И периода формирования централизованного государства

Древнерусское государство было сформировано к IX веку нашей эры. Его становление сопровождалось зарождением и развитием политического мышления людей, выделением из народных масс политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально, в основе размышлений о государстве и государственном управлении, об устройстве общества, лежали мифологические воззрения на мир, природу и человеческое бытие, на божественное происхождение власти. Они передавались из поколения в поколения в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, появление которых было связано с распространением на Руси письменности.

Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, стало принятие на Руси в 988 г. христианства, которое становится религиозно-идеологической основой государственной политики. В X-XI веках на Руси активизируется политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.

Одним из первых древнейших источников, в котором политическим проблемам отводилось значительное место, принято считать трактат киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (1049 г.). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового завета – нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Иллариона – это синоним Истины, Закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати. Он распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, ответственности за управление страной. Особое внимание Илларион уделил крепкой княжеской власти, основанной на «правде», международному значению Русского государства как равноправному среди других стран о котором «…ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли».

В XII веке социально-политические идеи Иллариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и Великого князя Владимира Мономаха. Летописец Нестор,в «Повести временных лет» (1113 г.), описал события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику русским князьям. Центральная идея «Повести…» – единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136 г.), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней, при сопоставлении значения власти князя и власти веча, предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий, отражены в «Поучении…» (1125 г.). Идеи и мысли В.Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения, оценить значение которых русский народ смог только после его смерти, когда начался процесс разрушения единого государства.

Идеи сильной княжеской власти, призывы к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю, были заложены и в содержании древнерусских летописей «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» (ХI-ХII вв., авторы не известны).В дальнейшем, эти идеи разрабатывались в русской политической мысли в течение многих веков.

В период, предшествующий монгольскому завоеванию Руси, примерно в конце XII начале XIII вв., появляются произведения, содержание которых было наполнено размышлениями о завоевательных походах монгольского государства и угрозе его нашествия на русские княжества. Одно из таких произведений – «Моления» Даниила Заточника (1229 г.), выражало взгляды автора на принципы осуществления великокняжеской власти и способы ее укрепления. Он высказывал идею о том, что единовластие князя, при ограничении полномочий местных феодалов, будет способствовать решению главной задачи того времени – объединению всех русских земель. Князь, в своей политике, должен опираться на людей среднего достатка, укреплять свою власть для преодоления внутренних раздоров и подготовки страны к обороне от завоевателей.

Во второй половине XIII- начале XIV веков в различных источниках («хожения», «поучения», «послания» и т.п.) появляются идеи политического плана, связанные с осмыслением татаро-монгольского нашествия и его последствий. Главным в их содержании было осуждение междоусобных распрей князей, предательства и услужничества некоторых из них Золотой Орде, распространение идеи «собирания русских земель». Вопросы патриотизма и восстановления независимости были отражены в таких источниках, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», в Лаврентьевской, Радзивилловской и других летописях.

Важнейшими политическими итогами XIV- начала ХVI веков стали освобождение Руси от монгольского ига и преодоление феодальной раздробленности русских земель, их объединение вокруг Московского княжества. В центре проблем политической жизни оказались вопросы верховной власти и ее организации, формирования сословно-представительной монархии и определения ее роли в общественном развитии, развития внешнеполитических связей. Размышления о них содержались в Общерусском летописном своде 1408 г., Троицкой летописи, сводах (хрониках) 1418 и 1472 гг.

В XV- начале XVI веков в политической мысли оформились два направления, которые получили названия «нестяжательство» и «стяжательство» (иосифлянство). Споры между сторонниками этих направлений были вызваны проблемами экономического положения церкви и ее владельческих прав, секуляризации монастырских земель, определения роли церкви в жизни общества. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский, проповедуя отрешение человека от всяческих страстей (чревообъедания, блуда, сребролюбия и т.д.) выступал за запрет участия церкви в деятельности государства, ограничение ее роли только духовной областью жизни общества. Учение Н. Сорского было развито его учениками и последователями. Среди них необходимо отметить Максима Грека и Феодосия Косого, которым удалось придать учению более яркий социальный и политический смысл. Иосифляне, идейную позицию которых разработал Иосиф Волоцкий, напротив отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. И.Волоцкий первым в истории русской политической мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушениями предъявляемых к ней требований, предлагал отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом. Его критические взгляды на личность правителя открыли возможность осуждать и критиковать действия венценосной персоны. Правда, в дальнейшем, когда царствующий в это время Иван III переориентировался в своих действиях на прочный союз с церковью, И. Волоцкий стал возвеличивать его личность и доказывать необходимость безоговорочного подчинения всех верховной власти.

Существенное развитие политическая мысль получила в годы правления на Руси Василия III (1505-1533) и Ивана IV Грозного (1533-1584). В это время закладывались теоретико-рациональные основы практической политики, обоснования необходимости абсолютной власти. В общественном сознании постепенно складывалась политическая идеология централизованного государства, одно из важнейших мест в которой занимал вопрос о роли русского государства среди мировых держав. Вопрос о роли и месте русского государства в мире стал основным в концепции «Москва – третий Рим», которая была сформулирована в письмах псковского монаха Филофеявеликим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Проблемы власти получили дальнейшее развитие в теоретических рассуждениях князя Андрея Курбского, выражавшего интересы бояр и идею ограниченной монархии. Написанная им «История о великом князе Московском» (1573 г.) стала политическим манифестом тех представителей боярства, которые выступали за сохранение сословно-представительной монархии, ответом на позицию Ивана Грозного, отстаивавшего необходимость абсолютной власти государя.

Позиции сильной княжеской и самодержавной власти, политические интересы дворянства отстаивал и Иван Пересветов(XVI в.) – общественный деятель, идеолог служивого дворянства. Он доказывал, наряду с признанием неправомерности произвола бояр, необходимость сильной государственной власти и эффективной системы управления, построенной на новых началах, с опорой на складывающееся сословие служивого дворянства.

Политическим идеям представителей феодальных кругов противостояли сторонники социального и политического освобождения человека. Свои взгляды, навеянные идеализацией раннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, они связывали с полным уничтожением всяческих форм подчинения церкви и государству. При этом желаемые социальные и политические перемены связывались с идеей преобразования церкви и ее институтов. Идеологом такого подхода к организации общественной жизни был Феодосий Косой(сер. XVI в.), идеи которого были признаны властью как ереси. Первоначально еретические движения на Руси («стригольники» и «жидовствующие») ориентировались на союз с политической властью в борьбе с церковью, поддерживали объединительный процесс, шедший параллельно с укреплением великокняжеской власти. Феодосий же, возглавивший вторую волну еретического движения понял, что церковь и политическая власть едины в своих угнетательских стремлениях.

Особенностью политической мысли конца XVI начала XVII веков было ее пограничное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достижения политической мысли средних веков, а с другой – прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков. Одним из заметных мыслителей этого времени, обращавшихся к проблемам власти и государственного устройства, был Иван Тимофеев. Наиболее яркое и полное выражение его политические идеи получили в произведении «Временник», которое В. Ключевский охарактеризовал как политический трактат, обнаруживающий в своем содержании исторические идеи и политические принципы целой эпохи.

Во второй половине XVII века центральное место в политической проблематике занимают вопросы главенствующей роли Русского государства в сплочении славян, преимуществ абсолютной власти просвещенного монарха, повышения авторитета царя, заботящемся о благе своих подданных, необходимости укрепления международных связей. Они нашли свое отражение в политическом трактате Юрия Крижанича – «Политика», в произведениях Симеона Полоцкого – «Жезл правления», «Вертоград многоцветный», в работах Афанасия Ордина-Нащекина.

На протяжении IХ-XIV, XV-ХVII вв. на Руси были заложены и оформились основы политического мышления. Историческое значение выдвинутых и оформленных в эти века философско-религиозных и политические идей, взглядов и суждений отечественных мыслителей состоит в том, что они стали духовной и нравственной основой для дальнейшего развития самобытной политической мысли, выдвижения и обоснования новых политических идей и учений.

Наши рекомендации