Политические идеи в России в XVIII- начале XX вв.

На рубеже XVII- XVIII веков Россия вступила в новый этап своего развития, одной из особенностей которого явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Процесс оформления абсолютной монархии завершился в первой четверти XVIII века, во время царствования Петра I. В этот период идейное обоснование принципов абсолютизма, самодержавия как формы государственного правления стало главным в русской политической мысли.

Наиболее видными политическими мыслителями первой половины XVIII в. были теоретики «гнезда Петрова» (А.С. Пушкин): Феофан Прокопович (1681-1736) – автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента или Устава Духовной Коллегии»; Василий Татищев (1686-1750) – создатель «Истории Российской с самых древнейших времен»; Иван Посошков (1652-1726) – автор «Книги о скудости и богатстве» и др. Будучи сторонниками идеи просвещенного абсолютизма они рассматривали государство в качестве гаранта общественного блага, как силу, обеспечивающую «общенародную пользу» и способную «внимать разуму подданных». В то же время они понимали, что в условиях отсутствия демократических институтов, все преобразования в стране могли осуществляться только сверху, «от царя». Реформы приобретали силу закона лишь тогда, когда они были санкционированы верховным обладателем власти - государством. Несогласие с государственной властью и издаваемыми ею законами не допускалось, носитель верховной власти ставился над всеми гражданами и сословиями, любые его действия оправдывались государством. Вместе с тем «просвещенный абсолютизм», по мнению Ф. Прокоповича, не может отождествляться с произволом верховного правителя.

Во времена правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.) происходят процессы разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада, нарастают противоречия между дворянством и крестьянами. Крестьянские восстания заставили задуматься передовых людей России о судьбах страны, побудили их критически оценить существующие государственный строй и уклад общественной жизни. Все это приводит к идейной поляризации политической мысли. Утверждаются несколько ее течений: консервативно-аристократическое, либерально реформаторско и радикальное.

Приверженцы консервативно-аристократического течения политической мысли настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступали против просветительских идей и одновременно критиковали отдельные проявления политики самодержавного государства. Известным представителем этого течения был князь Михаил Щербатов (1733-1790 гг.). Свои позиции он изложил в трудах: «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов», «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.», в которых отстаивал политическую идеологию феодальной аристократии.

Идеологами либерально- реформаторского течения отечественной политической мысли были Семен Десницкий (1740-1789 гг.), Николай Новиков (1740-1789), Яков Козельский (1728-1794 гг.) и др. Главное содержание этого течения составляла программа «просвещенного абсолютизма», предполагающая модернизацию, с учетом идей просветителей Запада, общественно-политических отношений. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного развития России, говорили о важности моральных устоев в политике. Они обращали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способного выражать общественное мнение.

В рамках радикального отношения к существующему общественно-политическому строю в XVIII возникло революционно-демократическое течениие политической мысли, у истоков которого стоял Александр Радищев. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал самодержавие и крепостничество через правдивое и сочувственное изображение настоящей жизни русского народа. В будущем его воззрения повлияли на политические взгляды организаторов декабрьского восстания 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, среди которых были: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский и другие, отстаивавшие республиканские идеи и казненные за это.

В первой половине XIX века, наряду с развитием теории и практики консерватизма и радикализма, в России увеличивается и число сторонников идей классического либерализма. В это время, под влиянием процесса укрепления капиталистического уклада, создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений и реорганизации органов государственного и местного управления. Активным сторонником таких преобразований был граф Михаил Сперанский (1772-1839 гг.). Им в 1809 году по заданию Александра I были разработаны несколько конституционных проектов, а во «Введении к Уложению государственных законов» изложен проект преобразований государственной системы России. М. Сперанский исходил из того, что «никакое правительство, с духом времени несообразное, против его всемощного действия устоять не может».Он настойчиво развивал идею о необходимости разделения властей. Сторонниками либерально-реформистского идейного направления были П. Анненков, И. Вернадский, В. Соловьев и другие.

Реформаторские идеи политических преобразований нашли свое отражение в работах Николая Карамзина (1766-1826 гг.) – «История государства Российского» и «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Н. Карамзин изложил свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т.д., подверг аргументированной критике тиранию. Он был противником разделения властей и сторонником крепкой власти монарха, ведя речь о том, что «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием…». Дворянство рассматривалось им как сословие, которое должно пользоваться особыми привилегиями, уважением и достатком. М. Сперанский и Н. Карамзин были идеологами самодержавного либерализма, реформаторским идеям которых, в то время, не суждено было реализоваться.

Большую роль в развитии политической мысли России сыграли «Философские письма» русского мыслителя и публициста Петра Чаадаева (1794-1856 гг.). Проблемы, поднятые им, обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли – славянофилы и западники. Славянофилы, видными представителями которых стали И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин и др., выступили с обоснованием особого, отличного от западного пути развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Западники же, среди которых необходимо отметить В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, напротив, выступали за развитие России по западноевропейскому пути, критикуя официальное народничество одновременно с самодержавием и крепостничеством.

Видным теоретиком второй половины XIX в. был Борис Чичерин (1828-1904 гг.). Он отстаивал идеи консервативного (охранительного) либерализма, как идеологию умеренной интеллигенции, стремящейся расширить общественные преобразования на основе диалога с властью. Суть либерализма, считал он, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, который в таком качестве вступает в общество. При этом государство обеспечивает безопасность, определяя и защищая права и свободы, а частное благо – цель гражданского общества.

Со середины XIX века в политической мысли России с новой силой стала обсуждаться проблема, еще поднятая прародителями славянофильства, - особой общечеловеческой миссии русского народа. К наиболее типичным общественным мыслителям, работающим в этом направлении, следует отнести Н. Данилевского (1822-1885 гг.) автора работы «Россия и Запад», К. Леонтьева (1831-1891 гг.), Л. Тихомирова (1852-1923 гг.), В. Соловьева (1853-1900 гг.).

В конце XIX начале XX веков классические либеральные идеи несколько утратили свою популярность. Их распространение преимущественно осуществлялось в кругах вузовской интеллигенции и среди разночинцев. Одним из ведущих идеологов либерализма в этот период становится Сергей Муромцев. Либеральные идеи разделяли П.И. Новгородцев, Максим Ковалевский, Николай Коркунов и другие. П. Новгородцев был представителем конституционного либерализма. С умеренно-либеральных позиций выступал М. Ковалевский. Либерально-консервативные идеи разделяли С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.Б. Струве.

Сторонниками самодержавно-помещичьей идеологии были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, В.М. Пуришкивеч, М.В. Родзянко и другие. За рамки модернизации существующего строя не выходили и реформы П.А. Столыпина.

Широкое распространение во второй половине XIX века получили идеи революционного демократизма. Видными представителями этого направления были: В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Добролюбов, П. Ткачев, Н. Михайловский и др. Революционеры-демократы, глубоко веря в светлое будущее народа, выражали глубокую ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию. Большое внимание они уделяли национальному вопросу, который обосновывали с позиций права наций на самоопределение. В 70-е гг. традиции революционного демократизма нашли свое продолжение в идеологии и практике революционного народничества, в рамках которого принято выделять три основных направления: «пропагандистское» под руководством П. Лаврова, «заговорщическо-террористическое» во главе с П. Ткачевым и «анархистское» – идеологами которого были М. Бакунин и П. Кропоткин. Общая идейная установка народников – это идея о возможности перехода российского общества к социализму посредством крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Процесс развития политической мысли в России в конце XIX начале ХХ веков дополнился появлением на политической арене отечественных марксистов и их идей, которые развиваются в условиях идейно-политической борьбы с традиционными доктринами консерватизма и либерализма. Ставший известным сначала в народнической окраске, марксизм стал затем течением в среде демократической интеллигенции и городских рабочих. Они потеснили приверженцев идеалов народников, а в начале XX века неонародников (эсеров). Отцом русского марксизма считается Георгий Валентинович Плеханов, прошедший трудный путь от народничества к марксизму.

Российская социал-демократия, стоявшая на платформе марксизма, раскололась в 1903 году на два течения – большевизм и меньшевизм. Наиболее яркими выразителями идеологии большевизма стали Владимир Ильич Ленин(1870-1924 гг.), Николай Иванович Бухарин (1888-1938 гг.) и Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953 гг.). В своей первой крупной работе «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» В.И. Ленин определил марксизм как революционное учение. Он призывал к беспощадной борьбе с буржуазной демократией, реформизмом и либерализмом. Идеология меньшевизма была отражена в трудах Г. Плеханова(1856-1918 гг.), Ю. Мартова (1873-1923 гг.) и других. Они делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти долгий и трудный путь капиталистического развития.

Идеи марксизма захватили известнейших представителей передовой русской интеллигенции, таких как Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк, М. Туган-Барановский и др., которые стали основателями такого его направления, как легальный марксизм, которое окончательно оформилось в 90-е годы XIX века. Они критиковали революционный (ортодоксальный) марксизм, поддерживая лишь те его положения, которые обосновывали неизбежность перехода от феодализма к капитализму, отвергая социализм как закономерное следствие объективного процесса экономического развития общества. Критикуя идеалы русского радикализма, они предложили свою программу, которая содержала главным образом положения этического свойства: признание интеллигенцией ответственности за происходящие в обществе процессы, необходимость самосовершенствования личности, эволюционное изменение социально-экономических и политических условий под влиянием духовных факторов.1 Они считали, что необходимо отказаться от политических крайностей в трактовке идей марксизма, реализация которых возможна лишь путем осуществления пролетарской революции.

Борьба идей привела нашу страну к первой русской революции 1905-1907 гг. и созданию думской монархии. В дальнейшем идеология большевизма стала основой развития революционного радикализма, а революции 1917 года надолго определили ее доминирующую политическую роль, что окончательно развело сторонников других концепций дальнейшего развития России на множественные, порой непримиримые, идеологические позиции. Их неоднозначное восприятие обществом, отсутствие порой четких и ясных путей практической реализации, во многом определило развитие основных направлений российской социально-политической мысли в XX веке.

Наши рекомендации