Идейно-политическая доктрина в СССР.

Эволюция отечественной политической мысли после Октябрьской революции 1917 года, была связана с реализацией на практике политической концепции большевизма, выработанной его идеологами и, в первую очередь, В. Лениным. Идейную основу этой концепции составило учение о классах и классовой борьбе, классовой природе государства, разработанное К. Марксом. Положения этого учения В. Ленин и его соратники использовали для обоснования необходимости диктатуры пролетариата в России, создания нового механизма власти.

Основу ленинского подхода к государству и власти составило положение о классовости, как неотъемлемой черте такого социального образования как общество. Политическая власть рассматривалась им как диктатура экономически господствующего класса. В. Ленин считал, что пролетариат, разрушив буржуазную государственность, должен на ее месте создать свой, принципиально новый тип государственности. Создание новой государственности виделась им не только в сломе бюрократических и военных институтов, ликвидации репрессивного аппарата, замене ключевых постов управления государства, но и в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства общества.

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть, по мнению В.И. Ленина, Республика Советов, которая сочетает черты государственности и общественной организации, соединяющей элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. В то же время, деятельность Советов должна постоянно контролироваться со стороны большевистской партии: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков».

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, о его экономических функциях, территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. В тоже время, он являлся сторонником отмирания государства, «…ибо в обществе без классовых противоречий (каковым Ленин мыслил будущее коммунистическое общество) государство не нужно и невозможно». Окончательное отмирание государства В.И. Лениным связывалось с рядом социально-экономических и культурных условий: высочайшим развитием производительных сил, воспитанием «нового» человека, исчезновением социально-антагонистических отношений и т.д.[4]

Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина о политической организации общества, по сути, стали основой государственной идеологии, утвердившей руководящую роль в общественном развитии, сначала партии большевиков, а затем Коммунистической партии Советского Союза, общие принципы организации политической жизни советского общества. Разработка и реализация этой идеологии осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. Так до середины 30-х гг. XX столетия, наряду с официальной марксистско-ленинской идеологией, в политической жизни страны возникали отличные от нее идейно-политические платформы, идеологами которых были Л. Троцкий, Н. Бухарин, Л. Каменев и другие. Кроме этого, различные идейно-политические концепции разрабатывались русскими эмигрантами и советскими диссидентами, в которых давалась оценка, сложившегося в России политического строя, выдвигались идеи по поводу его переустройства и перспектив политического развития. Среди них можно выделить взгляды «сменовеховцев», получившее свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 года. «Сменовеховцы» выступали как сторонники «национал-большевизма», отстаивали национальный характер русской революции, укрепление России как великой державы, расширение ее влияния на Восток. Наиболее видным их представителем являлся Н. Устрялов. Следует отметить также идейные течения «евразийства» (Н. Трубецкой, Л. Карсавин, П. Савицкий, П. Сувчинский), «неомонархизма» (И. Ильин, П. Флоренский), «христианского социализма» (С. Булгаков, Г. Федотов). В своих работах «евразийцы» отстаивали ведущую роль православной идеологии, самобытность России как евразийской державы. Неомонархисты разрабатывали концепцию правового обоснования сильной власти (монархии). С идеалами православия связывали свои надежды о будущем Отечества сторонники христианского социализма. Господствующую же идеологию в этой среде составляли идеи антикоммунизма, которые особенно ярко выразились в раннеэмигрантском творчестве Н. Бердяева и С. Франка, сторонников теории социального иерарахизма.2

Среди многочисленных деятелей русского зарубежья особая роль в развитии русской политической мысли принадлежит Петру Струве (1870-1944 гг.) и Питириму Сорокину (1889-1968 гг.). П. Струве, стоявший у истоков российской социал-демократии, а затем перешедший в лагерь сторонников государственного либерализма, развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции в ее взаимоотношениях с государством, а также о роли государственности. По его мнению, государство – такой «организм», который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины – основному условию государственной жизни. Он призывал «пойти на выучку к капитализму», с тем, чтобы содействовать культурному развитию России. После 1917 г. П. Струве критиковал коммунистический политический режим, но не ратовал за восстановление дореволюционных порядков. Он был за установление подлинно нового порядка с «прочно огражденной свободой лица и сильной правительствующей властью».

П. Сорокин в историю мировой науки в большей мере вошел как один из основателей современной социологии. После высылки из советской России (1922 г.) он особое внимание сосредоточил на проблемах социальной организации, дезорганизации и реорганизации, что позволило ему исследовать причины происходящих в обществе социальных, в том числе и политических, перемен. Он считал, что преобладающая в данную эпоху система представлений («истин», ценностей) образует основополагающую детерминанту для социокультурной динамики, именно она определяет общую природу данного искусства, философии, религии, этики, экономики и политических отношений. В середине 40-х гг. он высказывает и обосновывает мысль о том, что фундаментальные идеалы двух обществ (капиталистического и социалистического) созвучны. В соответствии с этим, и опираясь на циклические закономерности великих революций, он делает предположение, что после деструктивной фазы (упадка коммунизма) настанет период роста новой, жизнеспособной России.

С приходом к власти И.В. Сталина , формированием основ тоталитарного политического режима, начиная с середины 20-х годов XX столетия, всякий идейный плюрализм в общественной отечественной мысли был постепенно «свернут». В. Сталин взял на себя в течение почти трех десятилетий роль безусловного охранителя и толкователя ленинских идей. Свою позицию он выражал в тезисе «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» и затем уточнял «…основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Тексты, вышедшие из-под пера Сталина, как правило, несли на себе печать явного догматизма, положения и идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина использовались им как непререкаемые истины, неподвластные объективному изменению временем.

Особое внимание в теоретической деятельности И. Сталина уделялось обоснованию места и роли насилия в организации и осуществлении диктатуры пролетариата, как правящего класса в социалистическом обществе. Он считал, что насилие в любых ситуациях является имманентно присущим признаком диктатуры пролетариата. Определяя диктатуру пролетариата в качестве основного вопроса ленинизма, Сталин максимально использовал это для укрепления культа власти в послеоктябрьской России. Будучи незаурядным политическим деятелем, на практике он прибегал к популизму, понимая, что поддержку массы можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро усваиваются рядовыми партийцами, обыкновенными гражданами.

В теоретической деятельности И. Сталин особое место занимало определение статуса и функций коммунистической партии. Он определял ей роль «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. В Конституции СССР 1936 г. была юридически закреплена монопольно-руководящая роль коммунистической партии, ее диктатура в советском обществе.

В период тоталитарного правления И. Сталина вряд ли можно вести речь о существовании каких-либо иных социально-политических концепций, связанных с поиском альтернативного пути развития общества. Всякие попытки выработать иную, отличную от официальной партийной, идейно-теоретическую точку зрения сразу пресекались жесткими мерами.

Смерть И. Сталина в 1953 году стала определенным рубиконом в развитии политической мысли в Советском Союзе. Предпринятые политическим руководством страны попытки определенной демократизации общественных отношений, смягчения политического режима и идеологической ситуации в обществе, создали условия и возможности для расширения рамок политологических исследований, позволили выйти на более высокий уровень обсуждения теоретико-методологических проблем политической науки, выяснения ее роли в преобразовании социальной действительности. Однако и в это время политическая мысль принципиально оставалась под определяющим влиянием марксистско-ленинской идеологии, а дискуссии вокруг дальнейших путей развития Советского государства и общественно-политического устройства страны не выходили за рамки партийно-государственной доктрины.

Вплоть до середины 80-х гг. в основе идейного обоснования путей социально-экономического и политического развития страны лежала теория общественно-экономической формации, составной частью которой было учение о социализме как первой фазе коммунизма. В дальнейшем это учение развивалось в рамках концепции развитого социализма, идеологи которого утверждали, что развитое социалистическое общество – это целостная, комплексно и всесторонне развивающаяся на собственной основе система, которая располагает гигантскими возможностями и преимуществами перед капитализмом1.

Со середины 80-х гг. предпринимается попытка демократизации советского общества, процесс которой возглавил Генеральный Секретарь ЦК КПСС, а в дальнейшем и Президент Советского Союза, М. С. Горбачев. Им была выдвинута идея коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности общества на основе перехода от прежнего философско-догматического политического видения мира к его рациональной оценке и осмыслению, с учетом существующих исторических реалий. Такое видение мира получило название «нового политического мышления» и представляло собой систему идей, взглядов, ценностей, отражающих целостность, взаимозависимость и взаимообусловленность, сложившегося к концу XX столетия противоречивого мира. Оно предполагало осознание необходимости взаимодействия народов и стран в интересах их выживания в ядерный век, представляло собой методологию формирования международных отношений, обеспечивающих складывание ненасильственного, демократического мирового сообщества.

После распада СССР, начался процесс деидеологизации российской политической мысли, который был обусловлен ее глубокой интеграцией в мировую политическую науку. Появилась вариативность политических идей, теорий, концепций, объясняющих политическую действительность, место и роль в ней российского общества. Для отечественной политической науки открылись новые горизонты познания политической сферы общества, политики, политической власти, взаимоотношений общества и государства. Политическая мысль, освободившись от тотального партийного контроля, значительно расширила границы своего научного поиска, объектно-предметного поля исследований. Политическая мысль в России устремилась к более детальному исследованию возможностей либерализации общественных отношений, приобщения общества к мировой системе ценностей. В это время, на фоне резкого обострения ранее накопленных проблем, возникновения совершенно новых, неизвестных российскому обществу трудностей, связанных с капитализацией общественных отношений, происходит резкая поляризация сторонников различных политических концепций. На арене политических баталий появляются идеологи и приверженцы различных политических течений от демократических до ультрарадикальных. Спектр их суждений и идейно-политических позиций охватывает всю палитру существовавших когда-либо политических теорий, учений, концепций, от апологического характера, оправдывавших существование исторически сложившихся политических форм и институтов, до социально-политических утопий и анархизма, отрицавших необходимость любого управления, любой государственности.

Выделяя такой этап процесса развития политической мысли, как «Политические идеи и концепции в современной России» необходимо заметить, что он требует серьезного осмысления и научно-теоретической проработки. Это связано с тем, что появившиеся политические концепции и доктрины общественного развития настолько разнообразны, теоретически неразработанные, слабо отражающие интересы и потребности всех слоев российского общества, не носят определяющего характера, не представляют собой идеологическую доминанту, способную объединить прогрессивные слои общества и направить их усилия на прогресс России. Еще предстоит серьезный анализ идейно-политических воззрений, взглядов и идей современных отечественных мыслителей, деятельность которых, в той или иной мере, определяет практические шаги современных политиков, социально-политических сил, борющихся за власть, и определяющих перспективы общественного развития.

* *

*

Российская политическая мысль, формировалась и развивалась в русле общемировых научных теорий и концепций, сохраняя при этом свои самобытность и национальные особенности. В центре внимания отечественных мыслителей всегда были и остаются актуальные проблемы государства, политики, власти, свободы, справедливости и т.п. На протяжении всей российской истории политические идеи, теории и концепции оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

В наше время отечественная политическая мысль отражает глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, играет существенную роль не только в научном обосновании, складывающихся в российском обществе отношений, но и в их мировоззренческой, духовной и идеологической оценке. Большое значение в этом плане имеют наиболее авторитетные, получившие историческое признание классические политические учения, теории и концепции. Сегодня идет поиск национальной идеи, способной объединить российские народы, стать ориентиром дальнейшего развития России, обеспечить выход страны на позиции одной из самых развитых стран мира.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные источники Древней Руси, в которых формировалась и развивалась отечественная политическая мысль. Выделите в них основные политические идеи.

2. Назовите основные политические концепции и теории периода становления единого централизованного государства, утверждения абсолютизма в России.

3. Выделите основные политические течения и теории российской политической мысли XVIII-XIX вв. и назовите их идеологов.

4. Сформулируйте особенности российской политической мысли начала XX в.

5. Раскройте основное содержание советской политической доктрины.

6. Перечислите особенности современной российской политической мысли.

7. Какие идеи и положения социально-политической мысли в России обогатили мировую политическую теорию, получили мировое общественное признание?

Литература

Анталогия мировой политической мысли. В 5-ти т./Рук проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997.

Вершинин М.С., Козырева Л.Д. История политических учений России: Конспект лекций. – СПб., 2000.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 4-е изд., перабот. и доп./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд./Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2003.

Политическая мысль в России: Словарь персоналий (XI в. – 1917 г.). – М.: Университет, 2000.

Чанышев А.А. История политических учений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

Глава IV

Наши рекомендации