Методические материалы промежуточной аттестации.
Экзамен включает ответы на теоретические вопросы и выполнение практических заданий.
Выполнение практических заданий проводится в устной/письменной форме.
Для получения положительной оценки на экзамене достаточно изучить рекомендуемую основную литературу, а также нормативно-правовые акты в действующей редакции, а также усвоить умения и навыки в ходе контактной работы с преподавателем путем опроса, тестирования и выполнения различных практических заданий.
Студент при подготовке к ответу по билету формулирует ответ на вопрос, а также выполняет задание (письменно либо устно, в зависимости от содержания задания).
При подготовке ответа на вопрос стоит использовать соответствующий дисциплине понятийный аппарат, отвечать с пояснениями, полно и аргументированно.
При сравнении явлений необходимо представить аргументы, представляющие их сходства и различия.
Давать односложные ответы нежелательно.
При ответе студент должен полно и аргументированно ответить на вопрос билета, демонстрируя знания либо умения в его рамках.
По заочной форме обучения с применением ЭО, ДОТ итоговая оценка по дисциплине формируется по результатам выполнения ПКЗ и прохождения электронного тестирования на основании следующей формулы:
Σ = ПКЗ х 0,4 + ТЕСТ х 0,6
При этом применяется следующая шкала перевода из 100-балльной шкалы в 4-х балльную:
0 – 40 баллов – «неудовлетворительно»;
41 – 64 баллов – «удовлетворительно»;
65 – 79 балла – «хорошо»;
80 и более баллов – «отлично».
Выполнение письменного контрольного задания позволяет оценить умения и навыки по дисциплине и осуществляется в течении семестра.
Проверка знаний осуществляется с помощью тестовых заданий. Тестирование проводится в СДО "Прометей" в соответствии с установленными требованиями. Итоговый тест формируется на аппаратном уровне с использованием банка тестовых заданий по дисциплине. Проверка результатов тестирования осуществляется автоматически.
ТИПОВЫЕ БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ
Билет 1.
Вопрос: Какие вы знаете основные источники данных о миграции населения?
Задача:
Есть следующие данные о прибывших в один из регионов за 2013-2015 гг. (чел.)
Месяц | |||
январь | |||
февраль | |||
март | |||
апрель | |||
май | |||
июнь | |||
июль | |||
август | |||
сентябрь | |||
октябрь | |||
ноябрь | |||
декабрь |
Определите индексы сезонности миграции и по итогам сделайте выводы.
Билет 2.
Вопрос: В чем особенность теории двойного рынка труда М.Пиоре?
Задание:
Перечислите основные центры притяжения трудовых мигрантов в Сибирском федеральном округе и проведите сравнительный анализ по причинам миграции, странам происхождения мигрантов и квалификационному и образовательному уровню мигрантов.
Билет 3.
Вопрос: В чем заключается региональная специфика миграционных процессов в Сибирском федеральном округе?
Задание:
Выберите два региона Сибирского федерального округа, наиболее отличающихся по миграционной ситуации. На основе анализа миграционных показателей обоснуйте оптимальный перечень механизмов миграционной политики для данных регионов.
При демонстрации выполненного задания студент должен аргументировать свое решение (формулировку текста и т.д.), демонстрируя знания, умения либо навыки в полной мере.
Ответ на каждый вопрос (задание) билета оценивается по 5-балльной шкале в соответствии со шкалой оценивания. Потом выводится среднеарифметическая оценка знаний, умений и навыков студента, продемонстрированных при ответе на билет.
.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Миграционные процессы в СФО» предназначена для того, чтобы дать менеджеру необходимые теоретические знания, приобрести навыки необходимые для анализа и прогнозирования миграционного движения населения, для эффективного проведения миграционной политики.
Кроме того, дисциплина «Миграционные процессы в СФО» ориентирована на получение практических навыков, таких как умение на основе первичной статистической информации рассчитывать коэффициенты миграции населения, составлять на их основе графики, диаграммы, анализировать и сравнивать их; выявлять факторы, определяющие сложившуюся на данный момент миграционную обстановку в СФО, причинно-следственные связи между социальными, историческими, экономическими и миграционными процессами и явлениями; разрабатывать миграционную политику на основе выполненного миграционного анализа регионов СФО.
В процессе освоения дисциплины «Миграционные процессы в СФО» используются следующие методы обучения:
- лекционные занятия;
- практические (семинарские) занятия;
- самостоятельная работа обучающихся.
Реализация компетентностного подхода в рамках курса «Миграционные процессы в СФО» предусматривает использование в учебном процессе лекционных занятий в традиционной форме, а также в форме диалога, дискуссий, разбора конкретных ситуаций и примеров из практики. В ходе лекционных занятий раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, а также делаются акценты на наиболее сложные и важные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки обучающихся к практическим (семинарским) занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. Для развития основных знаний умений и навыков лекционный курс состоит из традиционных лекций, лекций проблемного типа, лекций-дискуссий.
Практические (семинарские) занятия позволяют более детально проработать наиболее важные темы курса. Целью практических (семинарских) занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Практические занятия предполагают активную работу обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, навыков исследовательской работы и творческого подхода к решению поставленных задач.
Для развития компетенций наряду с традиционными применяются современные активные методы обучения:
технология «дебаты»;
творческие задания;
групповые дискуссии;
доклады с мультимедиа презентациями.
Учебным планом для студентов предусмотрена самостоятельная работа, которая способствует более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды: подготовку к практическим (семинарским) занятиям в соответствии с вопросами, представленными в рабочей программе дисциплины, изучение нормативно-правовых актов, работа с информационными ресурсами (сайтами), изучение учебного материала, отнесенного к самостоятельному освоению, выполнение домашних заданий, выполнение расчетных заданий.
Формами контроля самостоятельной работы являются тестирование, контрольные работы, проверка и оценка письменных домашних заданий, опросы.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Также предусмотрено проведение консультаций студентов в ходе изучения материала дисциплины в течение семестра.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Миграционные процессы в СФО» является:
– закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях;
– формирование умений и навыков для будущей эффективной самостоятельной профессиональной деятельности;
– развитие у студентов самостоятельности, организованности, творческой активности, потребности развития познавательных способностей.
Самостоятельная работа включает следующие виды деятельности:
– изучение дополнительного учебного материала;
– подготовка и написание докладов;
– самостоятельное выполнение практических заданий, решение проблемно-поисковых задач;
– оформление мультимедийных презентаций по учебным разделам и темам;
– выполнение творческих заданий (составление и решение кроссвордов и др.)
В процессе выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется руководствоваться учебной, периодической, научно-технической и справочной литературой, содержащейся в библиотеке института, Интернет-ресурсами, настоящими методическими рекомендациями.
Контроль за самостоятельной работой может осуществляться в форме защиты индивидуальных работ, выполненных практических заданий, контрольных работ, а также в ходе собеседования и тестирования.