Политическая доктрина консерватизм

Понятие "консерватизм" происходит от лат. conservare - "сохранение, состояние без изменений". Как совокупность концептуальных положений консерватизм сформировался в контексте общественной реакции на факт и результаты Великой французской революции и распространения процессов модернизации в странах Европы. В современном формате термин впервые был принят во Франции в 1820 г.. В журнале "La Conservateur", который издавал Р. Шатобриан. Общей направленностью публикаций журнала стала пропаганда идей реставрации монархии и восстановления роли костела / церкви (клерикализм). С середины XIX в. понятие приобрело общего и использовалось для обозначения взглядов отдельных личностей, общественных групп, противоположных / оппозиционных наследников якобинцев, было синонимом «революционеров», которые выступали за свержение монархии и установление республики, за ликвидацию сословного характера общества, за отделение церкви от государства и уменьшение роли церкви в общественной жизни.

Также консерваторы были против политики индустриализации, которая угрожала упадком аграрного производства (в аграрном секторе доминировала аристократия). Итак, консерваторы были главными оппонентами либерализма в теории и на практике. Появление и стремительное распространение марксизма (социализма) способствовало тому, что консерватизм в конце XIX в. начал рассматривать его как своего главного оппонента. Наличие общего с либерализмом врага привела к существенному сближению консерватизма и правого либерализма. Начался длительный процесс преодоления противостояния между консерватизмом и либерализмом, который характеризовался постепенным освоением консерваторами многих положений либерализма.

Консерватизм, подобно большинству других политических доктрин, трудно характеризовать как единую, целостную конструкцию. В то же время можем выделить ряд основных, базовых положений / ценностей, присущих всем теоретическим матрицам, принадлежащих к консерватизму на всех этапах его развития:

- Традиционализм;

- Право и порядок;

- Органицизм;

- Иерархия и власть;

- Собственность.

Традиционализм наиболее адекватно раскрывается как противоположность изменений. Изменения считают априори вредными, болезненными, особенно, если они внезапные и существенные. Зато консерватизм отстаивает необходимость соблюдения традиций, обычаев, сохранение институтов, которые существуют исторически и прошли проверку временем. В таком контексте оказывается элемент социального дарвинизма, поскольку выживают, сохраняются лучше, хуже - умирают или исчезают с исторической арены. Уважение к традициям основывается также на убеждении, что именно традиции формируют ощущение идентичности по отношению к индивиду и группы / сообщества. Традиционализм не возражает изменений, однако они должны быть ответом на изменения, происходящие в обществе (увеличение численности населения, новая система равновесия между промышленностью и аграрным сектором и т.д.), и на осознание / убеждения необходимости этих изменений в обществе, а также должны проходить по заранее определенной и одобренной процедуре. Собственно изменения должны быть постепенными, чтобы предотвратить возможные негативные последствия их внедрения.

Консерватизм трактует человека как зависимую существо, боится изоляции, неизвестного, отсутствии стабильности. Прежде всего человек стремится безопасности, которая непосредственно связана с осознанием своего места в обществе. В этих условиях только порядок гарантирует стабильность и предсказуемость человеческой жизни. Зато свобода всегда ставит человека в ситуацию выбора, когда альтернативой обычно встает выбор между известным и неизвестным, способен вызвать изменения в положении человека и нестабильность.

Человек по своей природе эгоистичен, стремится всеми средствами отстаивать собственные интересы. Единственным ограничением, сдерживающим фактором в отношении лица есть право. Роль права в консерватизме заключается в сохранении порядка. Именно право является той частью обычаев, которые прошли испытание временем и получили общественное признание. Из всех разновидностей права наибольшую ценность имеет конституция. Право должно развиваться за счет аккумуляции норм и быть стабильным. Итак, меньше всего изменения должны касаться конституции. Традиционно консерваторы выступают сильную власть / государство, устанавливает и поддерживает порядок, применяя жестокие наказания для преступников, в том числе и смертную казнь.

Человеческое существо постоянно находится в органических связях с сообществами, в которых она принадлежит (семья, группа товарищей, локальное сообщество, народ и т.д.). Именно общество рассматривает консерватизм как организм, в котором части сотрудничают между собой подобно частей / органов человеческого тела. Как и человеческий организм, общественные институты призваны выполнять четко определенные жизненно важные функции, в результате чего в условиях определенной недееспособности отдельной части общества (ненадлежащего исполнения своих функций) ее надо не менять, а создавать условия для восстановления ее функциональной способности. В этом контексте важное значение в консерватизме уделяется семье и народа. Семью трактуют как наиболее естественный общественный институт. Она ответственна за социализацию подрастающего поколения, предоставляет детям ощущение безопасности, способствует сохранению существующих в обществе моральных ценностей. В результате общество должно защищать и охранять семью, заботиться о полноценной, здоровой семье. Институт семьи трактуют как главный стабилизатор общества в целом.

Народ, подобно семьи, является естественным образованием и формируется из людей на почве общности языка, культуры, традиций и т. Консерватизм выступает за единую, общую культуру и общую систему ценностей. Одновременно он негативно относится к культурному плюрализму, считая, что поликультурное общество нестабильно. В этом контексте консерваторы являются националистами, но только в контексте развития собственного народа, и не имеют империалистической составляющей (направления на другие народы). Большое внимание, которое уделяется консерватизм народа, нашла свое отражение в том факте, что достаточно часто политические партии консервативного направления используют в своих названиях понятие «народная». В частности, в Европейском парламенте депутаты от разных стран, представляющих национальные консервативные политические силы, объединенные в Народную партию.

Общество по своей природе иерархическое, ему всегда присуща определенная система общественного разделения. Поскольку разделение собственности, власти, статуса никогда не может быть равным, то равенство отрицают вообще. Неравенство является признаком органического общества, подобно человеческому организму, в котором сердце, легкие, мышцы выполняют важные, но отличные функции. Так и общественным группам, из которых состоит общество, присущи собственные, отличные задачи / функции. Власть имеет природное происхождение и ни в коем случае не является продуктом общественного договора. Она происходит с горы, а не снизу: родители имеют власть над детьми, учителя - над учениками, владельцы - над работниками на производстве. Общество требует осуществления функций организации, направления, руководства и др. Власти предполагают толерантность, дисциплину; это должно быть не инстинктивное подчинения, а сознательная, добровольная уважение к власти.

Собственность так же является базовым признаком консерватизма. Она (дом, счет в банке и т.д.) гарантирует безопасность от угроз лицу, семье, позволяет заботиться о здоровье, получить надлежащее образование, увеличивает уровень независимости и способствует более полной самореализации. Собственность укрепляет семью за счет улучшения способности к самостоятельному функционированию и помогает объединению поколений благодаря системе наследования. Собственность должен находиться под опекой государства. В отличие от либерализма, консерватизм считает, что государство имеет право на налогообложение собственности ради выполнения необходимых обществу функций. В частности, речь идет о защите народа от внешних и внутренних угроз, охрану порядка и тому подобное. Итак, консерваторы традиционно выступают в поддержку сильной, хорошо финансируемой государства.

В течение длительного периода (XIX и начало XX в.) Консерватизм активно отстаивал роль религии, согласно Церкви / Костела, как общественного института. Костел рассматривали как базовую составляющую общественной системы, так как он выполнял важные функции по обеспечению общественного порядка и стабильности основных общественных групп, оберегал семью. Вследствие исторической эволюции Костела в течение XX в. оценка его роли в общественной жизни изменилась. Однако и в настоящее время консерватизм выступает в поддержку роли религии в сохранении национальной идентичности, нравственного здоровья общества и семьи, ярко проявляется в деятельности европейских христианско-демократических и консервативных политических партий, их программах против абортов, гомосексуализма и тому подобное.

Стоит также рассмотреть отношение консерватизма к экономике. По многим вопросам взгляды консерваторов близки к позиции либералов: поддерживают свободный рынок, частную собственность, отрицают вмешательство государства в хозяйственную жизнь, но являются сторонниками постоянных правовых норм и четкого соблюдения и обеспечения их обществу со стороны государства, выступают за оздоровление системы государственных финансов путем ограничения социальных программ (расходов) и др. Признаком современных консерваторов есть требования введения низких налогов, доступности кредитов для бизнеса, сокращение государственного аппарата управления.

В развитии консерватизма в течение XX в. можно выделить два главных этапа: консерватизм первой половины XX в. и консерватизм второй половины XX в.

Наши рекомендации