Органы государственной власти и местного самоуправления РФ
О́рганы госуда́рственной вла́сти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.
В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель
Правовые основы
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
▪ Европейская хартия местного самоуправления,
▪ Конституция Российской Федерации,
▪ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
▪ федеральные конституционные законы,
▪ Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
▪ конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
▪ уставы муниципальных образований,
▪ решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
▪ иные муниципальные правовые акты.
Компетенционные основы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы осуществления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
▪ местный референдум
▪ муниципальные выборы
▪ голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
▪ голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
▪ сход граждан
▪ другие формы
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
▪ правотворческая инициатива граждан
▪ территориальное общественное самоуправление
▪ публичные слушания
▪ собрание граждан
▪ конференция граждан (собрание делегатов)
▪ опрос граждан
▪ обращения граждан в органы местного самоуправления
▪ наказы избирателей
▪ другие формы
24. Гражданское правоотношение. Состав гражданского правоотношения. Юридические факты – понятие и классификация.
Гражданское право – совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Методом правового регулирования ГПО является совокупность средств, способов и приемов с помощью которых ГП воздействует на регулируемые им отношения.
В ГП этот метод называется диспозитивный (юридическим равенством, автономия воли, имущественная самостоятельность участников ГП).
ГП – это юридическая связь равных имущественно и организационно обособленных субъектов ИО и ЛНО выражены в наличии у них субъективных прав и обязанностей и обеспеченных возможностей применения к ним нарушителей гос. принудительных мер имущественного характера.
Содержание ГПО явл. субъективные права и обязанности его участников.
Субъекты человек, делятся на граждане – не граждане, также субъектами явл. юридические лица, само государство, субъекты гос-ва, муниц. учреждения являются тоже.
Чтобы быть субъектом ГП надо обладать правосубъектностью (правоспособность и дееспособность (18 лет)) для юридических лиц есть только понятие правоспособность.
Вещи, также имущественные права, имущественные блага. интеллектуальная собственность, нематериальные блага
Юридические факты
Обстоятельства с которыми закон связывает возникновение изменение или прекращение ГП называются юридическими факторами.
Делятся на 2 группы:
- действие
- правомерные (юридический поступок – это действие не направленное на возникновение правоотношений и юридический акт – это действие направленное на возникновение правоотношений)
- не правомерные (бывают в форме бездействия – уклонения)
-событие (это объективное явление внешнего мира)
- кратковременное – рождение и смерть человека,
-длящееся - истечение срока исковой данности.