Проблема первоначального заселения Русской равнины

Вопрос о времени и путях первоначального заселения Русской равнины системно был поставлен в археологии палеолита в 60-е гг. ХХ в. Исходя из теоретических воззрений того времени С.Н. Бибиков предположил, что Равнина заселялась с территории Кавказа в ашельское время. Оппонентом такой точки зрения выступил Н.Д. Праслов (Праслов, 1968).

Взгляды Н.Д. Праслова во многом строились на палеогеографических реконструкциях. Древние человеческие популяции Нижнего Дона на протяжении сотен тысяч лет своей истории развивались в условиях особой географической обстановки, вызванной близостью морских бассейнов и низменным характером заключенной между ними равнины. Нижний Дон неоднократно становился частью морского пролива между Каспием и Азово-Черноморским бассейном. К таким катастрофическим последствиям приводило ритмическое повышение уровня мирового океана (фаза трансгрессии) в результате глобального потепления климата и колебаний земной поверхности. Во время неоднократных эпизодов морской трансгрессии образовался единый морской бассейн, ставший водным барьером между Русской равниной и Северным Кавказом. В геологических разрезах Нижнего Дона, включающих культурные остатки раннего палеолита, отмечены минимум две фазы разлива Каспийского моря, воды которого через Манычский пролив стекали в бассейн Азовского и Черного морей (чаудинская и верхнекарангатская трансгрессии Черного моря).

Важные аргументы в пользу западных и юго-западных путей заселения Русской равнины предоставил украинский знаток раннего и среднего палеолита В.Н. Гладилин (Гладилин, 1976). По мнению В.Н. Гладилина, заселение Европы носило волнообразный характер и документируется несколькими типами кремневых индустрий раннего палеолита. Классический африканский ашель распространялся в Европе двумя волнами. Вторая поздняя волна охватила Центральную Европу и частично затронула Восточную Европу. Массовой заселение Русской равнины и Крыма произошло уже в среднем палеолите. Близкое сходство некоторых индустрий Крыма и юга Равнины с комплексами из пещер Центральной Европы указывает на возможную миграцию носителей данной традиции с запада на восток. Полоса памятников с особыми орудиями с двусторонней обработкой протянулась до Нижней Волги, Донбасса, Приазовья и Северного Кавказа. В этом пространстве Нижний Дон выступает своеобразной транзитной зоной.

Как видно, в среднем палеолите заметно тяготение местной культурной традиции к европейскому кругу памятников.

Средний палеолит

Широкое распространение культуры среднего палеолита в Восточной Европе началось после 130 тыс. лет назад и совпало с климатическими изменениями во время рисс-вюрмского межледниковья (130 - 110 тыс. лет назад). В период межледниковья устанавливались ландшафты, близкие к современным ландшафтам. Природно-климатические условия Нижнего Дона напоминали субтропические ландшафты и животный мир современного Северного Кавказа и западного побережья Черного моря. Затем последовало системное похолодание в связи с развитием вюрмского ледника.

Завершился средний палеолит в середине вюрмского оледенения приблизительно 36-32 тыс. лет назад в связи с широким распространением человека современного физического типа.

Практически все найденные в Северном Приазовье и на Нижнем Дону стоянки людей среднего палеолита представлены остатками кратковременных или сезонных охотничьих лагерей без следов жилых конструкций, редкими мастерскими по обработке кремня. Большинство памятников образовались в холодный вюрмский отрезок среднего палеолита. Объектами охоты становились преимущественно стадные копытные животные (бизоны, лошади, ослы), благородные олени, редко мамонты, населявшие обводненную долину Нижнего Дона и соседние более сухие участки. Отмечено тяготение стоянок среднего палеолита к местам, богатым кремневым сырьем.

Количественное сравнение памятников раннего, среднего и позднего палеолита Северо-Восточного Приазовья и Нижнего Дона показывает, что в среднем палеолите плотность населения резко возросла и существенно не менялась вплоть до конца ледниковой эпохи. Явные признаки демографического взрыва в начале среднего палеолита были связаны с широким распространением нового вида людей.

Средний палеолит на обширных территориях Европы, Азии и Северной Африки был преимущественно связан с неандертальцами. Развитая психика и широкие адаптивные возможности этого вида или группы родственных подвидов обусловили значительный рост популяций, успешное расселение и освоение различных природно-климатических зон, включая сложные для проживания горные и приледниковые ландшафты. Активно заселялись также долины больших и малых рек. Специфическая диета неандертальцев с доминированием мясной пищи обусловила высокомобильный образ жизни, развитые приемы охоты и охотничьего вооружения.

Антропологическая принадлежность людей среднего палеолита Нижнего Дона в настоящее время является предметом дискуссии.

Наши рекомендации