Органы государственной власти и местного самоуправления

Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации.

Мировой опыт показывает, что использование жестких мер государственного регулирования должно сопровождаться активным государственным участием в финансировании и развитии железных дорог. В большинстве развитых стран даже при многократно более высоком, чем в России, уровне железнодорожных тарифов, участие государственных бюджетов в покрытии расходов инфраструктуры составляет до 40 и более процентов.

ОАО «РЖД» ведет постоянный диалог с органами государственной власти по этому поводу. Сегодня доля бюджетного финансирования развития железнодорожного транспорта составляет около 7% от бюджетных средств, выделяемых на всю транспортную систему, что в 6 раз меньше вклада железнодорожного транспорта в обеспечение потребностей экономики и населения страны в перевозках. При этом доля отчислений ОАО «РЖД» от общего объема доходов Компании в бюджеты и внебюджетные фонды различного уровня составляет около 20% общих доходов.

В 2006 году получило дальнейшее развитие создание совместных проектов в области государственно-частного партнерства с участием субъектов РФ и бизнес–структур. Наиболее интенсивное сотрудничество в этом направлении ОАО «РЖД» осуществляет с Чувашской Республикой, Республикой Татарстан, Удмуртской Республикой, Челябинской, Свердловской, Ростовской областями и рядом других регионов. В 2006 году был подписан меморандум о сотрудничестве со 150 производителями отечественной промышленности.

Развитие сотрудничества с бизнес-структурами на региональном уровне является одним из наиболее перспективных направлений региональной политики Компании, так как размещение заказов на поставку промышленной продукции для нужд ОАО «РЖД» способствует повышению социальной стабильности в регионе, увеличивает количество рабочих мест и объем налоговых поступлений в региональный бюджет.

Еще одним направлением сотрудничества Компании и органов государственной власти является обеспечение бюджетной поддержки эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий, убытки от которых в 2006 году составили порядка 2 млрд. рублей. Из 98 существующих 51 линия имеет социально-экономическое значение. Эксплуатируя этих линии, ОАО «РЖД» несет на себе значительную социальную нагрузку, связывая отдаленные поселки с районными центрами в труднодоступной местности и обеспечивая рабочие места для населения, стабилизируя тем самым социальный климат в отдаленных районах страны.

Персонал

Политика ОАО «РЖД» в области взаимоотношений с персоналом основывается на партнерстве и взаимном уважении, позволяет добиваться большей производительности труда, лояльности по отношению к управленческим решениям, сокращения расходов на набор, переподготовку и удержание сотрудников.

С 2006 года в ОАО «РЖД» действует Кодекс деловой этики, устанавливающий основные нормы и правила, с учетом которых осуществляется межгрупповое и индивидуальное взаимодействие, в том числе и в рамках трудового процесса. Кодекс обозначает ряд обязательств и принципов, определяющих позицию Компании во взаимоотношениях с сотрудниками и обществом и принимаемых Компанией добровольно.

Кодекс определяет позицию Компании по отношению к работникам следующим образом: «Компания обеспечивает благоприятные и безопасные условия труда для работников и осуществляет их социальное и медицинское обеспечение в рамках коллективного договора и соответствующих программ, действующих в Компании. Компания обеспечивает равные возможности для проявления своих способностей в процессе трудовой деятельности. Компания уважает частную жизнь работников, не допуская какого-либо вмешательства в нее».

Важную роль играет правовой регулятор взаимоотношений - Коллективный договор ОАО «РЖД» каждого филиала с работником и профсоюзом. По Коллективному договору у Компании как работодателя есть обязательства по отношению к каждому работнику и трудовому коллективу, одновременно с этим у работников есть индивидуальные и коллективные обязанности перед своей компанией.

Важную роль в системе взаимоотношений Компании и персонала играют также профсоюзные организации, которые выражают интересы трудового коллектива и являются дополнительным связующим звеном для каждого сотрудника с Компанией.

Партнеры

ОАО «РЖД» осуществляет выбор поставщиков товаров и услуг на недискриминационной основе путем проведения публичных конкурсных процедур. Критерии выбора поставщика всегда публичны и соответствуют возможностям современных российских и зарубежных бизнес-структур.

При этом важно отметить, что в реализации, в частности, программы модернизации подвижного состава ОАО «РЖД» опирается на последние достижения, прежде всего отечественных производителей. В месте с тем, Компания уделяет большое внимание взаимовыгодному технологическому сотрудничеству и обмену опытом с зарубежными фирмами, обладающими новейшими разработками в области производства железнодорожной техники и оборудования.

Расширяя географию своих связей и последовательно реализуя задачу по интеграции ОАО «РЖД» в Евро-Азиатское транспортное пространство, Компания уделяет первостепенное внимание укреплению двустороннего сотрудничества с партнерскими железными дорогами на Востоке, прежде всего Китаем.

Профсоюзная организация

Российский Профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) является одним из старейших и крупнейших в профсоюзном движении страны. В апреле 2005 года организации «Роспрофжел» исполнилось 100 лет.

Основные задачи деятельности Роспрофжела определяют приоритетные направления по представительству и защите профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза во взаимоотношениях с государством и Компанией.

В целях успешного осуществления стоящих перед Компанией и Роспрофжелом задач, представители профсоюза участвуют в подготовке и принятии Компанией нормативных актов по оплате труда, направленных на усиление стимулирующей роли заработной платы; контролируют выплаты заработной платы в полном объеме и в сроки, установленные коллективными договорами; участвуют в разработке и внедрении эффективной системы оплаты труда, в формировании и защите проектов годовых сводных бюджетов, бизнес-планов; участвуют в разработке и реализации программ по улучшению условий и охраны труда; осуществляют деятельность технической инспекции труда Профсоюза и принимают меры по усилению ее роли в предупреждении травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Все вышеперечисленные мероприятия осуществляются сотрудниками профсоюза совместно с представителями менеджмента Компании, что существенно увеличивает продуктивность предпринимаемых совместных действий.

Профсоюз и Компания совместно проводят важную работу в сфере развития социального партнерства в системе ОАО «РЖД». Ключевым принципом реализуемой политики является совместный поиск сторонами взаимоприемлемых решений путем проведения переговоров и консультаций.

Инвесторы

В условиях изменения стратегических принципов управления ОАО «РЖД» использует проектно-ориентированный подход к формированию и реализации своих инвестиционных программ. В этой связи особенную актуальность приобретает эффективность взаимоотношений с сообществом инвесторов.

Получение рейтингов инвестиционного уровня рейтинговых агентств S&P, MOODY ’S и FITCH позволило Компании начать сотрудничество с квалифицированными инвесторами, в том числе иностранными – компаниями и пенсионными фондами, обладающими значительными финансовыми активами.

ОАО «РЖД» ведет активную работу по созданию условий для привлечения прямых инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время спектр возможностей для взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества гораздо шире, чем был на момент создания Компании. Для обеспечения свободного доступа инвесторов и заинтересованных лиц к актуальной информации проводятся конференции, презентации, организуются встречи с Президентом, Вице-президентами и другими должностными лицами Компании, проводятся различные мероприятия, направленные на наиболее полное информирование заинтересованных лиц о важных событиях в деятельности Компании.

Особое внимание ОАО «РЖД» уделяет развитию механизмов государственно-частного партнерства. В частности, это касается строительства скоростных линий, подходов к месторождениям минерального сырья, подходов к морским портам: при высокой капиталоемкости и социальной значимости, такие проекты не достигают достаточного уровня экономической эффективности для принятия решения о финансировании только за счет собственных средств. Уже сегодня Компания активно использует этот перспективный механизм привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры в наиболее крупных инвестиционных проектах.

Компания привлекает средства частных инвесторов при осуществлении коммерческих проектов на основе инфраструктуры пассажирского комплекса. Например, средства, направленные инвесторами на финансирование строительства вокзальных комплексов, возмещаются в дальнейшем путем передачи части построенных площадей в аренду и зачета вложенных инвестором средств в счет арендной платы. Возможно долевое участие инвестора в строительстве. Перспективным для частных инвесторов Компания считает направление вспомогательной и непрофильной для себя деятельности.

Новые принципы инвестиционного планирования позволяют Компании выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнерами и со-инвесторами, четко отслеживать влияние различных факторов на конечные результаты проектов и деятельность Компании, значительно снизить инвестиционные риски.

Внедрение проектного принципа построения инвестиционной деятельности призвано повысить эффективность принимаемых управленческих решений и прозрачность их реализации на всех основных стадиях реализации инвестиционных программ ОАО «РЖД». Как отмечают многие аналитики, это полностью соответствует международной практике крупнейших корпораций.

В настоящий момент портфель заемных средств ОАО «РЖД» состоит исключительно из инструментов долгосрочного финансирования, привлеченных на открытом рынке. Приобретенный ранее опыт в привлечении долгового публичного финансирования был высоко востребован в 2006 году. Компания разместила еще один выпуск облигаций общим объемом 10 млрд. рублей, подтвердив статус крупнейшего корпоративного эмитента рублевых облигаций.

Достижения ОАО «РЖД» в этой сфере были отмечены на «Российском облигационном конгрессе», где состоялось вручение Cbonds Awards «Самый информационно открытый эмитент». Компания заняла второе место по результатам опросов специалистов рынка. Это еще раз подчеркивает информационную открытость Общества во взаимоотношениях с инвесторами и является гарантией соблюдения их прав.

ОАО «РЖД» подчеркивает свою приверженность общепринятым мировым стандартам и принципам раскрытия информации и обязуется совершенствовать эту практику и в будущем.

Наши рекомендации