Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

Мировоззрение – система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем. Исторически развивалось и менялось.

Типы мировоззрения - различаются по способу отражения человеком действительности.

Сущность- смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи

Структура- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Социальная роль- модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.

Исторические типы мировоззрения.

1. Мифологическое – система взглядов на основе веры человека в наличие мифических существ (Боги, духи, герои, животные), наделенных человеческими чертами (так называемый антропоморфизм). (См. - мифы, легенды народов – Зевс, Геракл, Баба Яга). Природа при этом как бы очеловечивается.

2. Религиозное – система взглядов на основе веры в существование сверхъестественных сил (Бога) и их решающую роль в мироздании и в жизни людей. Разделяет мира на земной (естественный) и небесный (сверхъестественный).

3. Философское – система взглядов на мир на основе знаний, доказательности, опоры на разум и рациональное объяснение мира (а не на веру как в религии). Философия есть теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение.

Сущность и структура философского знания.

В структуре философии выделяют несколько самостоятельных разделов (философских дисциплин), изучающих различные философские проблемы. Среди них:

Онтология (греч.Относ – сущее) – учение о бытии (о сущем), т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), и о том, что является причиной возникновения мира и его главной движущей силой).

Гносеология (греч.Гносис – знание) – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания.

Логика (греч.Логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.

Этика – теория морали, наука о нравственности (категории - добро, зло, совесть и др).

Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве.

Социальная философия (социум – общество) – философское учение об обществе.

Философская антропология (антропосanthropos - человек) – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни).

Аксиология (греч.Аxiа - ценность) – учение о человеческих ценностях и их природе.

Функции философии.

1. Мировоззренческая:

- дает обобщающую систему взглядов на мир в целом на основе имеющихся научных знаний;

- вырабатывает общее, абстрактно-теоретическое видение мира и место человека в нем;

- раскрывает законы существования и развития мира;

- определяет цели жизни человека.

2. Гносеологическая (познавательная):

- доказывает принципиальную возможность познания мира,

- изучает законы, процесс познания;

3. Методологическая:

вырабатывает наиболее общие (т.е. универсальные, общенаучные):

- методы познания мира (диалектика, индукция, дедукция, анализ и др.);

- категории (материя, предмет, явление, свойство, причина, элемент, структура и др.). Философия является общенаучной методологией для других наук.

4. Логическая:

- изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения.

Например, необходимость знание особенностей менталитета восточных народов (пуштуны, чеченцы).

Выделяют также ряд других функций:

5. Аксиологическая (аскисос – ценности) – изучает и формирует человеческие ценности

6. Прогностическая – дает возможность прогнозировать будущее

7. Социальная и др.

Философия Древней Индии

Главное отличие древнеиндийской философии и мировоззрения от Западной философии в том, что она направлена на самосовершенствование человека (его внутреннего мира), тогда как Западная философия – на изменение внешних условий существования человека (через познание мира).

Главные учения:

- брахманизм

- джайнизм

- буддизм

- индуизм (веданта, йога)

- чарвака (материалисты)

1. Брахманизм

– главное учение индийской философии.

Основано на учении брахманов (жрецов), учивших по Ведам (собрание древних священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии).

Философская часть Вед – Упанишады (сидеть рядом с учителем). Главное внимание в них к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»).

В мире - два духовных начала (Брахман и Атман):

Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами;

Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало.

Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я».

В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного человека («Я»).

Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное).

Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна) определяется его поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в более низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна).

В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…».

Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, освобождения от страстей (мокша), аскетизма, осознании своего тождества с миром.

При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния).

Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а истинная цель - выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни.

Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на изменение внешних условиях – природы и общества.

Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием мира (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека через аскетизм (воздержание, отказ от жизненных благ).

2. Джайнизм– 6 век до н.э. Основатель - МахавираВардхамана (599-527 гг. до н. э.)

Это учение о бытии личности.

Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в брахманизме, понимаемой как закон воздаяния). Душа, связанная кармой, постоянно странствует и перерождается.

Два уровня существования:

А) Несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает;

Б) Совершенный: душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии нирваны блаженства.

Нирвана достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм освобождает душу и прекращает ее перерождения.

Освобождение от кармы носит индивидуальный характер.

3. Индуизм Состоит из 6 систем (в т.ч. веданта, йога).

Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары (перерождения) и кармы.

1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма.

Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас материальный мир.

Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед).

2) Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) – школа практического психологического обучения человека.

Правила психической тренировки (включают последовательные ступени):

- самонаблюдение

- овладение дыханием при определенных позах тела

- изоляция чувств от внешних воздействий

- концентрация мысли

- медитация

- состояние отторжения души от дела.

На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и кармы.

Йога направлена на формирование высоконравственной личности.

4. Буддизм

Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).

Главный вопрос – бытие личности.

В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1. Существование человека связано со страданием.

2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к бесконечным перерождениям.

3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее причину - жажду.

4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и забот и погружением в медитацию.

Медитация (лат.медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний.

В результате достигается состояние нирваны – высшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом.

Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим

5. Чарвака– материалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки).

Отрицает идеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме).

Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них.

Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании.

Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч.Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы.

Философия Платона.

Платон (наст.имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)

Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет!).

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей.

Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!

Гносеология Платона:

В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека.

Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы.

Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.

Социальная философия Платона:

Учение об идеальном государстве:

Создал проект идеального государства:

1. Государство есть самое высшее и справедливое из всего существующего. Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное должно быть подчинено общественному. Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное».

2. Государство основывается на разделении труда. Для этого граждане делятся на разряды (классы) в зависимости от типа души (чувственная и разумная). Государством правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы, земледельцы (крестьяне) – чувственная душа.

Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия.

3. Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо:

- лишить правителей и воинов личной собственности;

- ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона!)

4. Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия.

Неограниченная свобода при демократии приводит к тирании и рабству. (ср. - Временное Правительство 1917 г. в России).

Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин).

Философия Л. Фейербаха.

Фейербах Людвиг (1804-1872) непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.

А. Онтология Фейербаха: Критика религии

В понимании природы - материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.

Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.

Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.

Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».

Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.

Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:

Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.

Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.

Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

- материалистом в понимании природы (материя – первична);

- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).

Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.

2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.

Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.

Мировоззрение – система взглядов (воззрений) на мир и место человека в нем. Исторически развивалось и менялось.

Типы мировоззрения - различаются по способу отражения человеком действительности.

Сущность- смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи

Структура- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Социальная роль- модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.

Наши рекомендации