Природа и сущность политических интересов

Термин «интерес» (от лат. т*еге81) означает «важный, имею­щий значение». В науке его принято определять как осознанную потребность человека, социальной группы, нации, общества в чем-либо, исходную причину, мотив социального действия. На практике интерес - это та таинственная сила, которая побуждает людей к общественной активности, к тем или иным поступкам и действиям. «На земле, - писал Гельвеций, - интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид вся­кого предмета» .

В настоящее время природа и сущность интереса раскрывают­ся с позиций трех общепринятых подходов: психологического объективно-идеалистического и субъективно-объективного2. Дол­гие годы в науке господствовал психологический подход, берущий свое начало еще от Гельвеция. Его сторонники считали,'что инте­рес относится лишь к сфере обыденного сознания и воли людей и проявляется в виде их желаний, устремлений и помыслов, связан­ных с удовлетворением потребностей. Именно потребности, про­являемые в виде желаний, эмоций и чувств, побуждают человека к активным действиям, как высоконравственным, так и преступным.

В соответствии с объективно-идеалистическим подходом, одним из родоначальников которого является Гегель, интерес по своей природе - это не только чувства человека, но и результат воздействия на человека окружающего его мира. Сущность инте­реса проявляется как в степени и характере выражения чувств человека, так и в избирательном отношении людей к окружаю­щей среде. Но мир для Гегеля был воплощением мирового разу­ма, абсолютной идеи. Поэтому объективная сторона интереса им была только обозначена.

Субъективно-объективный подход к объяснению природы и сущности интереса был разработан основоположниками маркси­стской научной школы. Опираясь на достижения предшествую­щей общественной мысли, и прежде всего на характеристику ин­тереса, данную Г. Гегелем, К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что социальный интерес имеет двойственную природу. Это единство двух начал: субъективного, представляющего собой осознанную потребность, побуждающую человека к действию, и объективно­го, заключающегося в избирательном отношении человека к ок­ружающему миру, другим людям, обществу. Субъективная сто-

1 Гельвеций К. О. Об уме. М., 1938 . С. 34. „ЛП1ГГШ|еСкая жизнь

2 См, Голубев В.И., Пирогов А.И. Политология и политическая жизнь

России, М: Народный учитель, 1999. С. 237 - 23».

рона интереса означает, что его возникновение и содержание обусловлены объективными потребностями людей, в которых на уровне сознания личности, социальной группы закрепляется вос­приятие ими материальных и духовных ценностей, социальных институтов, отношений, формируются мотивы и побуждения. Объективная сторона интереса характеризует как отношение че­ловека к окружающему миру, другим людям, так и его социаль­ную активность, стиль и направленность поведения.

Субъективно-объективный подход трактовки природы и сущности интереса наиболее распространен в современной науч­ной литературе. В сочетании с другими подходами к характери­стике этого духовного образования он ориентирует на то, что у человека формируются и развиваются разнообразные интересы, отражающие все богатство окружающего и воспринимаемого людьми мира. Человек является носителем экономических, поли­тических, социальных, духовных, нравственных, военных, эколо­гических и других интересов, определяющих его положение и роль в различных сферах общественной жизни, взаимодействие с природной средой. Особое место среди них занимают политиче­ские интересы, которые реализуются в содержании и формах по­литического поведения людей через включенность их в полити­ческие процессы и отношения.

Политические интересы — это осознанная социальными субъ­ектами потребность участия в политической жизни, их стрем­ление к влиянию на политику и политическую власть в целях оп­тимизации условий своей жизнедеятельности. Политические ин­тересы представляют собой внутренний источник, стимул полити­ческого поведения человека и побуждают его к выдвижению опре-деленных целей и осуществлению конкретных политических дей­ствий по их достижению. Они тесно взаимосвязаны с другими раз­новидностями социальных интересов людей, детерминируются ими и, в свою очередь, оказывают влияние на них.

Имея общую природу и сущность с другими разновидностями социальных интересов, политические интересы, вместе с тем, ос ладают своими особенностями. Во-первых, они непосредственно связаны с организацией и Аункттипн сти. Пиитические интерес когда удовлетворение соци1но человека становится все более зависящим Гг^ГоГиТ ходят от потребности у индивидов и социальнь^уГв 1 ственных институтах, от их стремления исполь^тПоедар^о для удовлетворения своих нужд и желаний. Во-еторЫх7оТ^ ские интересы являются вторичными и обусловлены г^^ разом социально-экономическим положением людей которое о ределяет их заинтересованность в таком политическом режиме

I политике и способах ее осуществления, с которыми

зывают свое будущее, благоприятные для себя перспективы обще ственного развития. В-третьих, политические интересы обладают относительной самостоятельностью и определяют характер и на­правленность государственной власти и политико-властных отно­шений. Будучи непосредственной движущей силой власти и поли­тики, их реализации, они активно влияют на функционирование и развитие всех сфер общества. В-четвертых, политические интере­сы многообразны по своему содержанию, уровню общности и про­явлениям. Они включают политические интересы отдельных ин­дивидов, социальных групп и образований, общества в целом, ко­торые все вместе образуют совокупный (общественный) политиче­ский интерес, формирующийся в процессе взаимодействия и инте­грации различных социальных сил, их политической активности. Социальная основа совокупного политического интереса - общая заинтересованность всех социальных слоев в единстве и целостно­сти общества, его эффективном функционировании. Политические интересы отдельных индивидов, социальных слоев и обрывании могут не совпадать с совокупным (общественным) "™« интересом, противоречить ему. В-пятых, политические интересы обладают значительным приоритетом по ™«^Р^ разновидностям социальных^^^^^у,-

ракгера во многом ™»™™^^ь жизни, приоритеты ройства общества, организация общественной и цели общественного развития. Особенности политических интересов свидетельствуют о том, что в них находят обобщенное выражение актуальные поли­тические потребности отдельных индивидов и социальных общ­ностей. Политические интересы той или иной социальной груп­пы, образования всегда направлены на сохранение или изменение ими своего социально-политического положения в обществе. Они служат реальными причинами и предпосылками политического поведения людей, в котором так или иначе отражается взаимо­связь совокупного (общественного) и частного (класса, социаль­ной группы, личности) политических интересов.

Содержание политических интересов составляет совокуп­ность объектов, целей и задач политического участия и полити­ческой деятельности, которые овладевают сознанием субъектов политики. С одной стороны, оно отражает достигнутый уровень активности политического поведения субъектов политического процесса, а с другой - степень реализации политикой важнейших социальных потребностей.

Политические интересы как сложное системное образова­ние, многообразное по своему содержанию и формам проявле­ния, по различным основаниям подразделяется на отдельные виды. Так, по степени общности выделяются личные, социаль­но-групповые, социально-классовые, общественные и общече­ловеческие политические интересы. В соответствии с их содер­жанием политические интересы классифицируются как локаль­ные, национально-государственные, региональные и глобаль­ные. По направленности бывают внутриполитические и внеш­неполитические интересы. В зависимости от характера воздей­ствия на общественное развитие они подразделяются на про­грессивные, реакционные и консервативные. По степени осоз­нанности людьми различают стихийные и осознанные полити­ческие интересы, а по возможностям осуществления - реаль­ные и мнимые. По многообразию социальных отношений поли­тические интересы могут быть: экономико-политические, соци­ально-политические, государственно-политические, культурно-политические, военно-политические и др. Эти и другие виды

Шлитические интересы играют ключевую роль в обшест венной жизни, оказывая значительное влияние на соци^ньш отношения. Во-первых, они выражают насущные поливки! потребности различных субъектов общественной жизни являют ся важнейшим мотивом их политического поведения и действий Активное состояние политических интересов позволяет преодо­левать политическую пассивность и политическую апатию лю­дей, избавляет их от чувства политического бессилия. Во-вто­рых, политические интересы, и прежде всего совокупный поли­тический интерес и интересы массовых социальных групп, в ре­шающей степени влияют на содержание и направленность поли­тики, стратегический курс государства. С их учетом разрабаты­ваются политические и государственные программы и планы об­щественного развития, определяются его основные направления и перспективы. Содержание политических интересов граждан, различных социальных групп и образований учитывается госу­дарственными органами при выработке механизма решения те­кущих и долгосрочных проблем общественной жизни. От поли­тических интересов во многом зависит внешняя политика госу­дарства. В-третьих, в политических интересах отражено отно­шение членов общества к политической власти, существующему политическому режиму. Содержание ~^^^ их направленность позволяют предвидеть тенденции социальной базы политической власти, ее характер*^Р™ вы. В-четвертых, политические интересы «~"^Гб-формирования политических ^.- ^ материалов СМИ, выражаются в индивидуальном, групповом и общественном мнении.

Политические интересы имеют большое значение для урегу­лирования общественных отношений, общественного развития. В целях обеспечения эффективного воздействия политических интересов на социальную среду крайне важно, чтобы политиче­ские интересы различных социальных групп и властвующей по­литической элиты принципиально совпадали, соответствовали вектору общественного прогресса. Однако на практике очень часто они не только не совпадают, но и находятся в противоречии между собой. Они обостряются при бюрократизации власти, ее коррумпированности, проникновении во властные структуры криминальных, антиобщественных элементов.

Противоречия и несовпадение политических интересов раз­личных социальных образований и господствующей политиче­ской элиты в общественных системах с незрелой политической культурой и слаборазвитой демократией вызваны также тем, что в таких системах имеются довольно значительные социальные силы, элитарные группировки, которые видят в государственной власти инструмент реализации своих эгоистических, амбициоз­ных, а то и явно антиобщественных целей. Эти силы стремятся взять под контроль те или иные властные структуры, что грозит обществу серьезными негативными последствиями.

Возможность подобного развития ситуации особенно возрас­тает в условиях политической пассивности и безразличия населе­ния, его нежелания и неумения бороться за реализацию своих политических интересов. Несовпадение и несогласованность по­литических интересов различных социальных групп и образова­ний, их противоположность интересам находящейся у власти со-циальной группы служат причиной политических столкновении, конфликтов и кризисов.

Реализация политических интересов индивидов, социальных слоев и групп общества достигается главным образом политиче­ской активностью народных масс и отстаивающими их требова­ния и устремления интеллектуальной и политической элит. Выделяется «только уровней политической актиннл в реализации своих интересов. Прежде всего - это Т ****"*" личных социальных слоев на акции власти, явлен! и^Г ^ социально-политической Жиэни. Реакция моГет1ьГп~ ной, в поддержку действий государственных органов и нега™ ной, когда народ отрицательно относится к тем или иньГр ™" ниям государственной власти, политическим событиям и пр01 сам. В последние годы такая активность, особенно негативная н" редкость в России. Массовое негодование, например, вызвали в российском обществе задержки заработной платы во второй по ловине 1998 г., практическая реализация закона о монетизации льгот в начале 2005 г. Реакция на политические просчеты органов власти - это первичный, низший уровень политической активно­сти граждан и социальных образований в реализации своих инте­ресов. Она может быть стихийной, на уровне охлократии, и вы­сокоорганизованной.

Другой уровень реализации политических интересов - уча­стие граждан в формировании органов государственной власти, деятельности представительной ветви власти, органов местно­го самоуправления, работе политических партий и других обще­ственно-политических объединений. Такое участие позволяет оказывать влияние на качество политической элиты, функциони­рование институциональных субъектов политики. Сегодня на практике сложились многообразные формы политического уча­стия граждан, социальных слоев и групп общества, которые они могут использовать для отстаивания своих политических интере­сов. Это и обсуждение проектов законов, и участие в референду­мах, выборах органов государственной власти, акциях политиче­ского протеста или поддержки государственных и »™в№ программ, в митингах, собраниях, демонстрациях и ^Большая эффективность этих форм достигается при их массовости, широ­кой включенности различных слоев населения.

Наиболее высоким уровнем политической «™™^ дай являются прямые политические д^вШ'^^^ гают достижение сознательного изменения или совершенствования проводимой государством политики, политических отноше ний в интересах тех или иных социальных групп, большинства населения. К прямым политическим действиям относятся про-фессиональное выполнение функций в государственных органах руководстве политических партий, в их фракциях в парламенте; госперевороты, революции. Крайне противозаконной и антигу­манной формой прямых политических действий является поли­тический терроризм.

Кроме политической активности граждан, социальных групп и слоев общества, особое значение в реализации их политических интересов имеет деятельность государства, политических партий, общественно-политических организаций и движений, профес­сиональных союзов, церкви, СМИ и других институциональных субъектов общественных отношений. Каждый из этих социаль­ных институтов, исходя из своих возможностей, своего статуса и положения в системе общественных отношений и политической власти, присущими ему способами и приемами добивается реали­зации тех или иных политических интересов. Ведущая и приори­тетная роль в этом принадлежит государству, которое, как основ­ной властный институт общества, призвано выражать и защищать политические интересы большинства населения страны. Осуще­ствляя власть от имени народа и в интересах народа, используя свои властные полномочия, государство обязано мобилизовывать все ресурсы общества для удовлетворения интересов граждан страны, создания условий для их самовыражения, самореализа­ции, прогрессивных социальных изменений. Достигается это при наличии в обществе компетентной, высокопрофессиональной, ответственной перед народом политической элиты, считающей интересы общества своими собственными интересами.

Политические интересы тесно взаимосвязаны с политиче­ским сознанием и оказывают существенное влияние на формиро­вание и развитие политического сознания, его состояние и уро­вень зрелости. В свою очередь, политическое сознание во многом определяет содержание, направленность и характер политических интересов, механизм их реализации.

2. Сущность, структура и социальная „«„ политического сознан^,

Политическое сознание является одной «.
индивидуального и общественного сознания д^ГГ/10™*
общественной жизни. В настоящее „™... духовной стороной
основных подхода к 1юш2Г^^ «

виориальный и аксиологический'. В Я^ГГЕ^ альнымподходом политическое сознание раесматрива~С особая форма рационального мышления человека. Политически сознание - это совокупность разнообразных воззрений и поел ставлений человека, на которые он ориентируется при осущеста лении своих политических ролей и функций в системе властных отношений. Это особый компонент общего мышления человека, воздействующий на его политическое поведение.

С точки зрения аксиологического подхода политическое соз­нание характеризуется как определенный уровень развития соци­ального мышления людей. В соответствии с ним политическое сознание определяют различные воззрения, идеи и ценности че­ловека, способности и умения людей выделять свои групповые интересы, сопоставлять их с интересами других социальных групп, а также определять пути и способы использования поли­тики и государственной власти для реализации своих интересов. Иными словами, политическое сознание понимается как качест­венное состояние воззрений и представлений человека, которое позволяет ему активизировать политическое поведение, оптими­зировать свою роль в сфере политико-властных «я*™*

Обобщая данные подходы, можно сделать вывод, ™ *»"* ческое сознание по своей природе и сущности ^^2^ особую форму рационального ^^^^^^ качественный уровень развития его со^^ политические нента, который позволяет индивиду включаться в политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.. А

С. 334.

отношения, выделять политические интересы своей социальной группы и бороться за их реализацию с помощью политики и госу­дарственной власти. Политическое сознание - это духовная сто­рона политической жизни, теоретические, ценностные, норма­тивные, чувственные и другие представления человека, социаль­ной группы о политике, политических событиях, явлениях и про­цессах, отражающие их отношение к политической действи­тельности и воздействующие на политическое поведение людей.

Политическое сознание как духовное образование формиру­ется постепенно, поэтапно, на определенной ступени развития человеческой цивилизации. Оно возникает с появлением полити­ческих интересов людей, складывается на основе их социально-групповой дифференциации, в результате рационального осмыс­ления и уяснения индивидами и социальными группами особой роли государства в защите и реализации их социальных интере­сов и потребностей. С развитием общественных отношений по­литическое сознание совершенствуется и углубляется, становится более емким по содержанию, а процесс его формирования ус­ложняется, становится все более противоречивым и динамичным. В современных условиях политическое сознание формируется и развивается под воздействием сложной совокупности условий и факторов,среди которых выделяются: реальная политическая действительность и политическая практика во всем многообразии их проявления; непосредственное участие индивидов и социаль­ных групп в политических акциях, в формировании органов госу­дарственного управления; ознакомление людей с основами поли­тической науки, выработка умений использовать ее положения для анализа и оценки политических явлений и процессов; эмоциональ­ное восприятие индивидами и социальными группами определен­ных политических идеалов и ценностей. Кроме того, на формиро­вание, развитие и состояние политического сознания оказывают влияние экономические и социальные отношения в обществе, его духовно-нравственное состояние, содержание и характер полити­ки, которую проводит государство, выдвигаемые им политические программы, цели и приоритеты деятельности. Значительное влияние на политическое сознание оказывают политические Ш
пропагандируемые средствами массовой шГ^Т '

ваемые властвующей политической элитой ~ ЯЗЫ"

пиональное восприятие и оценка ЛЮДГ ^ГЛолГче^
явлений, событий и процессов. ^шшческих

Политическое сознание зависит от условий и факторов его формирования и развития. Обладая относительной сшостоятеГ ностью, оно избирательно относится к их восприятию и оценке и во многом определяется социальной принадлежностью индивидов их отношением к тем или иным политическим партиям, общест­венно-политическим объединениям и движениям, их идеологии.

Взаимодействие политического сознания с окружающей его носителей социальной средой является весьма сложным и непро­стым, а его результаты трудно прогнозируемы. Содержание по­литического сознания составляют самые различные духовные явления: идеи, концепции, взгляды, теории, программы, эмоции, чувства, настроения, переживания и т.д. В определенных услови­ях они могут проявляться в разных формах, как в рациональных, позитивных, так и в иррациональных, негативных. Например, искаженными формами проявления политического сознания в общепринятом смысле являются догматизм, аксиоматизм, уто­пизм, субъективизм, мифотворчество и др. В результате люди нередко могут поступать и действовать вопреки своим текущим и долговременным перспективным интересам, а в их восприятии и оценке политики и политических событий эмоции преобладают над рассудком. На такой почве прорастают крайне опасные об­щественные явления, такие как экстремизм и авантюризм, идоло­поклонство и холопское поведение, а к власти могут приходить безнравственные и безответственные лидеры.

Политическое сознание как духовное образование имеет свою сгру^Гв настоящее время в соответствии с социологическим ^к^альным) подходом1 к исследованию духовных образо-

■См.: Соловьев А Я. Политология: Политическая теория, политиче-скис технологии- С. 336.

ваний, обслуживающих политическое поведение, в структуру по­литического сознания принято включать политическую психоло­гию и политическую идеологию. Оба элемента структуры полити­ческого сознания тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и вме­сте с тем обладают своей содержательной спецификой.

Политическая психология выражает преимущественно оце­ночные суждения людей, их эмоциональное отношение к полити­ке и государственной власти, событиям и фактам политической жизни. Это обыденный уровень политического сознания людей, который формируется в процессе повседневных взаимоотноше­ний индивидов и социальных групп с органами государственной власти, их взаимодействия с политической реальностью. Полити­ческая психология - это совокупность несистематизированных, внутренне противоречивых, как рациональных, так и подсозна­тельных (иррациональных), духовных явлений, составляющих основу повседневного политического поведения людей. Содер­жание политической психологии составляют здравый смысл, менталитет, психический склад, традиции, эмоции, настроения, переживания, чувства и ожидания людей, связанные с политиче­скими отношениями.

Как чувственно-практический элемент политического созна­ния, политическая психология отражает насущные, актуальные интересы людей, которые требуют удовлетворения в ближайшее время и являются непосредственным мотивом их сиюминутного политического поведения. Известно, что многие героические по­ступки были совершены теми или иными индивидами под влияни­ем их любви к тому или иному политическому деятелю, в резуль­тате стремления к славе, власти, из желания войти в историю. В функционировании и проявлениях политической психологии отражаются такие наиболее типичные черты психики, как подра-жаемость, внушаемость. Посредством политической психологии в социальной среде распространяются такие психологические явле­ния, как мнения и настроения. Поэтому состояние политической психологии способно оказывать существенное влияние на боль­шие массы людей, на их оценку политических событий и явлений.

Подсознание, эмоции, чувства и другт проявления челове ческой психики в связи и по поводу политических со!™" редко приводдг к неадекватному политическому поведению^Г то психологический компонент политического сознанГберет верх над сознательным осмыслением людьми своего политиче ского поведения. Надо также иметь в виду, что при стабилГой обстановке, успешном развитии общества политическая психоло-гил людей не играет заметной роли в их повседневной жизни Но на крутых переломах общественного развития значение полити­ческой психологии в политической жизни и ее влияние на поли­тику, политические явления и события резко возрастают. Свиде­тельством того являются различные общественные акции, дви­жения и действия как в поддержку существующих политических режимов, так и против официальной политической власти.

Другая составная часть политического сознания - политиче­ская идеология. Термин «идеология» введен в научный оборот французским ученым А. Д. де Трасси в начале XIX в. С того вре­мени сложились различные взгляды на сущность, содержание и роль идеологии как духовного явления политической сферы об­щественной жизни1. Так, В. Парето рассматривал общественную (политическую) идеологию как интеллектуальную систему, кото­рая является «языком чувств» и лишь оформляет побудительные мотивы человеческого поведения, придает теоретическую форму человеческим эмоциям. К. Маркс видел в идеологии форму ил­люзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия. Немецкий социолог К. Манхейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в которой содержатся приемы, от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана, прикрывающие истинную суть

- См, ГофеТ^^К Помология «™« России. М.: Народный учитель, 1999. С. 253 '^^ ш. Соловь. логия: Учеб. пособив. Ростов н/Д: Феникс, 2004. с^^3^^ евАЖ Политология: Политическая теория, политические технологии.

С. 337 -338.

политики. Для М. Вебера идеология была равнозначна вере, своеобразной религией.

По-разному оценивались и оцениваются роль и значение по­литической идеологии в обществе. У. Мату считал, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьез­ных политических кризисов. Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология вырабатывает определенные цели и цен­ности политического развития, огрубляет решение практических политических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс утвер­ждал, что идеология является политическим фактором, имеющим значительный потенциал влияния на общество. Г. Лассуэл рас­сматривал идеологию как разновидность коммуникации, обеспе­чивающую сохранение или поддержание политического сообще­ства. Французские ученые Р. Арон и Д. Белл в 50-60-е гг. XX в., сделав вывод о том, что в западном мире достигнуто взаимопо­нимание между основными политическими силами по принципи­альным вопросам общественного развития, объявили о конце идеологии, о необходимости очистить политическое сознание от идейных и партийных пристрастий и вывести его на путь чистой науки. В последующем они вынуждены были отказаться от этой идеи и предложили концепцию реидеологизации - восстановле­ния политической идеологии в новом содержании, соответст­вующем реалиям конца XX | начала XXI в.

Обобщая основные взгляды на политическую идеологию как явление, можно сделать вывод, что это относительно само­стоятельное духовное образование политической жизни обще­ства. Это система идей, теорий, взглядов и концепций, про­грамм и доктрин, обосновывающих притязания той или иной социальной группы на власть и ее использование, определяю­щих стратегию ее политических действий, подчинения общест­венного мнения собственной доктрине. Она носит корпоратив­ный характер, отражает групповую точку зрения на социально-политическое развитие общества и потому отличается опреде­ленной предвзятостью оценок, склонностью к духовному экс­пансионизму. Будучи средством идейного обеспечения групповых интересов, она вырабатывается элитарными слоями и ступает тем инструментом, с помощью которого консолиди^ ются граждане, определяется последовательность их действии в политическом пространстве.

Политическая идеология удовлетворяет мировоззренческие и коммуникативные потребности людей, обеспечивает осознанное выражение их групповых и общественных интересов, регулиро­вание политического поведения индивидов и социальных групп в общественно-политической сфере. Отражая и концентрируя ин­тересы определенных социальных групп, созданных ими соци­ально-политических институтов и организаций в системе взгля­дов, идей, теорий и концепций, она схематизирует политическую действительность, фиксирует определенные критерии оценки по­литической реальности, создает нормативную модель восприятия мира политики, делает сложную и противоречивую динамику политической жизни простой и понятной для человека. С помо­щью идеологии политические цели социальной группы, социаль­ного института и организации оформляются в форме ценностного идеала, привлекательного образца, а политические действия при­обретают конкретную направленность при воздействии на поли­тическую систему общества.

Через идеологию систематизируются и выражаются массо­вые эмоции, чувства протеста и солидарности, негодования и поддержки. Идеология концептуально оформляет представления людей о политической ситуации, выстраивает их оценки в общую картину мира, делает понятными политические изменения. Без идеологии общественное и индивидуальное сознание склонно к упрощенному и примитивному восприятию политической дейст­вительности. С помощью идеологии люди обогащают свои инди­видуальные воззрения общегругаювыми представлениями о та­ких общественно значимых ценностях, как Родина, чувство дол­га, патриотизм и т.п. Политическая идеология интегрирует обще­ство в целях реализации интересов определенной социальной группы. Идеология сплачивает людей, близких по своему соци­альному статусу, политическим ориентирам, повышает их политическую активность в достижении поставленных целей, как со­зидательных, так и разрушительных.

Содержание политической идеологии разрабатывается, систе­матизируется и отражается в государственных документах, про­граммах и заявлениях политических партий и других социально-политических институтов, в работах политических лидеров и уче­ных» В политической идеологии как духовном образовании, пред­назначенном для идейной ориентации политического поведения людей, в зависимости от содержательной специфики элементов и их ролевого проявления выделяются следующие уровни:теорети­ко-концептуальный, программно-политический (программно-докт-ринальный), эмпирико-прикладной (актуализированный).

Содержание теоретико-концептуального уровня составля­ют теории и концепции, раскрывающие и обосновывающие ин­тересы, ценности и идеалы определенного класса (нации, госу­дарства), социального слоя, ориентированного на конкретную цель политического развития. По сути, это уровень политиче­ской философии социальной группы, социального института, выражающий их основные идеалы и ценностно-смысловые ори­ентиры в общественном развитии. В конкретном обществе от­дельные социально-политические группы и институты нередко по-разному интерпретируют одни и те же идеи, принципы, пра­вила и способы общественного развития и преобразования. По­этому в интересах социальной стабильности и общественного прогресса необходима их систематизация, иерархизация и со­гласование. Именно в такой, обобщенной системе политических установок, идей и принципов, которая бы объединила граждан государства и социально-политические силы страны, нуждается современная Россия.

Программно-политический (программно-доктриначьный) уро­вень включает политические доктрины, программы, лозунги и тре­бования социально-политических сил, ориентированные на дости­жение определенных целей, решение ближайших и перспективных общественных проблем. Доктрины, ключевые лозунги, программы и требования образуют нормативную основу для принятия управленческих решений субъектами политико-властных отношений и стимулирования политического поведения граждан Они в отли чие от политических теорий и концепций, принципов и'идеалов предназначенных для завоевания и объединения сторонников и приверженцев идеологии определенной социальной группы поли­тического института, организации, разрабатываются для организа­ции и осуществления непосредственной политической деятельно­сти. В политических доктринах, программах, лозунгах и требова­ниях инструментально оформляются основополагающие идеи и ценности группы, института, которые и составляют главный идей­ный источник политических преобразований действительности с помощью власти. На этом уровне политической идеологии идеалы и ценности проверяются на свою жизнеспособность.

Эмпирико-прикладной (актуализированный) уровень полити­ческой идеологии характеризует степень освоения гражданами ее концепций, идей программ, доктрин, целей и принципов, меру их воплощения в практических делах и поступках людей. В жизни складывается довольно широкий спектр вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены поли­тических позиций, не затрагивающих их гражданские убеждения, до осознания людьми своих политических привязанностей как глубинных, мировоззренческих ориентиров. На этом уровне по­литическая идеология непосредственно смыкается с политиче­ской психологией.

Все уровни политической идеологии тесно взаимосвязаны, функционируют и развиваются как единое целое. Каждый из них выполняет свою роль в обеспечении воздействия политической идеологии на политико-властные отношения, политическую жизнь общества. Характер и степень такого воздействия определяются зрелостью общества, типом политического режима, научностью политической идеологии, объективностью и полнотой отражения в ее содержании политических реальностей.

Благодаря политической идеологии в политической психоло­гии индивидов, социальных групп и слоев более осмысленно и целесообразно отражается повседневная политическая практика,а ее содержание обогащается за счет опыта политических отно­шений предшествующих и современных поколений, обобщенно­го в политических идеях, теориях, концепциях и доктринах.

Политическая идеология и политическая психология образу­ют политическое сознание - единое духовное образование, кото­рое присуще всем социальным субъектам. С учетом различий со­циальных субъектов как носителей различной степени общности политических ценностей политическое сознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое политиче­ское сознание - это неорганизованное и неструктурированное восприятие и самая общая оценка людьми политической действи­тельности, их реально действующее сознание, определяющее от­ношение массовых социальных общностей к политике и полити­ческой власти, наиболее типичные формы их политического по­ведения. Групповое политическое сознание составляет обобщен­ное восприятие и оценку политической действительности теми или иными, более определенными и организованными, чем масса, конкретными большими (классы, нации, социальные слои и т.п.) и малыми (политическая элита, политические круги, кланы) группами, связанными с политикой и включенными в политиче­ский процесс. Индивидуальное политическое сознание представ­ляют свойства и качества личности «политического человека», способного воспринимать политику и относительно целеустрем­ленно действовать в системе политических отношений.

Политическое сознание, как неинституциональный элемент политики, выполняет в обществе важную социальную роль, ко­торая реализуется через его функции1.Общепринятыми счита­ются: когнитивная, коммуникативная, идейная, интегративная и воспитательная функции. Когнитивная функция заключается в том, что политическое сознание на основе постоянного отобра-

См.: Голубев В. И., Пирогов А. И. Политология и политическая жизнь России. С. 259 - 260; Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. С. 330 -331; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. С. 335 - 336; Тавадов Г Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. С. 208.

жени, и осмысления процессов и явлений политической жизни удовлетворяет потребности общества в обновленных зн™ необходимых для определения оптимальных путей развив властных отношений, выполнения и модификации политик скими субъектами своих ролей. Коммуникативная функция по логического сознания состоит в том, что оно обеспечивает на копление, сохранение и передачу социально-политической ин­формации и опыта от поколения к поколению, осознанное взаи­модействие субъектов политики между собой и институтами власти. Идейная функция политического сознания выражается в его способности придавать интересам конкретных субъектов политических отношений ответственный характер, вырабаты­вать у них собственное видение политического мира. Интегра-тивная функция политического сознания проявляется в том, что оно, обеспечивая осознание представителями общественного слоя (социальной группы, класса и т.д.) своих групповых инте­ресов, способствует объединению их в единое целое как субъек­тов политико-властных отношений. И наконец, воспитательная функция политического сознания состоит в том, что оно форми­рует у представителей социальных групп, слоев и классов соци­ально-нравственные позиции, убеждения и идеалы, ценностные ориентиры, обеспечивает определенную направленность их по­литической активности.

Кроме того, нередко выделяют теоретико-познавательную, мировоззренческую, аксиологическую, регулятивную, прогности­ческую, социализационную функции, которые не подменяют пере­численные ранее функции, а представляют лишь ту или иную их

модификацию.

Степень и характер реализации функций политического соз­нания могут существенно меняться в зависимости от содержания и направленности политической жизни общества. Например, в переходных обществах, когда в политический процесс активно включаются различные политические субъекты, обладающие собственным видением настоящего и будущего общества ищу­щие логику своего властного поведения, как правило, ослабевает коммуникативная функция, но значительно активизируется идей­ная функция политического сознания.

Политическое сознание людей - важнейший фактор полити­ческой активности субъектов политико-властных отношений на различных уровнях и в различных масштабах их взаимодействия. Противоречиво и неоднозначно отражая политические явления, события и факты, оно оказывает существенное влияние на моти­вацию, принципы и формы поведения субъектов политики.

Политические интересы и политическое сознание представ­ляют собой основные духовные компоненты политической жизни общества. Они возникают, формируются и развиваются в резуль­тате осознания индивидами и социальными группами своих по­литических потребностей, особого места и роли государства в их реализации, содержания политических отношений. В политиче­ских интересах и политическом сознании людей отражаются со­циально-политическая природа общества, ее содержание и харак­тер, вырабатываются оценки политики и политической власти, отношение к ним, складываются политические эмоции, чувства, настроения идеалы, ценности, взгляды и теории, ориентиры по­литического поведения.

Как духовные образования, политические интересы и поли­тическое сознание имеют свою структуру и содержание, находят­ся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, дополняют друг друга и динамично развиваются. Политические интересы и политиче­ское сознание проявляются на разных уровнях функционирова­ния и развития социальных систем, оказывают разностороннее и неоднозначное влияние на политическую жизнь общества. Им принадлежит особая роль в регулировании политического пове­дения людей, обеспечении функционирования политической сис­темы общества.

Литература

1. Борисенко М.В. Роль политических мифов в идейной дезориен­тации российского общества во второй половине 80-х - начале 90-х го­дов XX столетия // Социально-гуманитарные знания. - 2003. -№11.

2. Кара-Мурза С. Манипуляция общественным сознанием. - М.:

Алгоритм, 2000.

3. Кертман Г. Л. Интерес к политике по-российски // Политические

исследования. - 2005. - № 1.

А.НугаевР.М., Нугаев Н.А. Общественная идеология как фактор
становления гражданского общества // Социально-гуманитарные зна­
ния.-2003.-№4. т9

5. Ольшанский Д. В. Политическая психология. - СПб.: Питер,гшг.

6. Политическая психология: Учеб. пособие / Под общ. Р™ААДеР' кача, В. И. Жукова, А.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, 200*

7. Щербаков А.Е. Место мифов в политической идеологии // Поли­тические исследования. - 2003. - № 4.

Наши рекомендации