Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

§40. Наука и культура в современном мире.

Развитие науки и техники. Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX - начале XXI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии способствовали кардинальному изменению многих сторон промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства.

В 70-е гг. начался новый этап научно-технической революции.Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Характерная черта данного этапа - резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ этого времени - персональный компьютер, с последних десятилетий XX в. ставший в развитых странах неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Возникновение Интернетасделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применяться для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны).

Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижениями этой гонки стали: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т. д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось создание международной космической станции с участием США, Россия, стран ЕС и Азии.

Новые черты культуры. В 40 - 50-е гг. главной темой искусства была Вторая мировая война. Ее событиям посвящены памятники и монументы, литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях Г.Бёлля («Где ты был, Адам?»). Об этом же писали немецкие авторы, жившие в годы войны в эмиграции (Т.Манн, Э.М.Ремарк). Роман Э.Ремарка «Время жить, время умирать» ставил острейшую для ФРГ проблему ответственности не только нацистов, но и всех немцев за преступную войну против Советского Союза. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. - student2.ru Все эти произведения относятся к реалистическому направлению. Черты реализма ярко проявились в творчестве американских писателей того времени: У.Фолкнера, Э.Хемингуэя.

В кинематографе огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р.Росселини «Рим - открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60-70-х гг. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к острой социальной и по­литической тематике. В них ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.

Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был совершен в 60-е гг. японским режиссером А.Куросавой («Расёмон», «Ран» и др.).

Важнейшую роль в кинематографе играли США. Многие выдающиеся американские фильмы были посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф.Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако преобладали фильмы развлекательных жанров - вестерны, боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими среди них стали «Звездные войны» Дж. Лукаса, «Крестный отец» Ф.Копполы, «Терминатор» и«Титаник» Дж. Камерона и др. В некоторых развлекательных фильмах затрагиваются острейшие проблемы американского общества и дается их критическая оценка (трилогия «Матрица» братьев Л. и Э. Вачовски, «Бойцовский клуб» Д.Финчера и др.).

Популярными в искусстве остаются различные модернистские направления.В 40 - 50-е гг. французские писатели Ж.П.Сартр и А.Камю стали пропагандистами экзистенциализма.Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежит конфликт между требованиями общества и убеждениями героев. В романе Камю «Чума» ставится проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.

С 50-х гг. известность получают авангардистские течения,связанные с понятием «абсурд».Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда.В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой театра абсурда. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э. Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями.

Большим успехом с 60-х гг. пользовались произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Л.Борхес, Х.Кортасар, Г.Г.Маркес и др.).

Заметное место в литературе занял жанр фэнтези,в котором авторы помещают своих героев в придуманный мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена, а также появившиеся на рубеже XX - XXI вв. романы Дж. Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Потере.

Модернистские и авангардистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Популярным в 40 - 60-е гг. был абстрактный экспрессионизм (Дж.Поллок).

Примерно в 60-е гг. в культуре начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам истандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов, реальности и вымысла.

В 60 - 70-е гг. возник поп-арт(популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства».

Поп-арт, наиболее ярко проявившийся в изобразительном искусстве, в музыке привел к возникновению рок-н-ролла. Классиками рок-н-ролла 60-х гг. стали американский певец Элвис Пресли, английские группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появилось множество других музыкальных направлений. Огромная индустрия шоу-бизнеса охватила весь мир.

В целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

§41. Религия в современном мире.

Влияние религии в современном мире. В конце XIX - начале XX в. в большинстве христианских стран произошло отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Эта тенденция затронула и ряд мусульманских стран, например Турцию после Кемалийской революции 1918 -1923 гг.

Первую половину XX в. считают самым безрелигиозным периодом в истории человечества. Отход от религии принял тогда массовый характер. На это влияли как рост образованности широких слоев населения, так и распространение идеологий, нацеленных на достижение счастья в земной жизни (социалистические учения, нацизм и т.д.). Ужасы Второй мировой войны привели к усилению религиозных настроений. Новый виток безразличия к религии пришелся на 1960 - 1970-е гг., когда люди во многих странах мира начали требовать обновления и свободы.

С конца XX в. влияние религии вновь усиливается. В ходе преобразований в странах Восточной Европы и бывшего СССР были сняты все ограничения, связанные с господством коммунистической идеологии, и власти многих стран предприняли меры к распространению религиозности. Обострение

социально-экономических проблем способствовало увеличению интереса к религии подавляющего большинства жителей этих стран. В целом рост численности верующих наблюдается всюду. Во многом это связано с процессами глобализации, которые обострили необходимость самоопределения человека в быстроменяющемся мире. Ведь в этом самоопределении главное значение часто имеет именно религиозная принадлежность людей.

Подсчет численности приверженцев различных религий чрезвычайно затруднителен. Если относить к верующим только тех, кто выполняет все предписанные религией обряды, их окажется не слишком много, особенно христиан. Еще сложнее будет определить число верующих, если причислять к ним лишь тех, кто искренне следует всем религиозным заповедям (известно, что под прикрытием религиозных лозунгов творились и творятся многие преступления). Немалое число людей считают себя верующими, но не относят себя к какой-либо религии. Однако статистические исследования религиозности большей частью основаны на самоидентификации людей.

По данным на конец первого десятилетия XXI в., христиан в мире от 1,5 до 2 млрд. человек (от 400 до 550 млн. в Европе, около 380 млн. в Латинской Америке, 180 - 250 млн. в Северной Америке, около 300 млн. в Азии, 300 - 400 млн. в Африке). Из них: католиков около 1,1 млрд., протестантов около 400 млн., православных от 240 до 300 млн., приверженцев древневосточных церквей от 70 до 80 млн. человек. Мусульман в мире насчитывают от 1,2 до 1,5 млрд. человек, из них 90% сунниты. Ислам считается самой быстрорастущей религией. Индуизм исповедуют более 900 млн. человек, в основном проживающие в Индии или выходцы из нее. Данные о численности буддистов в мире очень различны - от 200 до 500 млн. человек - в зависимости от методов подсчета.

Наиболее влиятельными религиями остаются христианство и ислам.

Католическая церковь. С 60-х гг. в католической церкви начались проводиться реформы, которые во многом изменили ее облик. Инициаторами реформ стали папы римские Иоанн XXIII и Павел VI. Второй Ватиканский собор (1962 -1965) высказался в поддержку прав трудящихся, осудил социальное неравенство, призвал к социальным преобразованиям. Были от­менены инквизиция и отлучения от церкви, ликвидирован список запрещенных книг, признавалась важность религиозной свободы и науки.

После избрания папой первого в истории славянина Иоанна Павла II (1978 - 2005) реформы в католической церкви продолжились. Были пересмотрены многие устаревшие нормы и принципы христианства. Так, было объявлено, что религия и наука не противоречат друг другу. Католическая церковь принесла извинения за все свои преступления, включая деятельность инквизиции. Папа заявил, что главным направлением политики должно стать преодоление бедности. Католическая церковь призвала к мирному разрешению региональных конфликтов, борьбе за мир и разоружение. Церковь содействовала и переменам в странах Восточной Европы.

Еще одним важным направлением деятельности современной католической церкви стало участие в движении экуменизма, Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. - student2.ru Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. - student2.ru направленном на достижение единства всех христиан. Этот курс был провозглашен еще Вторым Ватиканским собором. В 1965 г. было отменено решение 1054 г. об отлучении константинопольского патриарха, ознаменовавшее окончательный раскол христианской церкви. Константинопольский патриарх в ответ отменил анафему представителей католической церкви. Иоанн Павел II называл главной целью экуменизма «обретение единства при многообразии». При нем постоянными стали встречи, совместные молитвы священнослужителей католиков, протестантов, православных.

Вместе с тем католическая церковь не отказалась от догмата о первенстве папы римского и римской церкви. Это препятствует развитию диалога между Ватиканом и рядом православных церквей, прежде всего Русской православной церковью. Еще одним из препятствий является агрессивная политика Греко-католической (униатской) церкви на Украине, выразившаяся в захватах православных храмов и нападениях на православных священников.

Влиятельным течением в католической церкви стала так называемая «теология освобождения». С1960-х гг. многие деятели церкви в латиноамериканских странах включились в активную борьбу против существующих там порядков, которые, по их мнению, полностью противоречат христианству. Иисуса Христа они считают не только утешителем, но и освободителем угнетенных людей. Нередко это учение принимает формы христианского социализма. Например, известная католическая подвижница Мать Тереза заявляла: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу соци­ализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму». Многие священники в Латинской Америке принимали участие в борьбе с реакционными режимами. В частности, архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро был убит в 1980 г. за разоблачение властей своей страны. Некоторые священники работали в составе левых правительств. Несмотря на борьбу с «теологией освобождения» папы Иоанна Павла II, она сохраняет значительное влияние и поныне. Одним из ее сторонников является президент Венесуэлы Уго Чавес.

Православная церковь.Православная церковь в XX в. пережила немало потрясений. Особенно большие испытания выпали на долю Русской православной церкви. После революции 1917 г. новая власть, одной из основ идеологии которой был атеизм, сделала борьбу с религией, прежде всего с православием, одним из важных направлений своей политики. Был провозглашен лозунг «Борьба с религией - борьба за социализм». В годы Гражданской войны священнослужители, ставшие сторонниками белых, были убиты. Избранный на церковном соборе 1917 - 1918 гг. патриарх Тихон неоднократно подвергался домашнему аресту и тюремному заключению. В 1922 г. советское правительство в целях закупки продовольствия для голодающих объявило об изъятии церковных ценностей. Эти мероприятия сопровождались столкновениями властей с верующими, арестами, судами над теми, кто сопротивлялся действиям большевиков. Репрессии против священнослужителей, активных верующих продолжались все 20 - 30-е гг. Разворачивались кампании по вскрытию мощей святых, закрывались и сносились храмы, вводились ограничения на деятельность церкви.

Вместе с тем в годы гонений Русская православная церковь очистилась от всего наносного, связанного с ее господствующим положением до революции.

Постепенно в церкви нарастало стремление примириться с существующей властью. Во время Великой Отечественной войны большинство священнослужителей включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Русская православная церковь, как и иные религиозные организации, собрала значительные средства на нужды обороны. В 1943 г. по инициативе И. В. Сталина произошла нормализация отношений церкви и государства. Были разрешены выборы патриарха (в 1943 г. патриархом был избран Сергий, в 1945 г. - Алексий), открыты многие храмы. Стали возрождать и создавать приходы и монастыри. Новые гонения на церковь начались в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. по инициативе главы Советского Союза Н. С. Хру­щева. Улучшение отношений церкви и государства наступило лишь в годы перестройки. Огромный общественный резонанс вызвало празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси. По мере нарастания кризиса в СССР роль Русской православной церкви в стране усиливалась.

После распада СССР и становления новой российской государственности Русская православная церковь значительно упрочила свое положение. Деятельность патриархов Алексия II (1990 - 2008) и сменившего его в 2009 г. на патриаршьем престоле Кирилла способствовала распространению влияния церкви на многие сферы жизни общества. Массовый характер принял процесс открытия старых и строительства новых храмов. Большое внимание церковь уделяет просветительской деятельности. Стал заметен рост религиозности населения, в том числе и молодежи.

Ислам. Ислам на протяжении XX в. развивался по двум основным направлениям: приспособление к современности и возрождение традиционного ислама. Наиболее яркий пример первого пути представляет собой современная история Турецкой республики. После утверждения у власти в 20-е гг. Кемаль Ататюрк отделил религию от государства, запретил шариатские суды и религиозные школы-медресе, создал систему светского образования, уравнял женщин в правах с мужчинами, ввел европейскую одежду и головные уборы и т.д. Были приняты меры, способствующие ускорению экономического развития, частной инициативы. В послевоенные годы Турция показала высокие темпы промышленного роста. Однако наряду с этим углублялись социальные противоречия и укреплялись позиции сторонников традиционного ислама. Роль гаранта светского развития страны играла армия, которая неодно­кратно совершала военные перевороты и отстраняла от власти неугодные силы.

Однако в конце XX - начале XXI в. влияние ислама в Турции усиливается. К власти приходит исламистская партия (ныне Партия справедливости и развития),армия постепенно вытесняется из политики. Вместе с тем в Турции по-прежнему остаются влиятельными и сторонники светского пути развития.

Еще одним из вариантов приспособления ислама к современности является так называемый исламский социализм. Его основой стали представления о схожести отдельных социальных положений ислама с социалистическими учениями. С начала 50-х гг. во многих странах (Индонезия, Египет, Сирия, Ирак, Алжир, Ливия, Сомали, Судан, Афганистан и др.) предпринимались попытки построить социализм исламского толка. Однако, несмотря на поддержку СССР, подобные попытки окончились неудачей как из-за внешнего давления со стороны США и их союзников, так и из-за нарастания внутренних проблем.

Заключение. Стр.242-244.Глобальные проблемы человечества.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, открывают перед человечеством в целом и перед каждым человеком в отдельности огромные перспективы, но одновременно порождают сложнейшие проблемы. Наряду со многими трудностями, всегда стоявшими перед человеческим сообществом, в начале XXI в. все более острыми становятся глобальные проблемы, затрагивающие жизнь людей на всей нашей планете. Они подразделяются на экологические, демографические, энергетические и военные.

Экологические проблемывызваны быстрым ухудшением природно-климатических условий обитания человека. Это связано прежде всего с воздействием на природу промышленного производства и иной деятельности человека. Как известно, в прошлом на Земле случались экологические катастрофы, иногда даже приводившие к упадку и гибели цивилизаций. Но эти катастрофы носили локальный характер. Ныне на Земле также имеются более и менее загрязненные территории. Однако последствия ухудшения экологической обстановки ощущаются повсюду.

В атмосфере, в Мировом океане накапливаются вредные вещества, что создает неблагоприятные условия для жизни людей. Особую опасность представляют кислотные дожди. Немалые угрозы связаны с массовой вырубкой лесов. Развитие промышленности считается причиной возникновения «парникового эффекта», который ведет к потеплению климата. Это, в свою очередь, ускоряет таяние льдов в Арктике и Антарктике, что повышает уровень Мирового океана и порождает угрозу затопления прибрежных густонаселенных территорий.

Во многих регионах мира остро ощущается нехватка чистой пресной воды.

Все попытки принять реальные меры против загрязнения окружающей среды наталкиваются на нежелание промышленно развитых и быстро развивающихся стран поступиться своими интересами. Например, известно, что США, где проживает всего 4,5% населения мира, выбрасывают в окружающую среду 40% загрязняющих веществ. Быстрыми темпами США догоняет Китай.

Демографические проблемыусилились из-за стремительного роста численности населения. Так, в XX в. оно увеличилось в 4 раза (с 1,5 до 6 млрд. человек), в начале XXI в. этот рост продолжается. Демографический рост охватил прежде всего самые бедные страны мира - африканские, азиатские, латиноамериканские. В этих странах все сильнее обостряются проблемы перенаселения, нехватки пищи, развития эпидемий. В связи с этим увеличивается миграция населения в благополучные страны Европы, Северной Америки, что также имеет свои негативные последствия.

Энергетические проблемысвязаны с исчерпаемостью на земле источников энергии и сырья. Рост населения и промышленности ведет к росту добычи полезных ископаемых. По разным подсчетам, уже через несколько десятилетий, а может и раньше, все доступные для человека природные запасы, прежде всего нефть, закончатся. Учитывая то, что нефть фактически стала основой жизни человечества, для него неминуемо возникнут практически нерешаемые проблемы.

Военные проблемыв первую очередь обусловлены тем, что в течение почти всего XX столетия в большинстве стран мира шло накопление оружия массового поражения, сначала химического, затем ядерного и бактериологического. Сейчас его накоплено столько, что можно несколько раз уничтожить все живое на Земле. Правда, с конца XX в. две главные ядерные державы - США и СССР (затем Россия) - приняли меры по разрешению военных проблем, сократив свой боевой арсенал. Однако в «клуб ядерных держав» вступили новые государства, а некоторые интенсивно наращивают свой ядерный потенциал. Это, как и складывание фактически однополярного мира, усиливает опасность применения оружия массового поражения.

Серьезное значение имеют постоянно идущие в мире локальные войны и вооруженные конфликты. Крайне напряженный характер приобретают они в случаях «этнических чисток».

Глобальной проблемой стал с конца XX в. и международный терроризм.Ныне в отличие от предшествующего времени он превратился в важный фактор международной жизни, оказывающий влияние на внешнюю и внутреннюю политику многих государств. Опорой терроризма стали регионы, которые испытывают особенно сильные негативные последствия глобализации.

Решить глобальные проблемы можно, лишь объединив усилия всех стран мира, прежде всего наиболее развитых государств. Осознание этого должно стать основой международных отношений в новом тысячелетии.

Наши рекомендации