Природа и сущность политических интересов

Термин «интерес» (от лат. interest) означает «важный, имеющий значение». В науке его принято определять как осознанную потребность человека, социальной группы, нации, общества в чем-либо, исходную причину, мотив социального действия. На практике интерес – это та таинственная сила, которая побуждает людей к общественной активности, к тем или иным поступкам и действиям. «На земле,- указывал Гельвеций,- интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».[34]

В настоящее время природа и сущность интереса раскрывается с позиций трех общепринятых подходов: психологического, объективно-идеалистического и субъективно-объективного.[35] Долгие годы в науке господствовал психологический подход, берущий свое начало еще от Гельвеция. Его сторонники считали, что интерес относиться лишь к сфере обыденного сознания и воли людей и проявляется в виде их желаний, устремлений и помыслов, связанных с удовлетворением потребностей. Именно потребности, проявляемые в виде желаний, эмоций и чувств побуждают человека к активным действиям как высоконравственным, так и преступным.

В соответствии с объективно-идеалистическим подходом, одним из родоначальников которого является Гегель, интерес по своей природе – это не только чувства человека, но и результат воздействия на человека окружающего его мира. Сущность интереса проявляется как в степени и характере выражения чувств человека, так и в избирательном отношении людей к окружающей среде. Но мир, для Гегеля, был воплощением мирового разума, абсолютной идеи. Поэтому объективная сторона интереса им была только обозначена.

Субъективно-объективный подход к объяснению природы и сущности интереса был разработан основоположниками марксистской научной школы. Опираясь на достижения, предшествующей общественной мысли и, прежде всего, на характеристику интереса Г. Гегелем, К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что социальный интерес имеет двойственную природу. Это единство двух начал: субъективного, представляющего собой осознанную потребность, побуждающую человека к действию и объективного, заключающегося в избирательном отношении человека к окружающему миру, другим людям, обществу. Субъективная сторона интереса означает, что возникновение и содержание интереса обусловлены объективными потребностями людей в которых на уровне сознания личности, социальной группы закрепляется восприятие ими материальных и духовных ценностей, социальных институтов, отношений, формируются мотивы и побуждения. Объективная сторона интереса характеризует как отношение человека к окружающему миру, другим людям, так и его социальную активность, стиль и направленность поведения.

Субъективно-объективный подход трактовки природы и сущности интереса является наиболее распространенным в современной научной литературе. В сочетании с другими подходами к характеристике этого духовного образования он ориентирует на то, что у человека формируются и развиваются разнообразные интересы, отражающие все богатство окружающего и воспринимаемого людьми мира. Человек является носителем экономических, политических, социальных, духовных, нравственных, военных, экологических и других интересов, определяющих его положение и роль в различных сферах общественной жизни, взаимодействие с природной средой. Особое место среди них занимают политические интересы, которые реализуются в содержании и формах политического поведения людей, через включенность их в политические процессы и отношения.

Политические интересы - это осознанная социальными субъектами потребность участия в политической жизни, их стремление к влиянию на политику и политическую власть, с целью оптимизации условий своей жизнедеятельности.Политические интересы – представляют внутренний источник, стимул политического поведения человека, которые побуждают его к выдвижению определенных целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению. Они тесно взаимосвязаны с другими разновидностями социальных интересов людей, детерминируются ими и оказывают обратное влияние на них.

Имея общую природу и сущность, с другими разновидностями социальных интересов, политические интересы, вместе с тем, обладают своими особенностями. К числу таких особенностей относятся: во-первых, они непосредственно связаны с организацией и функционированием политической власти. Политические интересы формируются и развиваются тогда, когда удовлетворение социально-экономических потребностей человека становится все более зависящим от государства. Они являются следствием появления потребности у индивидов и социальных групп в государственных институтах, их стремления использовать государство для удовлетворения своих нужд и желаний; во-вторых, политические интересы являются вторичными. Они обусловлены, главным образом, социально-экономическим положением людей, которое определяет их заинтересованность в таком политическом режиме, в такой политике и способах ее осуществления, с которыми они связывают свое будущее, благоприятные для себя перспективы общественного развития; в-третьих, политические интересы обладают относительной самостоятельностью. Они определяют характер и направленность государственной власти и политико-властных отношений, являются непосредственной движущей силой власти и политики, их реализации, активно влияют на функционирование и развитие всех сфер общества; в-четвертых, политические интересы многообразны по своему содержанию, уровню общности и проявлениям. Их составляют политические интересы отдельных индивидов, социальных групп и образований, общества в целом. Особое место среди них занимает совокупный (общественный) политический интерес. Он формируется в процессе взаимодействия и интеграции различных социальных сил, их политической активности. Социальная основа совокупного политического интереса – общая заинтересованность всех социальных слоев в единстве и целостности общества, в его нормальном функционировании. Политические интересы отдельных индивидов, социальных слоев и образований могут не совпадать с совокупным (общественным) политическим интересом, противоречить ему; в-пятых, политические интересы обладают значительным приоритетом по отношению к другим разновидностям социальных интересов. От их содержания и характера во многом зависят тип общественно-политического устройства общества, организация общественной жизни, приоритеты и цели общественного развития.

Особенности политических интересов свидетельствуют о том, что в них находят обобщенное выражение актуальные политические потребности отдельных индивидов и социальных общностей. Политические интересы той или иной социальной группы, образования всегда направлены на сохранение или изменение ими своего социально-политического положения в обществе. Они служат реальными причинами и предпосылками политического поведения людей, в котором, так или иначе, отражается взаимосвязь совокупного (общественного) и частного (класса, социальной группы, личности) политических интересов.

Содержание политических интересов составляет совокупность объектов, целей и задач политического участия и политической деятельности, которые овладевают сознанием субъектов политики. Оно, с одной стороны, отражает достигнутый уровень активности политического поведения субъектов политического процесса, а, с другой, – степень реализации политикой важнейших социальных потребностей.

Политические интересы как сложное системное образование, многообразное по своему содержанию и формам проявления, по различным основаниям подразделяется на отдельные виды. Так по степени общности, выделяются личные, социально-групповые, социально-классовые, общественные и общечеловеческие политические интересы. В соответствии с их содержанием политические интересы классифицируются как локальные, национально-государственные, региональные и глобальные. По направленности выделяются внутриполитические и внешнеполитические интересы. В зависимости от характера воздействия на общественное развитие политические интересы подразделяются как прогрессивные, реакционные и консервативные. По степени осознанности людьми политические интересы разделяют на стихийные и осознанные, а по возможностям осуществления – на реальные и мнимые. По многообразию социальных отношений политические интересы могут быть: экономико-политические, социально-политическими, государственно-политическими, культурно-политическими, военно-политическими и др. Эти и другие виды политических интересов и их различные модификации находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой. Взаимовлияние политических интересов носит сложный и неоднозначный характер, что оказывает существенное влияние на политическую жизнь общества.

Политические интересы играют важную роль в общественной жизни, оказывают значительное влияние на социальные отношения. Во-первых, они выражают насущные политические потребности различных субъектов общественной жизни, являются важнейшим мотивом их политического поведения и действий граждан. Активное состояние политических интересов позволяет преодолевать политическую пассивность и политическую апатию людей, избавляет их от чувства политического бессилия. Во-вторых, политические интересы и, прежде всего, совокупный политический интерес и интересы массовых социальных групп, в решающей степени влияют на содержание и направленность политики, стратегический курс государства. С учетом политических интересов разрабатываются политические и государственные программы и планы общественного развития, определяются его ведущие направления и перспективы. Содержание политических интересов граждан, различных социальных групп и образований учитывается государственными органами при определении механизма решения текущих и долгосрочных проблем общественной жизни. От политических интересов во многом зависит внешняя политика государства. В-третьих, в политических интересах отражено отношение членов общества к политической власти, существующему политическому режиму. Содержание политических интересов и их направленность позволяют предвидеть тенденции в эволюции социальной базы политической власти, ее легитимности, характер и перспективы изменений в политическом режиме. В-четвертых, политические интересы являются основой формирования политических идей, взглядов и настроений в обществе, идеологий политических партий и общественно-политических движений. Они в той или иной степени всегда отражаются в содержании научно-теоретических работ, доктринально-концептуальных документов государства и политических партий, материалах СМИ, выражаются в индивидуальном, групповом и общественном мнении.

Политические интересы играют ведущую роль в урегулировании общественных отношений, в общественном развитии. Для их эффективного воздействия на социальную среду крайне важно, чтобы политические интересы различных социальных групп и интересы властвующей политической элиты принципиально совпадали, соответствовали вектору общественного прогресса. Однако на практике очень часто они не только не совпадают, но и находятся в противоречии между собой. Особенно обостряются противоречия между политическими интересами различных социальных групп и интересами властвующей политической элиты, проявляется несоответствие интересов политической элиты потребностям прогрессивного развития общества при бюрократизации власти, ее коррумпированности, проникновении в властные структуры криминальных, антиобщественных элементов. Противоречия и несовпадение политических интересов различных социальных образований и интересов господствующей политической элиты в общественных системах с незрелой политической культурой и слаборазвитой демократией вызваны также тем, что в таких системах имеются довольно значительные социальные силы, элитарные группировки, которые видят в государственной власти инструмент реализации своих эгоистических, амбициозных, а то и явно антиобщественных целей. Они стремятся взять под контроль те, или иные властные структуры, что грозит обществу серьезными негативными последствиями. Возможность подобного развития ситуации особенно возрастает в условиях политической пассивности и безразличия населения, его нежелания и неумения бороться за реализацию своих политических интересов. Несовпадение и несогласованность политических интересов различных социальных групп и образований, их противоположность интересам находящейся у власти социальной группы служат причиной политическ5их столкновений, конфликтов и кризисов.

Реализация политических интересов индивидов, социальных слоев и групп общества достигается, главным образом, политической активностью народных масс и отстаивающей их требования и устремления интеллектуальной и политической элиты. Выделяется несколько уровней политической активности граждан в реализации своих интересов. Прежде всего, это реакция различных социальных слоев на акции власти, явления и события в социально-политической жизни. Реакция может быть позитивной, в поддержку действий государственных органов, и негативной, когда народ отрицательно относится к тем, или иным решениям государственной власти, политическим событиям и процессам. В последние годы такая реакция, особенно негативная, не редкость в России. Массовое негодование, например, вызвали в российском обществе задержки заработной платы во второй половине 1998 года, практическая реализация закона о монетизации льгот в начале 2005 года. Реакция на политические просчеты органов власти это первичный, низший уровень политической активности граждан и образований в реализации своих интересов. Она может быть стихийной, на уровне охлократии и высокоорганизованной.

Другой уровень реализации политических интересов – участие граждан в формировании органов государственной власти, деятельности представительной ветви власти, органов местного самоуправления, работе политических партий и других общественно-политических объединений. Такое участие позволяет оказывать влияние на качество политической элиты, функционирование институциональных субъектов политики. Сегодня на практике сложились многообразные формы политического участия граждан, социальных слоев и групп общества, которые они могут использовать для отстаивания своих политических интересов. Это: обсуждение проектов законов, участие в референдумах, выборах органов государственной власти, акциях политического протеста или поддержки государственных и политических программ, митингах, собраниях демонстрациях и т.д. Наибольшая эффективность этих форм достигается при их массовости, широкой включенности различных слоев населения.

Наиболее высоким уровнем политической активности граждан являются прямые политические действия. Они предполагают достижение сознательного изменения или совершенствования проводимой государством политики, политических отношений в интересах тех, или иных социальных групп, большинства населения. К прямым политическим действиям относятся профессиональное выполнение функций в государственных органах, руководстве политических партий, в их фракциях в парламенте, госперевороты, революции. Крайне противозаконной и антигуманной формой прямых политических действий является политический терроризм.

Кроме политической активности граждан, социальных групп и слоев общества особое значение в реализации их политических интересов принадлежит деятельности государства, политических партий, общественно-политических организаций и движений, профессиональных союзов, церкви, СМИ и других институциональных субъектов общественных отношений. Каждый из этих социальных институтов, исходя из своих возможностей, своего статуса и положения в системе общественных отношений и политической власти, присущими ему способами и приемами добивается реализации тех, или иных политических интересов. Ведущая и приоритетная роль в этом принадлежит государству, которое, как основной властный институт общества, призвано выражать и защищать политические интересы большинства населения страны. Осуществляя власть от имени народа и в интересах народа, государство, используя свои властные полномочия, обязано мобилизовывать все ресурсы общества для удовлетворения интересов граждан страны, создания условий для их самовыражения, самореализации, прогрессивных социальных изменений. Достигается это при наличии в обществе компетентной, высокопрофессиональной, ответственной перед народом политической элиты, считающей интересы общества своими собственными интересами.

Политические интересы тесно взаимосвязаны с политическим сознанием. Они оказывают существенное влияние на формирование и развитие политического сознания, его состояние и уровень зрелости. В свою очередь политическое сознание во многом определяет содержание, направленность и характер политических интересов, механизм их реализации.

Наши рекомендации