Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Начало зарубежного Нового времени (XVII в.) связано с секуляризацией общественных отношений, первыми буржуазными революциями в Европе и радикальными изменениями в социально-политической жизни многих стран мира. Они обусловили развитие наиболее прогрессивных политических идей прошлого и формирование новых мировоззренческих представлений о судьбах человека и общества, о политике и власти. В трудах Гуго Гроция (1583-1645 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), Джона Локка (1632-1704 гг.), Бенедиктина Спинозы (1632-1677 гг.) и др. получили оформление теория естественных прав человека и концепция общественного договора. Главная идея теории естественных прав человека заключалась в том, что все люди от рождения равны в своих правах, являются свободными в убеждениях и действиях, в обладании и распоряжении принадлежащей им собственностью, имеют право на гарантированную защиту от всяких проявлений произвола и т.д. Эта идея была развита в концепции общественного договора, благодаря которой радикально изменился господствовавший прежде взгляд на природу и характер государства, роль публичной власти в обществе.

Теория естественных прав человека и концепция общественного договора стали основой выдвижения и обоснования новых политических идей. Так, в развитие ранее сложившихся представлений о государстве, Г. Гроций выдвинул идею о том, что у людей существовавших в «естественном состоянии» не было государства и частной собственности. Лишь убедившись на собственном опыте в безысходности борьбы с насилием, они добровольно объединяются в государство. Эта идея, по-своему трактовалась Т. Гоббсом, который характеризовал естественное состояние как состояние, где нет власти держащей людей в страхе, состояние «войны всех против всех». Люди полностью отказываются от естественных прав и передают их государству, власть которого признается ими суверенной и абсолютной.

Дж. Локк, исходя из представления о «естественном состоянии» общества, считал, что уже в догосударственном состоянии существовали права и свободы человека. В естественном состоянии все подчинено законам природы, которые сводятся к тому, что все равны и независимы, никто не смеет лишать другого жизни, свободы и имущества. Однако соблюдение этих законов невозможно, так как у каждого человека свои интересы, не все придерживаются определенных правил поведения, а судьей в любом деле является сам человек, который не беспристрастен и нередко несправедлив. Поэтому люди заключают общественный договор, по которому создается государство, призванное обеспечить законность и порядок, заменить неопределенность естественного права ясными законами и беспристрастными учреждениями. В отличие от Т. Гоббса, Дж. Локк не считал необходимым полный отказ людей от естественных прав в пользу государства. Права на жизнь, свободу и частную собственность являются неотчуждаемыми. Организационный порядок государственной власти определялся им в теории разделения властей. Согласно этой теории в государстве существует три вида власти: законодательная (с правом издавать законы), исполнительная (наделенная правом проводить законы в жизнь) и федеративная (занимающаяся вопросами внешней политики). Законодательная власть является верховной. В учении Дж. Локка много внимания уделено формам государства, системе государственного правления, условиям и факторам его организации и функционирования.

Б. Спиноза (французский философ-материалист) вошел в историю политической мысли как создатель концепции демократии, основатель теории демократического преобразования общества. Демократию он рассматривал как свободу на сохранение и преумножение частной собственности, признание идеи общественного договора. Он связывал ее с разумом, с рациональностью государственных законов, с подчинением, как осознанной необходимостью поведения людей.

Большой вклад в развитие политической мысли в Европе в XVIII в. внесли представители французского Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.), Франсуа Вольтер (1694-1778 гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). Главной темой политико-правовой теории Монтескье была политическая свобода, основанная на справедливых законах и надлежащей организации государственности. При этом он указывает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, а «…делать все, что дозволено законами». Обоснование идеала политической свободы мыслитель связывает с рассмотрением форм государства: республиканской (демократия и аристократия), монархической и деспотической. Республиканская и монархическая формы государства при определенных условиях обеспечивают такое политическое управление, при котором возможна политическая свобода, исключается злоупотребление властью. Для обеспечения законности и свободы, как в республике, так и в монархии, должно существовать разделение властей. Монтескье выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Помимо разграничения их компетенции предполагается предоставление этим властям специальных полномочий, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Это был большой шаг вперед по сравнению с учением Дж. Локка.

Французский писатель и философ Ф. Вольтер вошел в историю общественной мысли, как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Критика догматических постулатов католической церкви и феодальных порядков осуществлял им с позиций рационализма. Он считал, что на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы. Политическую организацию будущего общества разума он видел в неуклонном соблюдении законности и либеральных методов осуществления власти. Предпочтение он отдавал республиканской форме правления.

Одним из великих мыслителей эпохи Просвещения является Ж.Ж. Руссо. Проблемы общества, государства и права рассматриваются им с позиций обоснования принципа и защиты идей народного суверенитета. Основным содержанием его учения является концепция общественного договора, в которой были сформулированы идеальные представления о государстве и праве. Согласно этой концепции государство образуется в процессе перехода общества от естественного в гражданское состояние, путем заключения общественного договора между людьми, образования ассоциации равных и свободных индивидов, организационной формой которой является республика. Эта идея наряду с принципами народного суверенитета, равенства и свободы составляет ядро политической программы Ж.Ж. Руссо. Народный суверенитет, по Ж.Ж. Руссо, неотчуждаем и неделим, не нуждается в разделении властей. Системе разделения властей противопоставляется необходимость разграничения функций органов государства.

Немаловажный вклад в развитие политической мысли XVIII в. внесли сторонники французского социализма. Его выдающимися представителями были: Жан Мелье (1664-1729 гг.), Морелли (годы жизни неизвестны), Габриель Бонно де Мабли (1709-1785 гг.), Гракх Бабёф (1760-1797 гг.). Резко критикуя абсолютистско-монархистские порядки, они противопоставляли им идею народного государства, переход к которому возможен только через революцию. Основу нового государства должны составить полная ликвидация частной собственности и передача всей полноты власти в руки революционного правительства – Национального собрания.

Особый этап в зарубежной политической мысли связан с периодом борьбы США в конце XVIII в. за независимость и теоретической деятельностью ее идеологов: Бенджамина Франклина (1706-1790 гг.), Томаса Пейна (1737-1809 гг.), Томаса Джефферсона (1743-1826 гг.), Джона Джея (1745-1829 гг.), Джеймса Мэдисона (1751-1836 гг.), Александра Гамильтона (1757-1804 гг.) и др. Главное внимание в своей теоретической деятельности они уделяли разработке проблем государства и государственного правления, взаимоотношений общества и государства, демократии, прав человека, административно-территориального устройства страны, подготовке Конституции США. Ими была выдвинута и обоснована идея демократической республики, как наиболее оптимальной формы осуществления власти народа и федерального устройства США, обеспечивающей реализацию принципа республиканского самоуправления штатов. Заслугой американских ученых является обоснование различий между обществом и государством, необходимых условий для соблюдения прав человека. Большое внимание они уделяли характеристике форм правления, основной среди которых считали республиканскую форму. В их трудах, с учетом специфики формирования органов государственной власти, получила дальнейшее развитие теория разделения, баланса и равновесия властей. Выдвинутые и обоснованные ими идеи легли в основу Конституции США, принятой в 1788 году.

В XIXвеке в развитии зарубежной политической мысли наступил качественно новый этап, связанный с ориентацией теоретических идей и концепций на идеологическое обеспечение интересов определенных социальных образований. В соответствии с социальной дифференциацией общества окончательно оформились основные мировые идейно-политические течения: либерализм, консерватизм и социализм, содержание которых базировалось на достижениях политической мысли прошлых столетий и сохранившееся в различных модификациях до настоящего времени.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный, независимый) – ведущее направление западной политической мысли, особенно первой половины XIX века. Его «корни» в трудах крупных мыслителей XVII-XVIII веков таких, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Ф. Вольтер, А. Смит и других, которые выражали интересы зарождающейся в западной Европе буржуазии, являлись ее идеологами в борьбе за государственную власть. В классическом либерализме воплотились их идеи: об абсолютной ценности человеческой личности; о неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и собственность; о договорном характере отношений государства и индивида; об ограничении объема и сфер деятельности государства; о верховенстве закона и разделении властей; о рационализме и вере в прогресс и др. Мировоззренческие, политические и экономические идеи и принципы либерализма в XIX веке получили развитие в работах Иеремия Бентама (1748-1832 гг.), Бенжамена Констана (1767-1830 гг.), Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.), Алексиса де Токвиля (1805-1859 гг.) Джона Стюарта Милля (1806-1873 гг.), Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) и других ученых. Ими, главным образом, разрабатывались принципы гражданской свободы и демократии, раскрывались и обосновывались место и роль государства в системе общественных отношений.

В XIX в. кроме либерализма, широкое распространение, как политическая идеология, получает консерватизм (от фр. сonservatisme и лат. conservo – охранять, сохранять). В отличие от либерализма консерватизм не имел устойчивого идейного ядра и принимал разные формы в разные исторические периоды. Идейные основы его были разработаны еще в XVIII веке. Основоположник идеологии консерватизма Эдмунд Берк (1729-1797), считал, что основными его принципами являются: ограниченность сферы человеческого разума в познании и преобразовании мира созданного божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которым должен руководствоваться человек в своих действиях; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, обусловливающее разделение общества на классы и группы; уважение истории и традиций прошлого и др.

Свое развитие идеология консерватизма получила в трудах Ж. де Местера (1753-1821 гг.), Л. де Боланда (1754-1840 гг.), Ф.Р. де Шатобриана, Т. Карлейлья, Людвига фон Галлера (1768-1854 гг.), Адама Мюллера (1779-1829 гг.) и др. Классический консерватизм ориентировался на: сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, моральных ценностях; скептическое отношение ко всякого рода нововведениям; приоритетную роль государства как единственного проводника народной воли и защитника интересов общества; неверие в возможность достижения социального равенства людей; придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека. Идеология консерватизма выступала как антипод либерализма. Консерватизм XIX века не только отрицал теоретические положения либерализма, но и резко критиковал политическую практику буржуазного общества и государства. При этом критика велась с позиций феодальной аристократии, роль которой и политического ценности старого общества идеализировались, что свидетельствовало о реакционном характере консервативной идеологии этого периода.

В первые десятилетия XIX в., наряду с либерализмом и консерватизмом, окончательно оформляются в самостоятельную политическую идеологию социалистические идеи и взгляды. Представители критического утопического социализма Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.), Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) и другие, подвергли резкой критике капиталистические порядки, разработали проекты будущего общества, реализация которых, по их мнению, поможет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Идеальное общество они представляли как результат исторического и нравственного прогресса, воплощения на практике достижений науки и техники. В таком обществе достигается социальное равенство людей в том смысле, что все будут трудиться, а привилегии будут уничтожены. Задача государства будет заключаться в организации производств в интересах большинства человечества, а его власть будет насколько возможно ограничена. Власть должна принадлежать классу промышленников, которые, составляя большинство населения, выдвигают из своей среды людей способных к управлению в интересах народа и созданию благополучия для всех. Социалисты-утописты были противники революции как формы перехода к новому общественно-политическому устройству. Они считали, что такой переход может быть достигнут пропагандой новых идей, основанных на использовании христианских духовных ценностей, апелляцией к разуму и добродетели, убеждением в необходимости следовать законам общественного развития и прогресса.

Со средины XIX в. политическая идеология социализма получает свое развитие в трудах Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.), становиться истинно революционной по своему характеру. Они создали целостное учение, получившее название марксизм, составной частью которого является марксистская политическая концепция. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей концепции раскрыли и обосновали положения о решающей роли народных масс в историческом процессе; об определяющем влиянии экономики на политику и политические процессы, их относительной самостоятельности и обратном влиянии на производственные отношения; о делении общества на классы, в котором экономически господствующий класс господствует и политически; о классовом характере государства и политической борьбы; о необходимости смены буржуазного государства государством диктатуры пролетариата; о революционном переходе от одной формы общественно-политического устройства к другой; о необходимости полного народовластия и развития самоуправления, которые утрачивают политический характер, что приводит к постепенному отмиранию государства, как политического института господства одного класса над другим. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на политику, государство, право, как бы ни варьировались их оценки в соответствии с бурно протекающими социально-политическими переменами в мире, навсегда вошли в историю мировой политической мысли. Они сыграли и играют значительную социальную роль. Без всестороннего знания марксизма невозможно представить истинной картины современной политической жизни.

Большой вклад в развитие мировой политической мысли внесли ученые Новейшего времени. В конце XIX в. – первой половине XX века политическая теория развивалась, главным образом усилиями таких ученых, как Макс Вебер(1862-1920 гг.), Вильфредо Парето(1848-1923 гг.), Роберт Михельс(1876-1936 гг.), Гаэтано Моска (1858-1941 гг.), Чарльз Мерриам(1874-1953 гг.) и др. В трудах М. Вебера получили концептуально завершенное осмысление теория политической власти и принципы ее легитимности, разработана теория «плебисцитарной» демократии, исследована роль бюрократии в современном сложноорганизованном обществе, проанализирован современный капитализм, как воплощение принципа рациональности. Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс разработали теорию политических элит, которая, став составной частью политической науки, развивается и в настоящее время. Г. Моска обосновал представление о существовании во всех обществах двух классов – класса правящих и класса управляемых. В. Парето разделил общество на правящую элиту и неправящую (контрэлиту), рассмотрел вопросы о «массовой циркуляции элит», о смене элит, как главного результата революционных перемен. Р. Михельс, являясь одним из основателей политической социологии, открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, назвав его «железным законом олигархии». Согласно его взглядам власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению. С именем американского ученого Ч. Мерриама связывают развитие представлений о политической науке как науке о политическом поведении, послуживших началом зарождения поведенческого (бихевиористского) подхода в исследованиях политических процессов.

В середине – второй половине XX века наиболее яркими представителями политической мысли за рубежом были: Гарольд Лассуэлл (1902-1979), Ганс Мортенгау (1904-1980), Х. Арендт (1902-1975), Р. Арон (1905-1983), К. Боулдинг, Р. Дарендорф (род. 1929), М. Дюверже, С. Хантингтон, Р. Миллс, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и др. Их усилиями творчески развивались классические политические теории, выдвинуты и обоснованы новые идеи и концепции политической науки: о политических системах, политической культуре, политических конфликтах, геополитическом положении государств, международной, региональной и национальной безопасности, политической модернизации, мировом политическом процессе и другие.

Эволюция политической мысли в Новейшее время происходит и в рамках традиционных идеологических направлений, которые, приспосабливаясь к новым историческим условиям, связанных со стремительными социально-экономическими, политическими, культурными и научно-техническими переменами в жизнедеятельности человечества, видоизменяются и трансформируются в новые формы. Классический либерализм приобретает форму неолиберализма. Основные особенности неолиберализма, отличающего его от классического, заключаются в: его ориентации на разумные ограничения индивидуальной свободы в интересах общества; признании необходимости государственного управления экономическими и социальными процессами и конкуренции – насколько возможно, планировании – насколько необходимо; необходимости дополнения равенства условий, равенством возможностей в реализации интересов и потребностей людей; учете политической элитой интересов всего общества. Важное место в теории и практике современных неолибералов занимают проблемы справедливости: отвергая проблему полного социального равенства, они выступают за справедливость политическую, равенство всех перед законом. Современный неолиберализм, стремясь завоевать сторонников, расширить социальную базу, принимает новые формы и модификации, порой лавируя между социально-политическими полюсами: правым консерватизмом и левым радикализмом.

Значительные изменения произошли в консерватизме. После окончания второй мировой войны консерватизм, как идейно-политическое течение, по различным причинам, утратил некоторые свои позиции. Лишь в 70-е годы XX века идеи и положения консерватизма в идеологии и политике правительств и политических партий Западной Европы и Северной Америки вновь становятся популярными. Под влиянием мировых социально-политических изменений теоретики консерватизма решительно отказались от ряда принципиальных положений их классической идеологии, выдвинули новые идеи. Консерватизм принимает форму неоконсерватизма, главное отличие которого заключается в признании неоконсерваторами необходимости перемен в обществе, обусловленных объективным ходом общественного прогресса. Сторонники этого идейно-политического течения сегодня выступают не столько за сохранение старых порядков (в отличие от их идейных предшественников), сколько за создание новых политических институтов, способствующих общественному прогрессу. Именно это, в какой-то мере, сегодня сближает неоконсерватизм с неолиберализмом.

Одной из идейно-политических доктрин новейшего времени является доктрина демократического социализма. Идеи социализма, выдвинутые еще в 90-е годы XIX веке Э. Бернштейном и К. Каутским, стали в настоящее время одними из самых популярных. В отличие от К. Маркса они выступали за интеграцию рабочего класса в капиталистическую систему и переход к социализму через углубление буржуазной демократии. Содержание современной концепции демократического социализма включает такие идеи, как правовое государство, социальная и экономическая активность государства при сохранении многоукладной рыночной экономики, самоуправление на местном уровне, свободное развитие личности, социальное и политическое равенство людей, многопартийность и свобода деятельности оппозиции, поиск политического консенсуса между различными социальными силами, демократические свободные выборы органов власти на всех уровнях, идейный плюрализм. В настоящее время в мире функционируют более восьмидесяти социал-демократических партий, большинство из которых входят в состав, созданного в 1951 г. Социалистического интернационала, а многие находятся у власти в странах Европы и других регионов мира.

Ярко выраженным течением социально-политической мысли в Новейшее время стал радикализм. Радикализм (лат. radih – корень) – политическая теория, идеология и практика, направленные на решительные, коренные преобразования в общественной жизни, изменение социально-политического строя. Как исторический феномен радикализм возник в Англии, а в последующем, в эпоху промышленных революций, получил широкое распространение во всей Европе. В XX веке в зависимости от ориентации на средства, методы и способы политических преобразований, их направленности, в радикализме стали выделять левый и правый радикализм.

Левый радикализм предполагает активные и скоротечные общественные преобразования в целях смены существующей и формирования новой социально-политической системы. В исторической ретроспективе и в современных условиях к основным разновидностям левого радикализма относится анархизм, троцкизм (неотроцкизм), новые левые, христианский социализм, исламский социализм, большевизм. Социальную основу левого радикализма составляют различные общественные группы, испытывающие в повседневной жизни социально-экономические трудности, склонные к ультрареволюционности, авантюризму и валюнтаризму. Политико-идеологические концепции левого радикализма характеризуются широким разнообразием идей и установок, недостаточной теоретико-методологической строгостью и обоснованностью.

Правый радикализм ориентируется на использование устоявшихся опробованных средств и методов в коренных преобразованиях общественной жизни, на изменение существующего социального политического строя и возврат к прошлой политической системе. Разновидностями правового радикализма являются фашизм, (неофашизм), новые правые, воинствующий национализм, расизм, исламский фундаментализм. Социальную базу правового радикализма представляют социальные группы и слои, утерявшие в результате общественного прогресса свой социальный статус, не сумевшие адаптироваться к новой социальной ситуации, предерживающиеся устоявшихся норм жизни и традиций. Политико-идеологические концепции правого радикализма плюралистичны по своему содержанию, достаточно аргументированы и обоснованы.

Зарубежная политическая мысль XX- начала XXI веков представляет собой широкий диапазон научных направлений и школ, общественно-политических позиций мыслителей, исследующих проблемы политики, государства и власти в соотношении со сложившейся объективной реальностью, осуществляющих поиск эффективных способов и методов практической политической деятельности.

* *

*

Политическая жизнь общества была и остается объектом особого внимания зарубежных мыслителей. Во все времена ими осуществлялся творческий и целеустремленный поиск наиболее приемлемых вариантов устройства общественной жизни, оптимальной модели политической организации общества. За многовековую историю развития человеческой цивилизации в зарубежной политической мысли выработаны теории, учения и концепции разного идейного содержания и социальной направленности. Большинство из них отвечали потребностям социальной практики, жизневажным интересам людей и сыграли заметную роль в общественном прогрессе. Многие идеи и концепции зарубежных политических мыслителей активно используются в современных условиях для дальнейшего развития политической науки, разработки политических идеологий, в политической практике. Зарубежные политические учения, история их возникновения и развития являются важной составной частью духовной культуры человечества.

Контрольные вопросы

1. Перечислите этапы возникновения и развития зарубежной политической мысли и раскройте их особенности.

2. Сравните основные политические идеи Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Что общего и особенного в них?

3. Перечислите идеи и основные черты политической мысли Средневековья. Назовите ее идеологов.

4. Выделите политические учения периодов Возрождения, Реформации и Просвещения. Определите их актуальные аспекты.

5. Сравните политические идеи раннего и критически-утопического социализма, марксизма. Найдите в них элементы преемственности и развития.

6. Схематично изобразите основные течения зарубежной политической мысли XIX века. Выделите их главные идеи и положения.

7. Раскройте политическое содержание основных идеологий и течений современности, их социальную роль в начале XXI века.

Литература

Анталогия мировой политической мысли. В 5-ти т./Рук проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 4-е изд., перабот. и доп./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма-Инфра, 2003.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд./Под общ. ред. проф. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004.

История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М.: Норма-Инфра, 2004.

История политических и правовых учений: Экзаменационные ответы. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004.

Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000.

Чанышев А.А. История политических учений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.

Глава III

Наши рекомендации