Логическое основание политико-правового учения. Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения, воспринял критическое отношение Платона к частной собственности; придерживался идей ранних

Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения, воспринял критическое отношение Платона к частной собственности; придерживался идей ранних хри­стиан о всеобщем обязательном труде.

Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о но­вом его острове Утопии» (всемирно известная как «Уто­пия») (1516).

Утопия – термин, предложенный Мором. Игра греческих слов в латинской транскрипции допускает два перевода: «несуществующая страна» или «благословенная страна».

Содержание политико-правового учения. В книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (ев­ропейскому) государству. Описание этого государства дается словами одного из путешественников – Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, располо­женном где-то в Новом Свете. Гитлодей – участник диало­га с Мором.

Томас Мор использует в своей книге форму диалога, под­ражая Платону.

В Англии в это время шел процесс «огораживания зе­мель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на их месте создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и свя­занному с ним росту преступности. Мор оценил эту ситуа­цию таким образом: «овцы... пожирают даже людей, опус­тошают и разоряют поля, дома, города».

В уголовном законодательстве Англии была установле­на одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства, – смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор при­знал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что: «карать смертью за простую кражу – чрезмер­ное наказание»; «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью».

Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индиви­дуальными особенностями преступников, но и несправед­ливым устройством общества: «Ни одно наказание не яв­ляется столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе про­питание».

Английское государство и другие известные Мору госу­дарства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Законы этих государств представляют собой ухищре­ния, позволяющие богатым использовать труд бедных лю­дей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом как только богатые от имени государства, а значит и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать».

Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств.

Это принципы:

• коллективной собственности;

• всеобщей обязательности труда;

• аскетического образа жизни;

• централизованного распределения произведенной продукции.

Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует: «распределять все поровну и по справедливо­сти, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собствен­ность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также не­избежное бремя нищеты и забот».

Если в европейских государствах принцип всеобщей обя­зательности труда не действовал, и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают, поэтому каждому достаточно работать не более шести часов.

Если в европейских государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям иде­ального государства – утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роско­ши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежи­тельно относятся к изделиям из золота. Из золота они де­лают сосуды для нечистот и цепи для рабов.

Статус раба – это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.

Согласно принципу централизованного распределения произведенной продукции все, что произведено утопийцами, накапливается на складах, расположенных в центре каждо­го города. Распределение осуществляется централизован­но, с учетом потребностей той или иной семьи. Какая бы то ни было денежная система расчетов отсутствует.

Идеальное государство представляет собой государ­ство со смешанной формой правления. Идея смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цице­роном.

Государственное устройство Утопии – федерация 54 городов.

По подсчетам исследователей, в Англии XVI в. тоже было 54 города.

Высший орган – утопийский сенат из 162 человек: по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабо­чей силы и др.

В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 семей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 филархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя – несменяема, если он не становится ти­раном.

Князь и протофилархи входят в сенат города. В каждом городе проводятся народные собрания, на которых реша­ются важные дела города.

В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем: «...у утопийцев законоведом является вся­кий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они призна­ют всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»; «...утопийцы считают в высшей степени не­справедливым связывать каких-нибудь людей такими за­конами, численность которых превосходит возможность их прочтения...».

* * *

Работа Томаса Мора «Утопия» оказала большое влия­ние на последующее развитие социалистической полити­ко-правовой идеологии. Вторая часть книги Томаса Мора «Утопия» может быть рассмотрена как мыслительный экс­перимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства.

«Утопия» стимулировала появление проектов ради­кального изменения общества. В XVI в. в Новой Испании (современная Мексика) одним из последователей идей То­маса Мора была предпринята попытка учредить среди ко­ренного населения порядки утопийцев.

Лекция 5.

Наши рекомендации