую реформу 1861 г. как на важнейшее событие российской истории XIX в. Важно подробно остановиться на предпосылках, содержании (провести анализ Манифеста 19 февраля) и значении реформы.

При подведении итогов следует отметить, что эти реформы содержали элементы противоречивости и непоследовательности. Реформаторство не затронуло коренных основ самодержавной монархии.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия необходимо, прежде всего, уделить внимание причинам подъема общественного движения. В их числе — сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной активизации общественно-политической деятельности в стране стало разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним противоречиям — между крестьянами и помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма: между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между политикой унификации государственного строя на окраинах и национальным своеобразием народов, входивших в состав Российской империи.

Необходимо отметить, что отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. являлось отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., были подавлены силовым путём, правительственные репрессии обезглавили революционное движение. Политическую инертность проявляла буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало узкую социальную базу для деятельности революционеров. В тоже время, общественно-политические движения второй половины XIX в. оставили яркий след в общественном сознании.

Анализ идейных течений и общественно-политических движений целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

- классифицировать идейные течения по трём основным группам: правительственное (консервативное), либеральное и революционно-демократическое;

- уяснить отличия (идеи, программные установки, формы и методы борьбы) между тремя основными группами;

- проанализировать историческую практику борьбы либералов и революционеров с царизмом.

На семинаре можно выступить с докладом (сообщением) по следующим, рекомендуемым темам (по согласованию с преподавателем 1-2 сообщение на занятие):

а) Пожарная охрана России во второй пол. XIX в.

б) Политические репрессии в эпоху Александра II.

в) Кулаки и кулачество в дореволюционной России (по монографии историка В.В.Корнеева).

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины осуществления «великих реформ» в России?

2. Почему крестьяне не приняли реформу 1861 года?

3. Что изменилось в судоустройстве России после проведения судебной реформы?

4. Как повлияла земская реформа на развитие общественной активности масс?

5. Почему во второй половине XIX в. растет революционное движение масс?

Рекомендуемая литература:

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №29030, 29031. Корнеев В.В. Феномен кулачества в дореволюционной России. М.: УРСС, 2013.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. №1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А.Н. Сахаров. – М., 2008.

Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.

Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. №2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011.

Инв. №28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). - М., 2000.

Инв. №26315. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Пер. с нем. - М.: Прогресс–Традиция, 2000.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861. – М., 2004.

Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.:ЭКСМО, 2007.

Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.

Занятие 6/3. Семинар

Наши рекомендации