Впечатление от русской равнины
Теперь путник с восточноевропейской равнины, впервые проезжая по Западной Европе, поражается разнообразием видов, резкостью очертаний, к чему он не привык дома. Из Ломбардии, так напоминающей ему родину своим рельефом, он через несколько часов попадает в Швейцарию, где уже другая поверхность, совсем ему непривычная. Все, что он видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы, предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда.
Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Он припоминает однообразие родного тульского или орловского вида ранней весной: он видит ровные пустынные поля, которые как будто горбятся на горизонте подобно морю, с редкими перелесками и черной дорогой по окраине, - и эта картина провожает его с севера на юг из губернии в губернию, точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление.
Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли. Но разве это чувство - историческое наблюдение над древним человеком, над его отношением к окружающей природе? Это – одно из двух: или впечатление общего культурного состояния народа, насколько оно отражается в наружности его страны, или же привычка современного наблюдателя перелагать географические наблюдения на свои душевные настроения, а эти последние ретроспективно превращать в нравственные состояния, возбуждавшие или расслаблявшие энергию давно минувших поколений. Другое дело - вид людских жилищ: здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого, чем во впечатлениях, воспринимаемых от внешней природы. Жилища строятся не только по средствам, но и по вкусам строителей, по их господствующему настроению. Но формы, раз установившиеся по условиям времени, обыкновенно переживают их в силу косности, свойственной вкусам не меньше, чем прочим расположениям человеческой души. Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары, – обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке.
Семинар 2
Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
План занятия:
1. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, религиозные верования.
2. Первые политические образования восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская концепции образования Древнерусского государства
3. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Общественный и политический строй Древнерусского государства.
4. Принятие христианства – важная веха в истории Руси.
5. Торговля в Древнерусском государстве и его торговые связи с зарубежными странами.
6. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.
Литература:
1. История России IX-XX вв./ Под ред. Леванова Б.В. Лекции 2-3. – М.: 1996.
2. История России с древнейших времен до 1861 г./ Под ред. Павленко Н.И. – М.: Высшая школа, 1966, с. 13-82.
3. История России с древнейших времен до конца XVII в./ Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П., Гл. 2-7. – М., 1996.
4. История России IХ-ХХ вв. Учебник / Под. ред. Г.А.Аммона,Н.П.Ионичева.-М.:ИНФРА-М, 2006.
5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Высшая школа, 1993.
6. Орлов А.С. и др. История России. Гл.1-6. – М.: Проспект, 2006..
Темы рефератов:
1. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв.
2. «Откуда есть пошла русская земля»: споры о прародине славян.
3. Личность и судьба Владимира Крестителя.
4. Личность в эпоху Древней Руси (Олег, Ольга, Святослав).
5. Дипломатия Древнерусского государства и династические связи с европейскими государствами.
6. Быт и нравы Древней Руси.
7. Религиозный выбор князя Владимира: легенды и реальность.
1 Восточные славяне в древности:
расселение, хозяйство, религиозные верования
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. и занимали территорию к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э., они зафиксированы в греческих, римских, арабских и византийских источниках. Славянская цивилизация, которая только складывалась в IV-VI вв. была вовлечена в процесс великого переселения народов, в ходе которого была рассечена мощными потоками. Западные славяне (поляне, чехи, словаки) стали частью современной европейской цивилизации. Южные славяне (сербы, болгары) осели на Балканах. Восточные славяне постепенно заселили Восточно-европейскую равнину.
Восточные славяне в VII-VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Им досталась громадная территория между тремя морями: Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.
Осваивая Восточно-европейскую равнину, восточные славяне вступали в контакт с угро-финскими и балтийскими племенами, что приводило к смешиванию этих народов, ославяниванию балтов и финов. Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из «Повести временных лет», которая остается главным источником, повествующим о жизни славян. Автор летописи монах Нестор называет Дунай местом первоначального расселения славян. От славян, «сидящих по Дунаю» разошлись племена по разным землям – поляне, древляне, северяне, радимичи и т.д.
Обратите внимание на то, что рассказ летописи о расселении славян подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения и т.д.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. Летописец отмечает неравномерность развития отдельных племен восточных славян. В центре его повествования земля полян, которая называлась «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен. В литературе имеется несколько различных точек зрения по этому вопросу. Наиболее приемлемой является точка зрения В.О. Ключевского.
Византийские писатели в VI-VII вв. описывали в своих трактатах военное искусство и обычаи славян. Смотрите об этом Приложение «Обычаи славян».
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается сведениями, изложенными византийскими писателями, археологическими раскопками, обнаружившими семена пшеницы, проса, ячменя и огородных культур. Русский историк С.Ф. Платонов отмечает: «Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли». Основные системы земледелия восточных славян были связаны с природно-климатическими условиями. Так, в северных районах, где было много лесов, господствовала подсечно-огневая система земледелия. Основными орудиями труда при этой системе были топор, мотыга, соха, борона – суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай, молотили цепями. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой землевладения был перелог. Здесь плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех лет, а затем переходили на новые. В качестве орудий труда здесь использовали соху, деревянный плуг с железным лемехом.
Наряду с земледелием было развито и скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Были развиты и лесные промыслы, бортничество и охота. Воск, мед и шкуры были предметами торговли, которыми славилась Русь на Дунае. Святослав, например, желая остаться на Дунае, говорил: «Хочу жить в Переяславце на Дунае, яко то есть середа в земли моей, яко ту вся благая сходятся»; и далее он перечисляет, что привозят туда из Греции и Рима, а о Руси говорил: «Из Руси же скора и мед, воск и челядь». Охота на пушного зверя составляла один из основных промыслов славян, точно так же, как изделия из дерева (лодки и т.п.).
Древние славяне были язычниками. На ранней стадии своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Обширные сведения о верованиях восточных славян содержатся в работе С.М. Соловьева «История России с древнейших времен». (См. Приложение)
2 Первые политические образования восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Норманская и антинорманская концепция образования Древнерусского
государства
Говоря о процессе становления государственности Древней Руси, следует иметь в виду, что он был длительным и прошел ряд этапов. На первом этапе создавались политические догосударственные образования на основе племенных союзов. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием, о чем сообщает летописец Нестор (Приложение). Были и другие восточнославянские союзы племен. Византийские и арабские источники говорят о том, что в конце VI-VII вв. существовала «Держава волынян», которая являлась союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники называют еще три крупных объединения славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева, Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Следует отметить, что центрами политических образований были торговые города, которые возникли по главным речным путям русской торговли. Более подробно о первых политических образованиях смотрите материалы IX лекции В.О. Ключевского (Приложение). Как видим, деятельность племенных союзов подготовила условия для перехода ко второму этапу становления государственности Древней Руси, который был связан с приглашением варягов в 862 г. княжить в Новгороде.
Вопрос о возникновении Киевского государства уже много веков находится в центре борьбы различных исторических школ. Формальные основания для различных подходов заложил русский летописец Нестор, который в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании на Русь в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (Приложение). Как видим, по этой легенде накануне образования Киевской Руси восточнославянские племена платили дань хазарам и варягам. В 859 г. славяне изгнали варягов за море. Но вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, новгородцы в 862 г. пригласили варягов княжить. Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей (Рюрик). После смерти Рюрика варяжский князь Олег объединил Новгород и Киев. (Приложение). Таким образом, 882 г., когда под властью одного князя объединились Северная и Южная Русь, стал годом образования русского государства. Это был третий этап объединительного процесса.
Летописному рассказу о призвании варягов новгородцами в 862 г. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и З.Г. Бауэр, приглашенные в Россию в Академию наук в XVIII в., дали свою трактовку, в результате которой возникла «норманнская теория». Согласно этой теории государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Исходя из определенных политических целей, в частности оправдывая засилье немцев в государственном аппарате России, немецкие ученые подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Норманнскую теорию анализировали все русские историки. Патриотически настроенные отечественные ученые, в первую очередь М.В. Ломоносов, в противовес норманнистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусского государства.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз в середине IX в. В этот период славяне и скандинавы находились примерно на одном уровне социального развития и следовательно варяги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. К тому же, следует заметить, что, версия об иноземном происхождении той или иной династии была типична для древности и средневековья.
Признавая факт призвания варягов, крупнейший российский историк Ключевский стремился объяснить процесс образования Киевского государства, исходя из внутренних объективных предпосылок. Он показал, что не было следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Вполне возможно, что варяги, по мнению Ключевского, были наемниками, которых призвали для защиты земель от набегов соседей. Подробный анализ проблем, связанных с влиянием варягов на процесс образования Киевского государства, изложен в IX лекции В.О. Ключевского (Приложение).
Такие видные историки как Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров и другие подвергли острой критике норманнистские теории и на основе богатого фактического материала, выявленного в области истории, археологии, этнографии, лингвистики, также обосновали приоритет внутренних объективных факторов в процессе складывания Киевского государства.
Каковы же внутренние объективные факторы, обусловившие процесс образования государства у славян?
Во-первых, экономические предпосылки, связанные с новым этапом в хозяйственной деятельности восточных славян: переход к плужному земледелию, усовершенствование выплавки и обработки железа, применение гончарного круга, развитие торговли и т.д.
Во-вторых, социальные условия: разложение первобытнообщинного строя и выделение из среды ранее равноправных родовых общинников знати, стремившейся использовать государство в своих целях.
В-третьих, в связи с распадом родовых отношений усилилась внутриплеменная борьба и в широких слоях общества зрела потребность создания новой, отделенной от общества и как бы стоящей над ним силы, которая выражала бы общественные интересы: защищала бы общество от военной опасности, разрешала внутренние конфликты и т.д. Такой третьей силой, по-видимому, и стали варяги.
Таким образом, образование древнерусского государства – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у славянских племенных союзов. В ходе этого процесса первый этап был отмечен образованием в VII-VIII вв. догосударственных политических союзов племен; второй этап наступил в IX в. (862г.) и связан с приглашением на княжеский стол Рюрика; третий этап образования древнерусского государства был отмечен объединением в 882 г. Северной Руси (Новгород) и Южной Руси (Киев) под властью одного князя Олега, прозванного Вещим. Призвание варягов явилось вполне достоверным фактом. Но чужеземцы, скорее всего, сыграли роль третьей силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. При всем многообразии точек зрения на происхождение и становление древнерусского государства очевидным является главное: русское государство сложилось независимо от варягов.
3 Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Общественный и политический строй Древнерусского государства
Древнерусское государство в IX-XII вв. можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский, который имел при себе совет (думу) из знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод. В подвластных великому князю землях и городах управляли княжеские наместники – посадники и тысяцкие, возглавлявшие в военное время народное ополчение. Интересные сведения о характере государства и организации вооруженной дружины смотрите в Х лекции В.О. Ключевского (Приложение).
Изучая политический строй Киевской Руси, следует обратить внимание на имевшиеся различия в политической структуре отдельных русских княжеств.