Место и роль государства в политической системе

Огромную теоретическую и практическую значимость, осо­бенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы взаимосвязи политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, определяющих его место и роль в политической системе обще­ства.

Следует сразу же оговориться, что государство нельзя ото­ждествлять с политической системой, его следует рассматри­вать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организа­ции и деятельности государства, уделяется значительное вни­мание. Государство обстоятельно изучается в различных на­правлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских кате­горий формы, содержания, сущности.

Однако при этом нередко остается без внимания ряд во­просов, непосредственно связанных с функционированием го­сударства как составного элемента политической системы об­щества. Рассмотрение государства в этом ракурсе позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуе­мые им политические отношения и тем самым дает возмож­ность более точно определить место и роль в политической сис­теме общества государства — с одной стороны, правящей пар­тии, — с другой, иных звеньев системы, — с третьей.

Государство не просто самое массовое политическое объе­динение граждан; в него входят все без исключения члены об­щества, находящиеся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их об­щих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельно­стью государства, с осуществлением государственного управ­ления связаны реальные и самые широкие возможности участ­вовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой лич­ности за судьбу государства, общества нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе встречается понимание госу­дарства как основы политической системы. Следует присо­единиться к точке зрения М. Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в этом качестве. Рассмот­рение государства в качестве основы или главного структурного элемента политической системы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы этой системы.

Место и роль государства в политической системе общест­ва определяются следующими основными моментами:

государство играет немаловажную роль в совершенство­вании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

государство организует всех граждан, представляет обще­ство в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные дня выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной тер­ритории, подчиненной определенному виду политического гос­подства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны. Госу­дарство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстан­циональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть "в себе и для себя разумное". Это субстанциональное единство — абсолютная, не­подвижная самоцель, в которой свобода обладает высшим пра­вом по отношению к единичным людям, чья высшая обязан­ность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить усло­вия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей. Оно, по сути дола, не что иное, как политическая организация граж­данского общества;

государство располагает специальным аппаратом управ­ления и принуждения;

государство располагает разветвленной системой юриди­ческих средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законодательно закрепляются основные политические принципы, нормы и про­цедуры, определяются допустимые границы и возможности по­литической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур;

государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляю­щие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий ин­терес;

государство обладает единством законодательных, управ­ленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударст­венные организации решают локальные по содержанию и объ­ему задачи в строго определенной сфере общественно-полити­ческой жизни.

Таким образом, не противопоставляя государство всем другим объединениям, не уменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного звена и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью вес структурные элементы, вы­полняет личность, в то время как особым звеном является госу­дарство.

Наши рекомендации