Сущность, структура и социальная роль политического сознания
Политическое сознание является одной из разновидностей индивидуального и общественного сознания, духовной стороной общественной жизни. В настоящее время в науке сложилось два основных подхода к пониманию его природы и сущности: бихевиориальный и аксиологический[36]. В соответствии с бихевиориальным подходом, политическое сознание рассматривается как особая форма рационального мышления человека. Политическое сознание это совокупность разнообразных воззрений и представлений человека, на которые он ориентируется при осуществлении своих политических ролей и функций в системе властных отношений. Политическое сознание в этом случае представляется как особый компонент общего мышления человека, воздействующее на его политическое поведение.
На основе аксиологического подхода, политическое сознание характеризуется как определенный уровень развития социального мышления людей. В соответствии с ним, политическое сознание составляют различные воззрения, идеи и ценности человека, определяющие способности и умения людей выделять их групповые интересы, сопоставлять с интересами других социальных групп, а также определять пути и способы использования политики и государственной власти для реализации своих интересов. Политическое сознание с этой точки зрения понимается как такое качественное состояние воззрений и представлений человека, которое позволяет ему активизировать политическое поведение, оптимизировать свою роль в сфере политико-властных отношений.
Обобщая эти подходы можно определить, что политическое сознание по своей природе и сущности представляет особую форму рационального мышления человека, определенный качественный уровень развития его социально-духовного компонента, позволяющие людям включаться в политические отношения, выделять политические интересы своей социальной группы и бороться за их реализацию при помощи политики и государственной власти. Политическое сознание – это духовная сторона политической жизни, теоретические, ценностные, нормативные, чувственные и другие представления человека, социальной группы о политике, политических событиях, явлениях и процессах, отражающие их отношение к политической действительности и воздействующие на политическое поведение людей.
Политическое сознание как духовное образование формируется постепенно, поэтапно, на определенной ступени развития человеческой цивилизации. Оно возникает с появлением политических интересов людей, складывается на основе их социально-групповой дифференциации, в результате рационального осмысления и уяснения индивидами и социальными группами особой роли государства в защите и реализации социальных интересов и потребностей. С развитием общественных отношений, политическое сознание совершенствуется и углубляется, становится более емким по содержанию, а процесс его формирования усложняется, становится все более противоречивым и динамичным.
В современных условиях политическое сознание формируется и развивается под воздействием сложной совокупности условий и факторов: реальной политической действительности и политической практики во всем многообразии их проявления; непосредственного участия индивидов и социальных групп в политических акциях, в формировании органов государственного управления; ознакомления людей с основами политической науки, выработки у них использования ее положений для анализа и оценки политических явлений и процессов; эмоционального восприятия индивидами и социальными группами определенных политических идеалов и ценностей. Кроме того, на формирование, развитие и состояние политического сознания оказывают влияние экономические и социальные отношения в обществе, его духовно-нравственное состояние, содержание и характер политики, которую проводит государство, выдвигаемые им политические программы, цели и приоритеты его деятельности. Значительное влияние на политическое сознание оказывают политические ценности, пропагандируемые средствами массовой информации и навязываемые властвующей политической элитой, эмоциональное и рациональное восприятие и оценка людьми сложных политических явлений, событий и процессов.
Политическое сознание не является пассивным к условиям и факторам его формирования и развития. Обладая относительной самостоятельностью, оно избирательно относится к их восприятию и оценке. Это связано с тем, что содержание политического сознания во многом определяется социальной принадлежностью индивидов, их отношением к тем, или иным политическим партиям, общественно-политическим объединениям и движениям, их идеологии.
Неоднозначность условий и факторов, влияющих на политическое сознание, его относительная самостоятельность и специфика, как духовного образования, означают, что взаимодействие политического сознания с окружающей его носителей социальной средой, является весьма сложным и непростым, а его результаты трудно прогнозируемы. Содержание политического сознания составляют самые различные духовные явления: идеи, концепции, взгляды, теории, программы, эмоции, чувства, настроения, переживания и т.д. В определенных условиях они могут проявляться в разных формах, как рациональных, позитивных, так и иррациональных, негативных. Так искаженными формами проявления политического сознания, в общепринятом смысле, являются догматизм, аксиоматизм, утопизм, субъективизм, мифотворчество и др. В результате люди нередко могут поступать и действовать вопреки своим текущим и долговременным перспективным интересам, а в их восприятии и оценке политики и политических событий эмоции преобладают над рассудком. На такой почве прорастают крайне опасные общественные явления, такие как экстремизм и авантюризм, идолопоклонство и холопское поведение, а к власти могут приходить безнравственные и безответственные лидеры.
Политическое сознание как духовное образование имеет свою структуру. В настоящее время, в соответствии с социологическим (функциональным) подходом[37] к исследованию духовных образований, обслуживающих политическую поведение, в структуру политического сознания принято включать политическую психологию и политическую идеологию. Оба элемента структуры политического сознания тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, и вместе с тем обладают своей содержательной спецификой.
Политическая психология выражает преимущественно оценочные суждения людей, их эмоциональное отношение к политике и государственной власти, событиям и фактам политической жизни. Это обыденный уровень политического сознания людей, который формируется в процессе повседневных взаимоотношений индивидов и социальных групп с органами государственной власти, их взаимодействия с политической реальностью. Политическая психология – это совокупность несистематизированных, внутренне противоречивых, как рациональных, так и подсознательных (иррациональных) духовных явлений, составляющих основу повседневного политического поведения людей.Содержание политической психологии составляют здравый смысл, менталитет, психический склад, традиции, эмоции, настроения, переживания, чувства и ожидания людей, связанные с политическими отношениями.
Политическая психология, как чувственно-практический элемент политического сознания, отражает насущные, актуальные интересы людей, которые требуют удовлетворения в ближайшее время и являются непосредственным мотивом их сиюминутного политического поведения. Известно, что многие героические поступки были совершены теми, или иными индивидами под влиянием их любви к тому, или иному политическому деятелю, в результате стремления к славе, власти, а то и просто из-за желания войти в историю. В функционировании и проявлениях политической психологии отражаются такие наиболее типичные черты психики как подражаемость, внушаемость, посредством ее в социальной среде воплощаются такие психологические явления как мнения и настроения. Поэтому состояние политической психологии способно оказывать существенное влияние на большие массы людей, на их оценку политических событий и явлений, отношение к ним.
Подсознание, эмоции, чувства и другие проявления человеческой психики в связи и по поводу политических событий нередко приводят к неадекватному политическому поведению. Часто психологический компонент политического сознания берет верх над сознательным осмыслением людьми своего политического поведения. Надо также иметь в виду, что при стабильной обстановке, успешном развитии общества, политическая психология людей не играет заметной роли в их повседневной жизни. Но на крутых переломах общественного развития, изменения его приоритетов, значение политической психологии в политической жизни и ее влияние на политику, политические явления и события резко возрастают. Свидетельством тому являются различные общественные акции, движения и действия, как в поддержку существующих политических режимов, так и являющиеся протестными по отношению к официальной политической власти.
Другой составной частью политического сознания, его теоретическим уровнем является политическая идеология. Термин «идеология» веден в научный оборот французским ученым А.Д. де Трасси в начале ХIХ века. С того времени сложились различные взгляды на сущность, содержание и роль идеологии как духовного явления политической сферы общественной жизни.[38] Так, В. Парето рассматривал общественную (политическую) идеологию как интеллектуальную систему, которая является «языком чувств» и лишь оформляет побудительные мотивы человеческого поведения, придает теоретическую форму человеческим эмоциям. К. Маркс видел в идеологии форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия. Немецкий социолог К. Манхейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в которой содержатся приемы, от сознательной лжи до полуинстинктивного скрытия истины, от обмана до самообмана, прикрывающие истинную суть политики. Для М. Вебера идеология была равнозначна вере, это своеобразная религия.
По-разному оценивались и оцениваются роль и значение политической идеологии в обществе. У. Мату считал, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология вырабатывает определенные цели и ценности политического развития, огрубляет решение практических политических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс утверждал, что идеология является политическим фактором, имеющим значительный потенциал влияния на общество. Г. Лассуэл рассматривал идеологию как разновидность коммуникации, обеспечивающую сохранение или поддержание политического сообщества. Французские ученые Р. Арон и Д. Белл, в 50-60-е годы ХХ века, сделав вывод о том, что в западном мире достигнуто взаимопонимание между основными политическими силами по принципиальным вопросам общественного развития, объявили о конце идеологии, о необходимости очистить политическое сознание от идейных и партийных пристрастий и вывести его на путь чистой науки. В последующем, они вынуждены были отказаться от этой идеи и предложили концепцию реидеологизации – восстановления политической идеологии в новом содержании, соответствующем реалиям конца ХХ – начала ХХI веков.
Обобщая основные взгляды на политическую идеологию как явление можно определить, что она является относительно самостоятельным духовным образованием политической жизни общества. Политическая идеология – это система идей, теорий, взглядов и концепций, программ и доктрин, обосновывающих притязания той или иной социальной группы на власть и ее использование, определяющих стратегию ее политических действий, подчинения общественного мнения собственной доктрине.Политическая идеология носит корпоративный характер, отражает групповую точку зрения на социально-политическое развитие общества и потому отличается определенной предвзятостью оценок, склонностью к духовному экспансионизму. Являясь средством идейного обеспечения групповых интересов, политическая идеология вырабатывается элитарными слоями и является по преимуществу тем инструментом, с помощью которого они консолидируют граждан, определяют последовательность их действий в политическом пространстве.
Политическая идеология удовлетворяет мировоззренческие, коммуникативные потребности людей, обеспечивает осознанное выражение их групповых и общественных интересов, регулирование политического поведения индивидов и социальных групп в общественно-политической сфере. Отражая и воплощая интересы определенных социальных групп, созданных ими социально-политических институтов и организаций в системе взглядов, идей, теорий и концепций, она схематизирует политическую действительность, фиксирует определенные критерии оценки политической реальности, создает нормативную модель восприятия мира политики, делает сложную и противоречивую динамику политической жизни простой и понятной для человека. При помощи идеологии политические цели социальной группы, социального института и организации, оформляются в форме ценностного идеала, привлекательного образца, а политические действия приобретают конкретную направленность при воздействии на политическую систему общества.
Через идеологию систематизируются и выражаются массовые эмоции, чувства протеста и солидарности, негодования и поддержки. Идеология концептуально оформляет представления людей о политической ситуации, выстраивает их оценки в общую картину мира, делает понятными политические изменения. Без идеологии общественное и индивидуальное сознание склонно к упрощенному и примитивному восприятию политической действительности. При помощи идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о таких общественно значимых ценностях как Родина, чувство долга, патриотизм и т.п. Политическая идеология интегрирует общество в целях реализации интересов определенной социальной группы. Идеология сплачивает людей близких по своему социальному статусу, политическим ориентирам, повышает их политическую активность в достижении поставленных целей как, созидательных так и разрушительных.
Содержание политической идеологии разрабатывается, систематизируется и отражается в государственных документах, программах и заявлениях политических партий и других социально-политических институтов, в работах политических лидеров и ученых. В политической идеологии, как духовном образовании, предназначенном для идейной ориентации политического поведения людей, в зависимости от содержательной специфики элементов и их ролевого проявления, выделяется следующие уровни: теоретико-концептуальный, программно-политический (программно-доктринальный), эмпирико-прикладной (актуализированный). Содержание теоретико-концептуального уровня составляют теории и концепции, раскрывающие и обосновывающие интересы, ценности и идеалы определенного класса (нации, государства), социального слоя, ориентированного на конкретную цель политического развития. По сути это уровень политической философии социальной группы, социального института, выражающий их основные идеалы и ценностно-смысловые ориентиры в общественном развитии. В конкретном обществе отдельные социально-политические группы и институты нередко, по-разному интерпретируют одни и те же идеи, принципы, правила и способы общественного развития и преобразования. Поэтому в интересах социальной стабильности и общественного прогресса необходима их систематизация, иерархизация и согласование. Именно в такой, обобщенной системе политических установок, идей и принципов, которая бы объединила граждан государства и социально-политические силы страны, нуждается современная Россия.
Программно-политический (программно-доктринальный) уровень включает политические доктрины, программы, лозунги и требования, социально-политических сил, ориентированные достижение их определенных целей, решение ближайших и перспективных общественных проблем. Доктрины, ключевые лозунги, программы и требования образуют нормативную основу для принятия управленческих решений субъектами политико-властных отношений и стимулирования политического поведения граждан. Они, в отличие от политических теорий и концепций, принципов и идеалов, предназначенных для завоевания и объединения сторонников и приверженцев идеологии определенной социальной группы, политического института, организации, разрабатываются для организации и осуществления непосредственной политической деятельности. В политических доктринах, программах, лозунгах и требованиях инструментально оформляются основополагающие идеи и ценности группы, института. Они составляют главный идейный источник политических преобразований, конструирования действительности с помощью власти. На этом уровне политической идеологии идеалы и ценности проверяются на свою жизнеспособность.
Эмпирико-прикладной (актуализированный) уровень политической идеологии характеризует степень освоения гражданами ее концепций, идей программ, доктрин, целей и принципов, меру их воплощения в практических делах и поступках людей. В жизни складывается довольно широкий спектр вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до осознания людьми своих политических привязанностей как глубинных, мировоззренческих ориентиров. На этом уровне политическая идеология непосредственно смыкается с политической психологией. Благодаря политической идеологии в политической психологии индивидов, социальных групп и слоев, более осмысленно и целесообразно отражается повседневная политическая практика, а ее содержание обогащается за счет опыта политических отношений, предшествующих и современных поколений, обобщенного в политических идеях, теориях, концепциях и доктринах. Все уровни политической идеологии тесно взаимосвязаны, функционируют и развиваются как единое целое. Каждый из них выполняет свою роль в обеспечении воздействия политической идеологии на политико-властные отношения, политическую жизнь общества. Характер и степень такого воздействия определяются зрелостью общества, типом государственного политического режима, научностью политической идеологии, объективностью и полнотой отражения в ее содержании политических реальностей.
Политическая идеология и политическая психология, образуют политическое сознание, как единое духовное образование, которое присуще всем социальным субъектам. С учетом различий социальных субъектов как носителей различной степени общности политических ценностей, политическое сознание подразделяется как массовое, групповое и индивидуальное. Массовое политическое сознание это не организованное и неструктурированное восприятие и самая общая оценка людьми политической действительности, их реально действующее сознание, определяющее отношение массовых социальных общностей к политике и политической власти, наиболее типичные формы их политического поведения. Групповое политическое сознание составляет обобщенное восприятие и оценка политической действительности теми или иными, более определенными и организованными, чем масса, конкретными большими (классы, нации, социальные слои и т.п.) и малыми (политическая элита, политические круги, кланы) группами, связанными с политикой и включенными в политический процесс. Индивидуальное политическое сознание представляют свойства и качества личности «политического человека», способного воспринимать политику и относительно целеустремленно действовать в системе политических отношений.
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики, выполняет в обществе важную социальную роль, которая реализуется через его функции.[39] Наиболее общепринятыми из них считаются: когнитивная, коммуникативная, идейная, интегративная и воспитательная. Когнитивная функция заключается в том, что политическое сознание, на основе постоянного отображения и осмысления процессов и явлений политической жизни, удовлетворяет потребности общества в обновленных знаниях, необходимых для определения оптимальных путей развития властных отношений, выполнения и модификации политическими субъектами своих ролей. Коммуникативная функция политического сознания состоит в том, что оно обеспечивает накопление, сохранение и передачу социально-политической информации и опыта от поколения к поколению, осознанное взаимодействие субъектов политики между собой и институтами власти. Идейная функция политического сознания выражается в его способности придавать интересам конкретных субъектов политических отношений ответственный характер, вырабатывать и них собственное видение политического мира. Интегративная функция политического сознания проявляется в том, что оно, обеспечивая осознание представителями общественного слоя, социальной группы, класса и т.д своих групповых интересов, способствует объединению их в единое целое как субъектов политико-властных отношений. И, наконец, воспитательная функция политического сознания состоит в том, что оно формирует у представителей социальных групп, слоев и классов социально-нравственные позиции, убеждения и идеалы, ценностные ориентиры, обеспечивает определенную направленность их политической активности. К функциям политического сознания нередко относят также теоретико-познавательную, мировоззренческую, аксиологическую, регулятивную, прогностическую, социализационную функции. Они не подменяют перечисленные ранее функции, а представляют лишь ту или иную их модификацию.
Степень и характер реализации функций политического сознания могут существенно меняться от содержания и направленности политической жизни общества. Например, в переходных обществах, когда в политический процесс активно включаются различные политические субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политического будущего общества, ищущие логику своего властного поведения, как правило, ослабевает коммуникативная функция, но значительно активизируется идейная функция политического сознания.
Политическое сознание людей – важнейший фактор политической активности субъектов политико-властных отношений на различных уровнях и в различных масштабах их взаимодействия. Противоречиво и неоднозначно отражая политические явления, события и факты оно оказывает существенное влияние на мотивацию, принципы и формы поведения субъектов политики.
* *
*
Политические интересы и политическое сознание представляют собой основные духовные компоненты политической жизни общества. Они возникают, формируются и развиваются в результате осознания индивидами и социальными группами своих политических потребностей, особого места и роли государства в их реализации, обогащения содержания политических отношений. В политических интересах и политическом сознании людей отражаются социально-политическая природа общества, ее содержание и характер, вырабатываются оценки политики и политической власти, отношение к ним, складываются политические эмоции, чувства, настроения идеалы, ценности, взгляды и теории, ориентиры политического поведения.
Политические интересы и политическое сознание как духовное образование имеют свою структуру и содержание, находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, дополняют друг друга и динамично развиваются. Политические интересы и политическое сознание проявляются на разных уровнях функционирования и развития социальных систем, оказывают разностороннее и неоднозначное влияние на политическую жизнь общества. Им принадлежит особая роль в регулировании политического поведения людей, обеспечении функционирования политической системы общества.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «политический интерес». Перечислите и раскройте особенности политического интереса как духовного образования.
2. Выделите основания и классифицируйте политические интересы на различные виды. В чем роль и значение политических интересов в общественных отношениях?
3. Раскройте механизм реализации политических интересов.
4. Какие подходы к объяснению природы и сущности политического сознания имеются в современной науке? Дайте определение понятия «политическое сознание».
5. Какие элементы составляют структуру политического сознания? Дайте определение понятия «политическая психология».
6. Определите понятие «политическая идеология». Раскройте содержание политической идеологии как духовного явления.
7. Перечислите функции политического сознания.
Литература
Борисенко М.В. Роль политических мифов в идейной дезориентации российского общества во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX столетия//Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 11.
Кара-Мурза С. Манипуляция общественным сознанием. – М.: Алгоритм, 2000.
Кертман Г.Л. Интерес к политике по-российски//Политические исследования. – 2005. – № 1.
Нугаев Р.М., Нугаев Н.А. Общественная идеология как фактор становления гражданского общества//Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002.
Политическая психология: Учебное пособие/Под общ. ред А.А. Деркача, В.И. Жукова, А.Г. Лаптева. – М.: Академический проект, 2003.
Щербаков А.Е. Место мифов в политической идеологии//Политические исследования. – 2003. – № 4.
Глава ХI
Политические режимы
Важнейшим показателем функциональной стороны политической системы общества является политический режим. Он характеризует внутреннюю организацию политической системы и выражается в ее способности осуществлять свои функции. Политический режим отражает уровень самоорганизации и саморегулирования политической системы, позволяющий ей реализовывать политическую власть в обществе.
Политический режим определяет взаимоотношения политических институтов и общества, отношение народа к властным структурам. От политического режима зависят конкретные методы и способы осуществления власти, уровень демократизации и политический климат в обществе. Эффективное функционирование политического режима, его динамизм и гибкость являются непременными условиями социальной стабильности, трансформации общественно-политического устройства к новым более совершенным формам его организации и развития.