Права женщин и равенство полов
Факты, относящиеся к беспристрастности и отношениям
Согласно официальной статистике, уровень занятости женщин в Приднестровье более низкий, чем
мужчин (37 % по сравнению с 46 %). Между тем, женщины в настоящее время более часто представлены
в профессиональном и высшем образовании.
В упомянутом выше обследовании населения Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИДу, была
проведена оценка гендерных норм в обществе и в семье. В целом, равенство полов воспринимается
населением только в плане равенства прав, но не равенства конкретных возможностей. Многие из
опрошенных во время интервью (приблизительно 20 - 40 %) высказали мнения, которые отражают
дискриминационные отношения.
Роль женщины в обществе все еще в значительной степени отмечается как хранительницы домашнего
очага, несмотря на то, что женщины сегодня – равноправные с мужчинами партнеры на рынке труда и
часто обеспечивают основной доход в семье. Семейная жизнь остается разделенной на традиционные
мужские и женские обязанности.
Женщины составляют менее десяти процентов членов Верховного совета.
Насилие в семье
Насилие в семье широко распространено в Приднестровье. Обследование в отношении ВИЧ уязвимости
2011 года показало, что почти четверть проинтервьюированных женщин (22 %) замужних или
сожительствующих женщин подвергались физическому насилию со стороны мужа или партнера.
Более одной трети всех проинтервьюированых женщин пострадали от физического насилия со стороны
лиц мужского пола, по крайней мере, однажды в жизни. В половине этих случаев агрессором был муж
или партнер, в то время как в четверти случаев таким лицом был отец или брат.
Шесть из десяти женщин подвергались угрозам, психологическому или эмоциональному насилию со
стороны их теперешних или бывших партнеров. В течение предыдущих 12 месяцев одна треть из них
подверглась подобному жестокому обращению.
Один у каждых 17 замужних женщин заявили, что они подвергались сексуальному насилию со стороны
их теперешних или бывших мужей или партнеров. В более чем половине случаев жестокого обращения,
они имели место в течение предыдущих 12 месяцев.
Молодые женщины в возрасте 20-24 более всего подвергаются таким формам насилия. Подобные
ситуации чаще встречаются у бедных людей , чем у других групп населения. Не существует никакой
юридической ответственности за изнасилование супругом супруги.
35
Эксперту сообщили, что проект закона о насилии в семье подготовлен и находится в стадии
рассмотрения. Неправительственные организации, такие как «Резонанс», провели кампанию в поддержку
такого законодательства.
НПО «Взаимодействие», в сотрудничестве с МОМ, создала горячую телефонную линию – «Линия
доверия» – для жертв насилия в семье, как превентивную меру противостояния торговле людьми. Число
звонков в «Линию доверия» увеличивается с каждым годом со времени ее создания в 2009 г.
НПО «Женские инициативы», при поддержке МОМ, обеспечила индивидуальную помощь жертвам
торговли людьми и их семей, жертвам насилия в семье, мигрантам, оказавшимся за границей в трудной
ситуации и другим лицам. Примеры случаев были полученны от «Линии доверия» и от других местных
и международных неправительственных организаций, а также от местных органов власти.
НПО «Надежда для детей» открыла небольшой центр для женщин из уязвимых семей, а также для
женщин, оказавшихся в бедноте и с детьми, но организация не может принимать женщин в экстренных
случаях.
Несмотря на эти инициативы, жертвы насилия сталкиваются с множеством трудностей в плане
получения защиты и помощи в тех случаях, когда им необходимо долговременное решение вопроса.
Активисты неправительственных организаций сообщают, что сталкиваются с нехваткой временных
убежищ и соответствующих услуг, включая психологическую поддержку и юридическую помощь.
Полицейские часто не готовы к рассмотрению жалоб, связанных со случаями насилия в семье, в
интересах жертвы. Кроме того, существует недостаточное понимание среди жертв в отношении
существующих возможностей получения помощи.
Вывод заключается в том, что возможности предоставления эффективной защиты и социальной
поддержки жертвам насилия в семье и других форм жестокого обращения в отношении женщин, детей и
пожилых людей недостаточны.
Торговля людьми
Приднестровье является «регионом-поставщиком» жертв принудительного труда и коммерческого секса.
Высок процент молодых людей, которые строят планы и питают надежды покинуть регион или уже
сделали это. Если они выберут незаконную миграцию, они рискуют попасть в руки торговцев людьми.
Маршруты трудовой миграции для мужчин и женщин существенно различаются. Главная сфера
занятости для мигрантов женского пола, согласно Международной организации миграции (МОМ) – это
сфера услуг и торговли (55 %) и также уход за детьми и стариками (29 %). Многие из мужчин-мигрантов
работают в строительной сфере (44 %).17
Женщины, работающие, чаще всего, в условиях изоляции и имеющие ограниченный доступ к услугам,
более уязвимы в отношении различных форм эксплуатации. Одна четверть приднестровских мигрантов
за границей, сталкиваясь с проблемами со здоровьем, избегает посещения медицинских учреждений;
женщины избегают медучреждений еще чаще, чем мужчины.
Многие дети становятся жертвами торговцев людьми. У многих из них нет никакой профессиональной
подготовки, а у некоторых – даже начального образования. Согласно неправительственной организации
«Ла Страда», многие из них происходят из бедных, больших и неполных семей, не редко с проблемами
злоупотребления алкоголем и насилия.
С 2010 года существует Закон о борьбе с торговлей людьми, и с 2011 – Положение о
Межведомственном комитете по борьбе с торговлей людьми. Однако есть проблемы с их
выполнением.
Неправительственная организация «Взаимодействие» (упомянутая выше) выдвинула положительную
инициативу при поддержке других неправительственных групп и МОМ. Она работает с горячей линией
для людей, планирующих нелегальный выезд за границу, в связи с чем она получает более тысячи
звонков каждый год, и эта цифра растет. Организация выявила много случаев, когда людям требовалась
специальная защита и помощь, которая была оказана.
17 По данным эксперта, представленным Международной организацией по миграции
36
Комментарии
Права женщин – главный вопрос, который должен стать частью всех обсуждений и планов в области
прав человека. Анализ и предложения «ООН-женщины» были бы при этом особенно уместны.
Насилие в семье имеет свойство быть скрытой, но очень серьёзной проблемой в большинстве обществ.
Чтобы эффективно бороться с такого рода правонарушениями необходимо разработать программу,
которая была бы основана на строгом законодательстве. Также необходимо иметь всегда доступное
убежище для тех, кто вынужден убегать от жестокого члена семьи.
Часть программы должна быть посвящена рассмотрению всех форм физического насилия в семьях, а
также нарушениям в различных учреждениях, включая школы. Необходимо развивать подход нулевой
терпимости ко всем формам межличностстного насилия.
Для выявления на ранней стадии признаков такого насилия должна быть разработана четкая политика,
требующая, чтобы социальные работники, медицинский персонал, учителя и другие должностные лица
были обязаны сообщать о подозрениях в отношении физического насилия, а также психологического или
эмоционального преследования.
Полицейские несут основную ответственность за прекращение насилия и должны обучаться методам
реагирования на заявления о случаях насилия в семье. Есть информация, что полиция отказывалась
принимать жалобы, утверждая, что такие заявления с жалобами обычно забираются позже. Также
необходима эффективная социальная работа с тем, чтобы помочь жертвам возвращаться и начинать
новую жизнь, если они того желают.
Эксперту сообщили, что женщины не хотят обращаться в полицию также и потому, что единственным
принимаемым решением о наказании является штраф, который выплачивается из семейного бюджета.
Система телефонных горячих линий полезна и должна быть развиваться далее, также как и система
доступных убежищ для жертв насилия в семье (с возможностью принять жертву незамедлительно, одну
или с детьми).
Должна быть разработана политика, постанавливающая, что именно правонарушитель, а не жертва,
должен будет уходить из общего жилья, когда возникает такая необходимость, чтобы защитить жертву
от дальнейшего насилия.
Торговля людьми – наиболее серьёзная проблема, и мерам борьбы с этой формы рабства необходимо
уделять приоритетное внимание. Также важно широкое информирование общественности. Полный
анализ первопричин и способствующих факторов должен стать частью возобновленных усилий по
борьбе с торговлей людьми. Важно обеспечить дальнейшую координацию основных районных органов и
сотрудничество с местными властями. Роль планируемого Межведомственного комитета, включающего
представителей гражданского общества, должна быть проанализирована; его мандат должен быть еще
более укреплен.
Международные структуры, и не в последнюю очередь МОМ, установившие конструктивные отношения
с группой неправительственных организаций, работающих в этой сфере, уже внесли существенный
вклад в эту деятельность. Четкие и конкретные международные нормы и планы действий могут
послужить основой для анализа юридических и институциональных инструментов в Приднестровье в
усилиях покончить с торговлей людьми.18
Уже начатая работа, направленная на реформирование структуры правоохранительных органов с целью
борьбы с торговлей людьми, может быть далее усилена путем обмена международным опытом, включая
с властями Кишинева, а также с соседними странами.
18 Смотрите, в частности, «Комментарий: Рекомендуемые принципы и правила по правам человека и
торговле людьми» Офиса Верховного комиссара по правам человека Организации Объединённых
Наций, Нью-Йорк и Женева, 2010:
http://www.ohchr.org/Documents/Publications/Commentary_Human_Trafficking_en.pdf
37
ПРАВА РЕБЕНКА
Международные стандарты
Конвенция ООН о правах ребенка является одним из международных соглашений, которые де-факто
власти Приднестровья обязались солюдать. Последовательное выполнение норм этого соглашения
требует, чтобы главным приоритетом были права детей, также и с точки зрения бюджетных
ассигнований.
С целью интерпретации конвенции соответствующим комитетом ООН определены четыре главных
принципа: то, что никакой ребенок или группа детей не должны подвергаться дискриминации; что
интересы ребенка должны быть основным соображением при вынесении любых решений,
затрагивающих ребенка; что каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие; и что каждый ребенок
должен иметь право выражать свои мнения и что они должны быть услышанными и им должно быть
уделено необходимое внимание.
Конвенция рассматривает конкретные шаги, гарантирующие выполнение принципов и норм. Они
должны быть отражены в общем законодательстве; должны быть разработаны значимые планы
действий, и систематический анализ достигаемого продвижения и остающихся препятствий; детям,
права которых ущемлены, также как и детям, подверженным риску, необходимо уделять особое
внимание и оказывать поддержку; персонал, работающий с детьми, должен иметь соответствующее
образование и быть обучен методам выполнения этой задачи, а широкая общественность должна быть
проинформирована о требованиях, предъявляемых к обществу, основанному на соблюдении прав
ребенка.
Эксперт затронул эти вопросы в беседах с ключевыми лицами, отвечающими за принятие решений в
Приднестровье. Они все продемонстрировали большой интерес и признали, что проблемы,
существующие в этой области, огромны. Они также подчеркнули важность своего сотрудничества с
ЮНИСЕФ.
Положительным шагом явилось недавнее соглашение, подписанное властями Приднестровья о
выполнении «кластерного обследования по множественным показателям» с целью получения данных по
показателям благосостояния детей в отношении здоровья, образования, водоснабжения и канализации, а
также другим проблемам. Есть надежда, что данные этого обследования дополнят и усилят уже
осуществляемые мероприятия по сбору данных, а также облегчат их сопоставление с международными
показателями.
Это должно также послужить ценным вкладом в решение проблем, связанных со здоровьем детей,
упомянутых в соответствующей главе выше в отношении права на здоровье: перинатальный уход;
детской смертностью; и охват иммунизацией.