Пути и способы укрепления и смены политических режимов

Политический режим обеспечивает управляемость масс со стороны обладающих властью классов, социальных групп, политических партий, политической элиты и политических лидеров. Важнейшими условиями эффективности политического режима являются его стабильность и легитимность. Стабильность политического режима проявляется в устойчивости политической системы и государственного правления, их широкой поддержки со стороны народа, высокой легитимности политической власти, надёжности функционирования механизма политического властвования. Важнейшими показателями стабильности политического режима являются: содержание, характер и динамика политического процесса в обществе, способность господствующей политической элиты адаптироваться к социальным изменениям, равновесие и баланс социально-политических сил. К основными критериям стабильности политического режима относятся: срок пребывания той или иной политической элиты у власти, социальная база её поддержки; характер взаимодействия правительства с политическими партиями и общественно-политическими объединениями, представленными в законодательных органах; формы и способы взаимоотношений политических сил в парламенте; характер взаимоотношений государства и граждан.[45]

Сохранение и укрепление политического режима, независимо от его типа, всегда были и остаются предметом особой заботы правящих в обществе социально-политических сил. Главным при этом является поддержание такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям и менталитету населения страны, обеспечивает единство и целенаправленность его действий в процессе социально-экономического развития общества.

Поддержание стабильности и устойчивости политического режима и его укрепление достигаются различными путями, широким спектром действий, как по содержанию, так и по форме. Прежде всего, правящая политическая элита для достижения стабильности своего господствующего положения в обществе всегда стремится представить свой собственный интерес, как всеобщий. Она в действительно общий интерес народа, заключающийся в поддержании в обществе порядка и стабильности, обеспечении социально-экономического благосостояния большинства населения страны, включает и частный интерес правящей политической группировки. Это обеспечивается: разработкой концепции развития политического процесса в стране; обоснованием места и роли страны в мировой политике с точки зрения правящей элиты; выработкой стратегии развития общества и системы мер по достижению общезначимых целей; проведением мероприятий по созданию системы привилегий определенным социальным силам, являющихся социальной базой существующего политического режима.

Важным путем укрепления и стабилизации политического режима является предание законообразности всем действиям и мероприятиям, осуществляемым правящей политической элитой. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании власти законам, в отмене устаревших и легальном принятии новых правовых актов. В неправовом – в игнорировании норм права, неисполнении якобы устаревших законов, замене этих законов противоречащими им подзаконными актами, являющимися по сути нелегальными.

Одним из эффективных путей укрепления политического режима является проведение властью такой политики, которая бы учитывала и сочетала интересы всех слоев общества, гарантировала достойные условия жизни людей. Но это возможно лишь при достаточно высоком уровне социально-экономического развития общества. Как показывает опыт современных наиболее экономически развитых стран, в таких условиях происходит снижение политической активности людей, а политическая власть является устойчивой и стабильной.

Достижение и поддержание устойчивости и прочности политического режима обеспечивается также путём ограничения со стороны власти деятельности наиболее агрессивных противников правящих политических сил. Выбор вариантов того, как сделать людей послушными и нейтрализовать неудобных правящей политической группировке участников политического процесса, довольно велик. При этом немногие политические деятели, обладающие властью, склонны придерживаться нравственных ограничений, ориентироваться на моральные нормы.

Особый путь укрепления политического режима – использование различных форм насилия, создание системы принуждения. Причем принуждения в широком смысле – экономического, политического, идеологического, морально-психологического и даже физического. Это достигается с помощью создания властью специальных органов, призванных осуществлять насилие. Чем шире система этих органов, выше их активность и разнообразие используемых средств, тем больше в обществе утверждаются страх, чувство неуверенности, покорность политическому режиму. Однако необходимо иметь в виду, что угроза применения насилия или его использование могут также привести к снижению и даже утрате политическим режимом своей стабильности, к сопротивлению народа властвующей элите. Поэтому использование насилия, как средства укрепления режима политической власти, должно всегда носить умеренный, выверенный характер, учитывать существующие объективные и субъективные реальности.

Распространенным приемом, используемым политической элитой для сохранения и укрепления своего властвующего положения в обществе, является подкуп определенных социальных групп. Это может происходить посредством выплат им денежных сумм, назначения на престижные должности, создания системы привилегий и льгот и т.д. в обмен на политическую лояльность. Чем большее число социальных групп общества будет охвачено теми, или иными видами вознаграждения, тем большую социальную поддержку обеспечивает себе власть.

Значимую роль в укреплении политического режима играют методы и приёмы воздействия на общественное сознание. Такое воздействие в науке называют «идеологической индокринацией», а в обыденной жизни «промыванием мозгов». Любая властвующая политическая сила, используя средства массовой информации, как правило, манипулирует общественным сознанием, как на уровне политической идеологии, так на уровне политической психологии, создавая, таким образом, приемлемый для себя имидж. Для достижения этой цели используются апелляция к различным ценностям (общечеловеческим, нравственным, демократическим и т.д.), к традициям политической жизни, насаждение иллюзий и мифов, привитие людям определенных стереотипов мышления и поведения и многие другие широко известные в политической практике приёмы и способы воздействия на сознание людей.

Чрезвычайно широко для поддержания и укрепления властвующего положения политических группировок используется также политическая демагогия. С ней рядом всегда идут ложь, изворотливость, нечестность, невыполнение обещаний. Политическая демагогия, как свидетельствует общественная история, была во все времена и остаётся в современных условиях достаточно эффективным способом выживания в политике.

Поддержание стабильности и укрепление политических режимов различными путями, при помощи разнообразных средств и методов, формирование для этого широкого спектра предпосылок и условий всегда является важнейшей проблемой для правящих политических группировок. Однако история государств и политических систем свидетельствуют о том, что нередко господствующие в обществе политические силы в тех или иных условиях, по различным причинам сталкиваются с серьёзными проблемами в организации, функционировании и реализации политической власти. Довольно частыми являются и кризисы политических режимов, их дестабилизация, которые проявляются со в резком падении реальной поддержки народом государства, правящей политической группировки, делегитимации политической власти, что влияет на качественное выполнение ими своих ролей и функций в обществе. Это, обусловлено, главным образом тем, что процесс общественного развития затрагивает коренные интересы различных слоёв общества, а государство, господствующая политическая элита, являющиеся регуляторами общественных отношений, своей политикой, методами и приёмами властвования, не оправдывают надежды и ожидания широких социальных слоёв, касающихся перемен в общественной жизни.

Нередко предкризисное и кризисное состояние в организации и функционировании политической власти, складывалось во второй половине ХХ века в советской и постсоветской России. Это было связано с тем, что многие обещания властвующей в то время политической элиты по положительному изменению социально-экономической ситуации в стране не выполнялись. В результате у российского народа подрывалась вера в правильность избранного пути общественного развития, в компетентность политического руководства, в обществе осознавалась необходимость корректировки политического курса. Естественно, в этих условиях требовалось совершенствование существующей системы политической власти, изменение характера и черт политического режима, переход к новым формам его организации и функционирования, адекватным складывающимся общественным условиям.

Смена политических режимов, их переход от одного типа к другому представляют собой объективный процесс, обусловленный содержанием и характером общественного развития. Как свидетельствует исторический опыт, они могут осуществляться двумя основными путями: мирным и немирным. При этом трансформация демократического политического режима или политического режима с преобладающими признаками демократического в антидемократический (тоталитарный, авторитарный) осуществляется, как правило, по немирному пути с использованием радикальных способов и методов: революция, война, терроризм, военный переворот. Примером этому в Новейшей истории является военный переворот в сентябре 1973 года в Чили, в результате которого было свергнуто народное правительство С. Альенды и установлен режим личной власти А. Пиночета. Переход же от антидемократического к демократическому политическому режиму в большинстве случаев осуществляется мирным путем с помощью реформ или так называемых «бархатных революций». Так произошла смена антидемократических политических режимов в большинстве социалистических стран в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия, в Грузии в конце 2003 года.

Основной тенденцией функционирования и развития современных политических режимов является их трансформация от антидемократических к демократическим.[46] Особенно сложным по содержанию и характеру является переход от тоталитаризма к демократии. Это связано с тем, что практически всегда этот процесс предполагает не только смену политической власти, но и глубокие изменения в социально-экономическом устройстве общества. Значительные трудности возникают и потому, что тоталитарная политическая элита более однородна, чем авторитарная и поэтому отстранение её от власти требует больших усилий. В целом же, переход от антидемократических к демократическим режимам осуществляется при наличии определенных условий, с использованием конкретных способов, приёмов и средств решения общественных проблем.

Наиболее общим и главным условием трансформации антидемократических режимов в сторону демократии является кризис существующего режима политической власти. Проявляется он, прежде всего, в том, что принятие важнейших политических решений по основным направлениям развития общества осуществляется только одним человеком, политической группировкой или правящей политической партией. Они полностью подчиняют себе парламент, законодательная власть фактически становится частью исполнительной. Кризис режима политической власти выражается также в росте социальных конфликтов внутри правящей политической элиты. Снижается эффективность принимаемых политических решений, усиливается делегитимация политической власти. В обществе возрастает интерес к политике, формируются новые идеологические и политические ценности, правозащитные движения, отрытая политическая оппозиция режиму власти. На фоне этих явлений идет поиск способов и форм преодоления кризиса политической власти, формирования новых основ организации и функционирования ее институтов, адекватных сложившимся общественным условиям.

Смена антидемократических политических режимов демократическими происходит в основном при помощи мирных перемен. Основными, наиболее распространенными способами этих перемен являются: реформа сверху, «абдикция» (добровольный отказ правящей политической элиты от власти), постепенная реформа. Реформа сверху возможна тогда, когда политическая верхушка по своей воле, а не в результате давления со стороны оппозиции, решает изменить существующую систему политической власти и обладает достаточной мудростью и волей для реализации программы демократических перемен. Однако следует отметить, что преобразование властвующей в обществе политической группировкой антидемократических режимов в демократические нередко обречено на провал. Главной причиной тому является недостаточная последовательность проведения демократических реформ. Кроме того, в условиях реформ сверху в обществе действуют две основные социально-политические силы, интересы которых часто не совпадают. Одна – социально-политические группы и объединения, обладающие властью и контролирующие государственную машину, заинтересованы в том, чтобы максимально сохранить своё правящее положение и роль в обществе, действует консервативно. Другая – большинство народа, социально-политические объединения и организации, находящиеся в оппозиции политическому режиму, стремится усилить своё влияние на государственную власть и стать полноправным субъектом политико-властных отношений, действует широким фронтом, активно и даже радикально. Под влиянием такого рода действий демократические преобразования тормозятся, осуществляются противоречиво и хаотично, что иногда приводит к серьёзным общественно-политическим потрясениям. Например, во второй половине 80-х – начале 90-х годов ХХ века демократические реформы в Советском Союзе, проводимые по инициативе его политического руководства, привели к распаду страны.

«Абдикция» – добровольный отказ правящей политической элиты от власти, как способ трансформации антидемократических режимов в демократические на практике явление исключительное. Это связано, прежде всего, с тем, что правящая политическая элита, являясь в своей основной массе неоднородной, как правило, не способна добровольно передать власть другой политической силе. Кроме того, в условиях антидемократического режима, особенно при тоталитаризме, крайне затруднительно формирование такой политической группировки, которая в короткие сроки способна и готова взять на себя всю полноту власти, профессионально и эффективно управлять обществом и осуществлять демократические преобразования в стране. Однако, при определенных обстоятельствах «абдикция» возможна. Её проявление в различных аспектах неоднократно имело место в историческом прошлом и в современных условиях. В 1999 году, например, добровольно, до истечения срока, сложил полномочия Президента России Б. Ельцин.

Наиболее оптимальным и эффективным способом трансформации антидемократических в демократические политические режимы принято считать постепенную реформу. Постепенная реформа представляет собой совместные действия, по заранее согласованным правилам, политических сил стоящих у власти и политической оппозиции, направленные на демократические преобразования в обществе. Эта реформа возможна тогда, когда явно проявляется неспособность существующей власти эффективно осуществлять управление обществом, происходит делегиматизация политического режима. В результате в обществе активизируется политическая оппозиция, которая в союзе со сторонниками «мягкой линии» на демократические преобразования в составе правящей политической группировки, определяет приоритетные направления и способы перехода общества к демократии. Такой переход, как правило, является длительным, комплексным процессом, охватывающим все сферы общественной жизни. Он требует политической мудрости и прозорливости от возглавивших реформу политических сил, терпения и выдержки всех социальных слоёв и групп общества. Постепенные реформы авторитарных политических режимов, ведущие к демократизации общественной жизни и её отдельных сторон, осуществляются с определёнными особенностями и спецификой практически во всех странах образовавшихся в конце ХХ века после распада СССР, а также в Китае и в большинстве бывших социалистических странах Восточной Европы.

Следует отметить, что практический переход антидемократических в демократические политические режимы не является простым. В процессе его, в зависимости от особенностей той или иной страны, в различных вариантах сочетаются мирный и немирный пути, разнообразные способы демократических общественных преобразований. В полной мере это относится и к современной России, которая постепенно движется к демократии, либерализации всех сфер общественной жизни и человеческой деятельности. Активизация и оптимизация движения России по этому пути могут быть достигнуты: изучением общественного мнения и поддержанием постоянных контактов власти с населением; разъяснением целей и задач общественно-политических преобразований; широким использованием правовых методов для достижения политических целей, постоянным обновлением законодательства; совершенствованием государственного правления, уравновешиванием ветвей государственной власти; модернизацией политического режима с учетом политических традиций российского общества; распространением и укреплением демократических ценностей в обществе, преодолением правового нигилизма и развитием политической культуры населения; поддержанием законности и правопорядка в обществе; разработкой и осуществлением государственных программ и политики, направленных на преодоление глубокого социально-экономического расслоения общества. Утверждение демократических основ организации и функционирования политической жизни является важнейшим условием общественного прогресса, одной из тенденций развития современной мировой цивилизации.

* *

*

Политический режим представляет собой основную характеристику качества политического господства и властвования. Установление и функционирование той или иной разновидности политического режима обусловлено не только политическими вкусами и амбициями властвующих политических элит, но и уровнем цивилизованности страны, ее политическими традициями, степенью осознания народом себя субъектом политической жизни.

Стабильность и надежность политического режима определяют эффективность политической власти, устойчивость политического господства тех или иных политических сил. Любая господствующая в обществе политическая группировка постоянно заботится об укреплении существующего политического режима, его легитимации и использует для этого различные пути и средства. Вместе с тем, политический режим не является раз и навсегда установившейся данностью. В процессе функционирования он постоянно развивается, эволюционирует от одного типа к другому. Пути и способы смены одного политического режима другим зависят от совокупности складывающихся в обществе объективных и субъективных предпосылок, степени их зрелости и проявления в разных сферах общественной жизни. Смена режимов всегда носит конкретно-исторический характер и отличается национально-специфическим содержанием.

Контрольные вопросы

1. Что такое политический режим? Как взаимосвязаны понятия «политическая система», «политический процесс» и «политический режим»?

2. По каким критериям выделяются типы политического режима? Сравните основные разновидности современного политического режима, выделите их слабые и сильные стороны.

3. В чем, на Ваш взгляд, зависимость силовых структур государства от типа политического режима? Какую роль играют в обществе вооруженные силы при различных типах политического режима?

4. Раскройте основные черты и тенденции развития политического режима в России.

5. Что такое стабильность политического режима? Перечислите её признаки и критерии.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные пути и способы укрепления и стабилизации политического режима в современных условиях.

7. Какие пути и способы трансформации политических режимов от одного типа к другому Вы знаете? Приведите примеры из современной общественно-политической практики.

Литература

Раймон А. Демократия и тоталитиризм. – М., 1993.

Галкин В.В., Красин А.Ю. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. – М., 1998.

Громыко А.А. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Общ-во «Знание» РФ, 2003.

Даль Р. О демократии: Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире. – М., 1999.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995.

Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Полис. – 2003. – № 2,3.

Глава XII

Политический процесс

Неотъемлемой стороной политической реальности является политический процесс. В нем отражается совокупность потребностей, целевых установок и взаимоотношений различных социально-политических сил, удовлетворяются или отвергаются их политические интересы. Объединяя все многообразие политических явлений, событий и действий политический процесс характеризуется внутренне присущим ему переплетением консервативных, реформаторских и революционных начал, сознательных и стихийных действий людей, сотрудничеством, соперничеством, противоборством и противостоянием субъектов политики, оказывает существенное влияние на социальную действительность.

В политическом процессе реализуется политика как отношения социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов по поводу политической власти. Посредством политических действий, индивидуальной и групповой активности людей достигаются изменения в политической жизни общества, преобразования его политической системы. Изучение и анализ политического процесса позволяют глубже понять и осмыслить движущие силы, направленность и формы политических преобразований, механизм и характер изменений в политической сфере общественной жизни.

1. Сущность, содержание и структура политического процесса

Понятие «процесс» происходит от латинского «processus», что означает продвижение, изменение. Его современное научное понимание как социального феномена сводится к двум основным толкованиям. С одной стороны, это – последовательная смена явлений и состояний в развитии чего-либо, а, с другой, последовательность действий субъектов политики по достижению какого-либо результата.

Процессы разворачиваются и существуют во всех сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных систем. Политический процесс – это последовательная смена политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей[47]. Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение, деградацию и распад структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства.

Содержание политического процесса по объему аккумулируемой им политической реальности близко к содержанию политической жизни общества и практически совпадает с ним. Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений. Отличие политического процесса от политического режима, представляющего собой способ организации и функционирования политической системы, технологию осуществления политической власти, заключается в том, что политический режим характеризует политическую систему с точки зрения должного, а политический процесс – с точки зрения всего происходящего, динамики ее эволюции во времени и пространстве. Он представляет развивающуюся политическую реальность, которая складывается не по желанию и предписаниям тех, или иных субъектов общественных отношений. Это обобщенный результат совпадения, консенсуса, борьбы интересов разных социально-политических сил и отдельных граждан, их поведения и представлений о том, что бы они хотели получить от государства и политического режима. В политическом процессе действуют и выполняют различные функции и роли живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры и образования. Политический процесс связан с прошлым, направлен в будущее и совершается в настоящее время.

Политический процесс, рассматриваемый как последовательная смена явлений, состояний и событий, составляют взаимопереходы таких феноменов политической жизни как революция и контрреволюция, застой и реформа, стабильность и кризис. В соответствии с этими феноменами политический процесс может функционировать и развиваться в революционной, реакционной, деградационной, модернизационной, стабилизационной и дестабилизационной формах. В реальной жизни, в зависимости от сложившихся условий, те или иные формы функционирования и развития политического процесса могут доминировать, быть главными, или взаимно уравновешивать друг друга, образуя состояние политической неопределенности. Ярким подтверждением этому является политическая истории России в ХХ веке, особенно общественно-политическая ситуация в стране в 1905-1907, 1917, 1918-1922 годах, в конце 70-х – 90-х годов.

Политический процесс как совокупность последовательных действий участников политической жизни отражает функционально-деятельностную сторону политики. Его составляют действия-операции, выполняемые субъектами политики в интересах достижения определенной политической цели. Такой процесс, как правило, является субъективно инициированным (сознательно-организованным), т.е. происходит по инициативе и при организующей роли субъектов политики, осуществляется последовательно, в разных формах. Так, например, процесс завоевания, удержания и использования политической власти осуществляется поэтапно. Первоочередность и приоритетность каждой из задач (завоевание, удержание, использование) для различных субъектов политики отличаются, в зависимости от их места и роли в системе властных отношений. Для одних задачей является завоевание политической власти, а для других (в это же самое время) – ее удержание, укрепление и использование. Сами же действия субъектов политики по завоеванию, удержанию, укреплению и использованию политической власти могут осуществляться в различных формах: как мирных, конституционных, так и насильственных, нелегальных. Содержание деятельности при этом также будет различным. Однако, независимо от задач субъектов политики, вариантов и форм их действий, они всегда следуют определенному алгоритму поведения, выполняют цепочку последовательных операций, обеспечивающих достижение конкретных политических целей. Это обеспечивает организованность и упорядоченность их деятельности, ее адекватность содержанию и тенденциям развития политической жизни. Вместе с творческим отношением к политике как к искусству, это позволяет избегать многих, в том числе «технических» ошибок, придает политическому процессу необходимую направленность и характер функционирования и развития.

Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического процесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания[48]. В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения между ними, их политическое поведение.

Субъекты политического процесса – это практически все реально действующие участники политической жизни. Они являются носителями политических отношений, движущей силой их изменений. Субъекты политического процесса, в зависимости от места и роли в политике, степени и характера воздействия на политическую жизнь подразделяются на социальные и институциональные. К социальным субъектам относятся различные социальные группы и образования (класс, нация, профессиональная группа, политическая элита, группы интересов и т.п.), отдельные индивиды. А к институциональным – институционализированные группы людей (государство и его органы, политические партии, общественные организации и другие формализованные объединения). Субъекты политического процесса стремятся реализовать в сфере политики те или иные, разноуровневые, часто несовпадающие интересы. От степени осознания этих интересов зависят мотивация и направленность политического поведения субъектов, его формы и активность. Среди субъектов политического процесса приоритетная роль принадлежит тем, которые обладают политической властью, могут использовать и распределять ее ресурсы. Это, прежде всего государство, которое призвано представлять и реализовывать интересы всего общества, а не только интересы его отдельных групп, обеспечивать стабильное функционирование и развитие политического процесса. Соотношение и переплетение интересов субъектов политического процесса определяют их политические взаимоотношения, которые могут быть антагонистическими, союзническими, партнерскими, различными по содержанию и динамике.

Политические отношения и их динамика в структуре политического процесса характеризуют позиции и роли его субъектов в политической жизни, ее изменения. Содержание и характер политических отношений между субъектами политического процесса определяются их местом и ролью в системе политической власти, существующими в обществе политическими правами и свободами. В самом общем виде политические отношения субъектов политического процесса и их динамика представляют собой форму скрытого механизма производства (воспроизводства), распределения, перераспределения, удержания и использования политической власти, изменения ее качества и зарождения новых элементов.

Политические отношения субъектов политического процесса складываются и развиваются по вертикали и по горизонтали. Вертикальные политические отношения – это отношения господства и подчинения, управления и исполнения. В системе этих отношений структурно – функциональная зависимость нижестоящих субъектов от вышестоящих превращает первых в объекты руководства и управления. Вертикальные политические отношения позволяют господствующим социально-политическим силам навязывать другим субъектам политического процесса, даже вопреки их сопротивлению, нужные им ценности, важнейшими из которых являются законопослушность, ответственность, рациональность поведения. Эти отношения, главным образом сводятся к определению и практическому осуществлению правил «правильного политического поведения», к достижению согласия между его субъектами, усилению элементов предсказуемости и конструктивности в политической жизни. Опираясь на важнейшие атрибуты власти – ресурсы, авторитет, силу, право, при вертикальных политических отношениях, доминирующие в политическом процессе субъекты, обеспечивают воспроизводство существующей политической системы, нужное им распределение статусов и ролей, различных социально-политических сил в общественной жизни, реализацию своих коренных интересов.

Горизонтальные политические отношения складываются между отдельными субъектами политического процесса, обладающими примерно равным политическим статусом, действующим на одном уровне политических отношений в установленном правовом поле. Основой этих отношений является формальное равенство и относительная автономность их участников. В системе горизонтальных политических отношений возникает и развивается конфронтационные и конструктивные связи, отношения конкуренции и сотрудничества. Здесь выбор логики и форм взаимодействия как для обладающих властью и лояльных к ним субъектов политического процесса, так и противостоящих политическому режиму сил, определяются не только объективно складывающимися обстоятельствами, но и симпатиями и антипатиями, амбициями участников политической жизни, неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, справедливости, права, консенсуса. Под влиянием этих условий складывается не только определенный баланс сил в политической жизни, но и их соперничество, противостояние и противоборство в ущерб сотрудничеству и компромиссам. Особенно очевидно в горизонтальных политических отношениях проявляются разобщенность правящих и оппозиционных власти политических сил, различия в их политических интересах и целях.

Политические отношения субъектов политического процесса, их взаимопроникновение, изменение и динамика определяют режимы существования политического процесса. В зависимости от их состояния, содержания и характера политический процесс может существовать в режимах функционирования, развития и упадка. Режим функционирования отражает стабильность политической системы, способность политической власти к управлению обществом. Режим развития характеризует возможности и способность политической системы адекватно реагировать на меняющиеся социальные условия и совершенствоваться в соответствии с ними. Режим упадка свидетельствует о разрушении целостности политической системы, потере органами власти своей управленческой способности и легитимности. Политические отношения изменяются и развиваются под влиянием различных факторов, важнейшим среди которых является политическое поведение субъектов политического процесса.

Политическое поведение субъектов политического процесса, как элемент его структуры, обеспечивает реализацию их интересов, достижение политических целей. Политическое поведение – это действия или совокупность действий тех, или иных субъектов политики, являющихся их реакцией на явления, события, ситуации и факты в общественно-политической жизни и направленных на их регулирование, решение общественно значимых задач. В научной и учебной литературе сложились различные подходы к определению форм политического поведения[49]. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие субъектов политического процесса представляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно определяется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику. Мотивация, содержание, характер и направленность политического участия зависят от психологических, экономических, социальных культурно-исторических и других факторов. Особое воздействие на политическое участие оказывает эмоциональное состояние людей, выражающееся в страхе, ненависти, досаде, удовлетворении, восторге, неуверенности и т.п. Вызв<

Наши рекомендации