Мировые суды Общие суды Военные суды
| |||
| |||
3 инстан-
ция
|
| ||||
|
|
ция
|
1 инстан-
ция
Общий суд состоял из трех инстанций – окружные суды, судебные палаты и Сенат. Сенат рассматривал дела в надзорном порядке. Прокуратура стала органом судебного надзора.
Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правовом государстве.
Военная реформа 1874г. сопровождалась реформированием армии:
Ø отменялись рекрутские наборы, была введена всеобщая военная повинность;
Ø вводились льготы, освобождающие от службы некоторые категории граждан: например, единственного сына у родителей, кормильца семьи;
Ø вводились льготы, сокращающие срок службы для людей с образованием;
Ø в армии были запрещены телесные наказания;
Ø сократилась численность армии без снижения ее военного потенциала;
Ø создавались новые рода войск, перевооружалась армия; перестраивалась работа военных заводов;
Ø реорганизовывалась система военного управления – вводилось 15 военных округов;
Ø проводилась реформа военно-учебных заведений – открывались юнкерские училища, военные академии;
В результате проведения военной реформы в России была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Действенность военной реформы была подтверждена во время успешной для России русско-турецкой войны 1877-1878гг. Европа увидела другую русскую армию по сравнению с той, которая проиграла Крымскую войну.
Реформы в области образования и печати включали в себя реформирование всей системы образования и отмену цензуры для значительной части изданий. В образовании было три ступени: низшая, средняя и высшая.
Высшая ступень | Университет | ||||||||||
Средняя ступень | Гимназия | ||||||||||
классическая | реальная | ||||||||||
Низшая ступень | Начальная школа | ||||||||||
государственная | земская | церковно-приходская | воскресная | ||||||||
Университетская реформа восстанавливала автономию университетов – право советов:
- избирать ректора, деканов;
- определять перечень изучаемых предметов;
- утверждать смету расходов;
- присуждать ученые степени;
- назначать стипендию студентам;
- повышать плату за обучение и т.д.
Реформа средней школы разделила гимназии на классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки) и реальные училища, готовившие выпускников в высшую техническую школу. Было также введено среднее женское образование на государственном уровне.
Вся система образования, созданная в 60-70-е гг. XIXв. с небольшими изменениями, сохранялась до революции 1917г., значительно увеличила грамотность в стране (более 30% грамотных в начале ХХв.), окончательно сформировала в России разночинную интеллигенцию.
Таким образом, реформы 60-70-х гг. XIXв. были действительно великими, так как самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть. В этом состоит одна из причин успеха реформ Александра II. Другая причина – комплексный характер преобразований, которые коснулись всех сторон жизни российского общества. Особенно значительной была крестьянская реформа, которая освободила 22 млн. крестьян от рабства. В результате либеральных реформ была расширена роль общественности в жизни страны. Появились всесословное земство, всесословные суды, всесословные школы, всеобщая воинская повинность.
Но представительных учреждений на государственном уровне создано не было. Власть не пошла ни на конституцию, ни на парламент. Поэтому реформы привели к «брожению умов»: с одной стороны, проснулось чувство свободы, а с другой стороны – росло недовольство половинчатостью реформ. Александр II был в постоянном страхе перед революционном движением, народовольцы сделали его своим заложником и совершили семь покушений на императора. 1 марта 1881г. Александр II был убит народовольцами. Трагический парадокс российской истории заключался в том, что именно в этот день император одобрил проект конституции министра внутренних дел М.П. Лорис-Меликова, предусматривающий введение в России представительного правления. Из-за смерти Александра II историческое время перевода России на рельсы конституционного развития было упущено.