Часть 1. Общая характеристика государства и права.
Введение
Современное развитие российской правовой системы и государственности, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципа разделения властей, гражданского общества – всё это требует нового подхода к изложению правовых понятий и трактовке правовых институтов. Российская теоретико-правовая наука, а также общественная практика испытывают сегодня особую потребность в новых эффективных средствах, которые позволили бы добиться положительных изменений в обществе, преодолеть возникающие в нем кризисные явления. Это, в свою очередь, возможно лишь на основе точных и объективных знаний об общественных явлениях и процессах.
Особая роль в поиске новых подходов отводится теоретико-правовой науке, в рамки предмета которой включается изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права. Именно теория государства и права выступает системообразующей, базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей на основе выявления общих закономерностей определить вектор развития всех юридических наук.
Теоретическая актуальность настоящего учебного пособия состоит в использовании новых подходов в исследовании закономерностей государственно-правовых процессов и явлений. Анализ таких закономерностей позволяет определить тенденции развития общественных явлений, установать их новую сущность, выделить особенности их современного функционирования.
Теория государства и права имеет не только мировоззренческое, но и вместе с другими юридическими науками непосредственно практическое значение для юристов. Формирование и реализация фундаментальных теоретических знаний о праве и государстве являются необходимым условием эффективной профессиональной деятельности юриста на практической работе по обеспечению защиты интересов личности и общественного правопорядка. Практическая актуальность учебного пособия выражается в возможности использования его выводов и суждений в познании отраслевых юридических процессов и явлений, в определении проблемных областей правового регулирования.
Объектом исследования в учебном пособии выступает сфера государственно-правовых явлений и процессов. Предметом – общественные отношения в государственно-правовой сфере, позволяющие выявить основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также теоретическую основу изучения таких закономерностей.
Методология, использованная в процессе написания учебного пособия, основана на базовых методах исследования: системно-структурном и функциональном. Кроме того, использовались исторические, логические, социологические, философские, специально-юридические и др. методы исследования.
Структура и особенности основных составляющих предмета учебного пособия являются матрицей для системных исследований общих вопросов теоретического правоведения, вопросов происхождения государства и права, фундаментальных категорий правоведения, а также вопросов теории государства. В рамках учебного пособия произведено выделение данных вопросов из сферы общей теории государства и права. Это обусловлено стремлением конкретизировать предлагаемый для изучения учебный и проблемный материал, методологически обособить теорию государства от теории права, сформировать новую систему определений основных понятий как в сфере теории государства, так и в сфере общетеоретической характеристики науки и учебной дисциплины.
В настоящее время издано значительное число учебников и учебных пособий, посвящённых различным сторонам теории государства и права. Теоретические выводы и суждения их авторов послужили в значительной степени теоретической основой учебного пособия. Кроме того, в пособии нашли отражение политико-правовые взгляды мыслителей прошлого и настоящего времени, новейшие достижения отечественной и зарубежной юридической науки. Авторами учебного пособия использован широкий круг источников, среди которых труды античных философов Платона, Аристотеля, Цицерона; философов и просветителей эпохи Новейшего времени Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и др.; русских юристов Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого и др.; современных российских учёных С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, Р.А.Ромашова, В.А.Четвернина, В.Е.Чиркина и др.
Учебное пособие в определённой степени носит и научно-исследовательский характер, так как авторы подвергают переоценке некоторые понятия и категории, поднимают проблемные вопросы, предлагают решения некоторых теоретико-правовых проблем.
Структура учебного пособия позволяет не только эффективно изучать учебный материал, но и оптимально организовывать самостоятельную работу. Содержащиеся в пособии контрольные вопросы и списки рекомендованной литературы позволяют организовать качественную подготовку по вопросам курса теории государства и права, требующим углублённого изучения.
В целом учебное пособие ориентирует курсантов, слушателей, студентов (в основном первого курса) на освоение как ключевых категорий и понятий теории государства, так и общих вопросов теоретической юридической науки. Изучение вопросов, изложенных в учебном пособии во-первых, создаёт фундамент для изучения других юридических дисциплин; во-вторых, формирует нормативное мышление у будущих специалистов, способность к абстрагированию при умении конкретизировать, комментировать, иллюстрировать теоретические и нормативные положения примерами из отечественного и зарубежного законодательства; в-третьих, определяет примерный объём знаний по различным темам теории государства и права; в-четвёртых, позволяет сформировать информационное пространство по проблемным вопросам посредством комплексного изучения материалов учебного пособия и рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
В учебном пособии используется новый подход к структурированию курса. С целью укрепления логических связей в системе общей теории государства и права, использования преимуществ условного обособления теории государства и теории права, в учебное пособие включены две части, рассматривающие теоретико-методологические вопросы юридической науки (часть 1) и вопросы теории государства (часть 2). В структуру первой части включены 4 главы – «Общая характеристика теории государства и права»; «Государство как социальный феномен»; «Право как социальный регулятор»; «Происхождение государства и права». В структуру второй части включены два раздела – «Функционирование государства» (раздел 1) и «Внешние характеристики государства» (раздел 2). Первый раздел включает четыре главы – «Место и роль государства в политической системе общества»; «Функции государства»; «Механизм государства»; «Правовое государство». Второй раздел включает две главы – «Типология государств» и «Форма государства». Все главы учебного пособия соответствуют одноимённым темам учебного курса «теория государства и права, изучаемого в Санкт-Петербургском университете МВД России.
Таким образом, учебное пособие содержит ключевые темы курса «Теория государства и права», не только традиционно изучаемые в разделе «Теория государства», а также ряд вопросов теории права, которые, как представляется, целесообразно рассматривать именно в этом разделе (глава 3 «Право как социальный регулятор»). Это обусловлено, во-первых, структурой предмета теории государства и права, где в качестве структурных элементов включены фундаментальные категории юриспруденции – «государство» и «право» и, во-вторых, необходимостью формирования у обучаемых системы исходных понятий, что невозможно без предварительного изучения категорий «государство» и «право». Ввиду этого, система изложения материала несколько отличается от традиционной, что позволит курсантам, слушателям, студентам более эффективно освоить учебный материал и подготовиться к успешной сдаче зачёта и экзаменов по теории государства и права.
Понятие и признаки права
Право представляет собой сложное, многогранное явление, формирующееся под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Поэтому сформулировать универсальное определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к настоящему времени нет дефиниции, которая была бы общепризнанной.
Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия его различных проявлений.
Вместе с тем, для того, чтобы начать исследовать этот сложный социальный феномен, необходимо от чего-то оттолкнуться.
В учебных целях следует сформулировать «учебное» определение права.
Право– система общезначимых, формально-определенных правил поведения, непосредственно связанных с государством, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Признаки права:
1. Системность-означает, что право представляет собой не хаотичное множество элементов (правовых норм), а строго упорядоченное образование – систему, состоящую из взаимосвязанных отраслей, подотраслей, правовых институтов.
2. Общезначимость - заключается в том, что право – неперсонифицировано. Оно обращено ко всем, кто попадает в предусмотренные им условия. Это может быть общество в целом, либо определенная категория людей (пенсионеры, военнослужащие, студенты и т.д.). Но в любом случае – это не конкретный адресат – Иванов, Петров, Сидоров.
При этом, не следует смешивать понятия «общезначимость» и «общеобязательность». Общезначимое не всегда является обязательным. Так, правовые предписания могут выражаться в форме предоставления права (возможности) на определенное действие, например, голосовать. Это предписание не является обязательным, но при этом имеет значение для всех, кто в соответствии с законом может участвовать в выборах.
3. Формальная определенность-проявляется в том, что правовые предписания выражаются в определенных государством формах: правовых обычаях, правовых прецедентах, нормативно-правовых договорах, нормативно-правовых актах и т.д.
Форма показывает, в каком виде право существует и функционирует в реальной жизни. Именно при помощи придания формы праву, оно становится общедоступным.
4. Связь с государством – выражается в том, что государство, с одной стороны придает праву официальный, общезначимый характер, закрепляя его в своих источниках; с другой стороны – обеспечивает его реализацию, в том числе мерами государственного принуждения.
При этом не следует думать, что роль государства в обеспечении права сводится исключительно к принудительным мерам. Обеспечение, прежде всего, связано с созданием условий, при наличии которых достигается наибольшая эффективность правового воздействия.
5. Регулирует наиболее важные для социума общественные отношения. Кроме права, как уже отмечалось, в обществе существует множество иных социальных регуляторов (мораль, обычаи, традиции и т.д.). Предметом правового регулирования становятся лишь те общественные отношения, которые в определенное время в определенном социуме приобретают особую социальную значимость и с которыми не справляются иные социальные регуляторы.
Типология правопонимания.
Право – сложный социальный феномен. Поэтому поиск ответов на вопрос, что такое право, в чем его сущность, ведется многие века. И, поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, постольку меняются и их представления о праве.
Учения о праве демонстрируют огромное разнообразие подходов к его пониманию. И, все же, можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия.
Право, как правовая действительность, правовая материя, выступает в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме правосознания, идей, представлений о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм.
Эта триединая сущность права практически присутствует во всех научных представлениях о нем. Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются различными в различных правовых школах. Каждая из них формирует свой образ права.
Определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения характеризует понятие «тип правопонимания».
Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для конкретного учения о праве. Именно тип правопонимания определяет парадигму (смысловую модель, принцип и образец) юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующего учения о праве.
Юристы, как утверждал И. Кант, двести лет спорят о том, что такое право. И эти споры продолжаются по сей день. Поэтому, и сегодня не существует единого подхода к пониманию права.
С определенной долей условности все современные типы правопонимания можно подразделить на две группы:
1. Традиционные типы правопонимания (естественно-правовая концепция, юридический позитивизм, социологический подход);
2. Нетрадиционные (интегративные) типы правопонимания (либертарно-юридический; коммуникативный подход; диалогическая концепция и реалистический позитивизм).
Именно эти направления в своей совокупности позволяют выявить все основные аспекты такого сложного и многогранного социального феномена, каким является право.
Достаточно условно традиционные типы правопонимания можно дифференцировать на три группы, в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права, на критерии и требования, предъявляемые к праву.
У одной из этих групп исходными служат известные философские формулы - «идеи правят миром» и «человек есть мера всех вещей». Для относящихся сюда школ право есть (или должно быть) отражением разумных, правильных (в понимании авторов) идей, интересов и представлений человека. Это так называемые природные концепции, которые обычно объединяют под названием «естественное право».
Длявторой группы исходным является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый порядок отношений в обществе. Это так называемые позитивистские концепции, которые понимают действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным является «право в жизни», нежели «право в книгах». Это так называемые социологические концепции (социология права). Их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям. Право – не только система норм, которые могут исходить как от государства, так и от некоего высшего авторитета, а прежде всего – правоотношения.
Юридический позитивизм.
Право, в соответствиис позитивистским подходом – это регулятор общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных, формально определенных норм, являющихся продуктом государственной деятельности. Нормы права рассматриваются как некое правило, модель должного поведения, они фиксируют не то, что есть, а то, что должно быть.
Позитивизм отрицает существование каких-либо естественно-правовых начал. В отличие от естественно-правовой доктрины, для которой несправедливый закон (т.е. не соответствующий естественно-правовым принципам) не создает права, позитивизм руководствуется формулой «закон есть закон», независимо от его содержания.
Теоретически обоснованные позитивистские концепции права появляются только в европейское Новое время. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма считают Т. Гоббса, обращая внимание на ключевую его фразу: «Не истина, но авторитет создает закон». Следует обратить внимание на то, что право не «открывается», как это говорят теории «естественного права», а «создается». Это принципиальное положение позитивизма. В противоположность наивному мышлению естественного права Гоббс утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами. Они производятся человеком и являются искусственными образованиями. Они «полагаются» людьми.
Одной из разновидностей правового позитивизма является нормативная концепция права, основными представителями которой считают Х. Кельзена и Г.Л.А. Харта. Иногда она называется в литературе «теорией императивов».
Таким образом, с точки зрения позитивистского правопонимания право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует. Обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.
Теории происхождения права
Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует. Однако каждая точка зрения выявляет какой-либо из факторов возникновения права.
Одной из первых является теологическая теория происхождения права. Она рассматривает право как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории средневекового философа-богослова А. Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, – восклицал Августин, – он подобен дьяволу». В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его».
Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета. В этом случае нарушение божественных заповедей является одновременно смертным грехом. Пожалуй, следует отметить, что теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.
Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т. д. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.
В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества или санкционирования обычаев и традиций. В XVII – XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии, как таковое, было привилегией высших сословий – дворянства и духовенства – и не распространялось на остальное население. Однако в современных развитых странах эти виды права (естественное и позитивное) не противостоят друг другу, поскольку естественные права также закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.
Автор нормативистской теории права австрийский юрист Х. Кельзен считает, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок». Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции, а нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в нее могут быть не записаны.
Основная норма призвана вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Основную норму можно представить, по мнению X. Кельзена, «самой первой из конституций». Она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Сторонники нормативистской теории вообще отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение – это единый процесс.
Нормативистскую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя X. Кельзена отделить право от морали, религии, психологии, от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно X. Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».
Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого – основателя этой теории, имеет два уровня: 1) интуитивное право, которое включает в себя эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести; и 2) позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.
Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т. д. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии в формировании правового порядка, то есть психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.
Исходя из принципа историзма, трактует право историческая школа права, возникшая в Германии в первой половине XIX в. Среди основателей этой школы был министр юстиции Ф.К.Савиньи (1779 – 1861), видный немецкий юрист. По его мнению, право не создается законодателем, оно является проявлением народного духа, выражает «общее сознание» народа, складывается постепенно, подобно языку и нравам. Право, как и государство, по утверждению Ф.К.Савиньи, «это естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития».
Среди источников права представители исторической, школы основным считали не закон, а обычай в силу его практической распространенности и обязательности.
Заметим, что рассмотренные теории происхождения права акцентируют внимание на каком-либо одном факторе, оказавшем существенное влияние на возникновение права в конкретной стране в определенный исторический период. На дальнейшую эволюцию права оказывали воздействие и другие факторы. Поэтому все отмеченные теории позволяют в целом реконструировать процесс возникновения права достаточно полно.
Контрольные вопросы к главе 4
1.Что такое потестарная власть?
2. Как назывались правила, регулирующие поведение первобытных людей?
3. В какой форме существовали правила поведения первобытного общества?
4. Какие факторы, повлияли на процесс возникновения государства?
5. В чем заключается отличие Западного пути возникновения государства от Восточного?
6. Какие существуют теории происхождения государства?
7. Какая из теорий происхождения государства является самой ранней?
8. В чем заключается суть договорной теории происхождения государства?
9. Кто является основоположником марксистской теории происхождения государства?
10. Какие существуют теории происхождения права?
Часть 2 Теория государства
Глава 2. Форма государства.
Форма политического режима
Традиционно политический режим в юридической науке понимается как определённая совокупность методов осуществления государственной власти. Данный подход нашёл свое отражение в работах Н.Г.Александрова, А.И.Демидова, Р.А.Ромашова, А.Ф.Черданцева и многих других учёных.
Некоторые учёные рассматривают политический режим как многомерное явление, подчёркивая не только инструментальное значение государства при осуществлении своих функций, но и идеологическое. Выражение идеологической составляющей неизбежно формирует в рамках политико-правового взаимодействия государства и общества особую систему обеспечения интересов государства, общества, личности.
В той или иной степени в рамках указанной концепции многомерности политического режима можно рассматривать взгляды В.В.Лазарева, В.А.Толстика, В.Е.Чиркина, О.Е.Кутафина. Так, В.В.Лазарев понимает политический режим в широком и узком смыслах. Под политическим режимом в узком смысле понимается «совокупность приемов и способов государственного руководства». В широком же смысле — это «уровень гарантированности демократических прав и свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни»[28]. В.А. Толстик указывает на возможность выделения сразу трех значений политического режима. По его мнению, политический режим может быть тождествен форме государства, являться совокупностью особенностей функционирования политической системы и, наконец, являться совокупностью приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть[29]. В.Е.Чиркин указывает на то, что в обиход правовой науки необходимо ввести новый термин «форма государственного режима». Под формой государственного режима он предлагает понимать «совокупность форм и методов осуществления государственной власти». Политический же режим, по его мнению, характеризует «состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей, политический климат»[30]. О.Е. Кутафин полагает, что возможно выделение трех «смыслов» в понимании политического режима. «Политический режим: 1) в условном, широком смысле слова, реально существующий в стране общественный и государственный строй; 2) политический «климат» в стране, состояние демократии; 3) в строгом, собственном смысле слова, технология, порядок, стиль политической деятельности, фактически применяемые ею методы, соответствующие или не соответствующие официально провозглашенным в законодательстве основаниям ... «[31]
В рамках настоящего учебного пособия понимание политического режима строится на основе учёта инструментальной (динамичная система средств и методов осуществления государством своих функций) и идеологической (степень реализации политико-правовых интересов в рамках властного взаимодействия государства с обществом и личностью) составляющих. Таким образом, политический режим – это внешневластная характеристика государства, представляющая собой динамичную систему средств и методов осуществления государством своих функций, определяющую качественный баланс политико-правовых интересов в рамках властного взаимодействия государства с обществом и личностью.
Содержание политического режима можно уяснить, исследовав характер источника власти в государстве; степень идеологического плюрализма; наличие или отсутствие гражданского общества; степень участия общества в формировании и осуществлении государственной власти; основания ограничения прав и свобод человека; степень политической и экономической свободы личности; соотношение прав, свобод, законных интересов человека и политико-правовых возможностей государства; степень гарантированности прав и свобод человека.
Анализ данного полисодержательного критерия позволяет типологизировать государства в зависимости от политического режима. На разных исторических этапах развития общества происходит формирование различных политических режимов. Они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
В.В.Лазарев отмечает, что «периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистски-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры».
Современные государства в зависимости от формы политического режима традиционно подразделяют на три типа: демократические, тоталитарные и авторитарные.
Государства с демократической формой политического режима характеризуются следующими признаками:
1. Источником власти в демократическом государстве является народ. Статья 3 Конституции РФ устанавливает в качестве такового «многонациональный российский народ», Преамбула Конституции США оперирует термином «народ Соединённых Штатов», ст. 1 Конституции Испании – «испанский народ», ст. 20 (2) Конституции Германии – «народ».
2. В демократическом государстве устанавливается наивысшая степень идеологического плюрализма. Это выражается в независимом формировании и свободном функционировании политических партий и иных общественных движений; в свободном участии политических партий в политическом процессе, в том числе в формировании высших органов государственной власти; в свободном распространении своих идей и программных документов через средства массовой информации; отсутствие политической цензуры; судебный порядок принудительного прекращения деятельности политических партий с возможностью обжалования такого рода решения.
3. Демократическое государство существует благодаря функционированию реального гражданского общества – объединения граждан на основе единства экономических и политических интересов. Формируясь как организационная структура по защите прав и интересов предпринимателей, гражданское общество постепенно трансформируется в наиболее крупный и наиболее значимый элемент политической системы общества. Фактор существования реального гражданского общества не позволяет государству устанавливать правовые ограничения в отношении личности, выступает гарантом демократических институтов и основой эффективного экономического и политического развития общества в целом.
4. Демократическое государство характеризуется высокой степенью включённости общества в формирование органов государственной власти и местного самоуправления. Система периодических выборов, референдумов обеспечивает как представительство народа во власти, так и соответствие принимаемых решений интересам общества.
5. Ограничения прав человека в демократическом государстве могут вводится только на основании закона в интересах обеспечения защиты общества. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Часть 1 ст. 104 Конституции Германии закрепляет возможность ограничения свободы личности «лишь на основании официального закона и с соблюдением предписанных им форм». Параграф 23 Основного Закона Финляндии устанавливает, что «Законом могут вводиться такие ограничения свобод и прав, которые допустимы в соответствии с международными обязательствами Финляндии в области прав человека и которые необходимы в то время, когда Финляндия подвергается вооруженному нападению или когда это связано с чрезвычайными обстоятельствами, угрожающими нации, и они являются настолько тяжелыми, что могут согласно закону привести к такому ограничению».
6. В демократическом государстве обеспечивается наивысший уровень политической свободы личности. Политическая свобода выражается в свободном и независимом волеизъявлении на периодических выборах и референдумах, возможность членства в любой политической партии. Это закреплено, в частности, в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан РФ «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» и ч. 2 ст. 32, устанавливающей право граждан РФ «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
7. Экономическая свобода личности проявляется в выборе гражданином способа осуществления предпринимательской деятельности, сферы приложения своей рабочей силы или капитала. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
8. В демократическом государстве права, свободы и законные интересы человека обеспечиваются системой юридических гарантий со стороны государства. Причём если деятельностью государства нарушаются или ущемляются права человека, то государство несёт гражданско-правовую ответственность, а должностные лица, непосредственно виновные в этом – также уголовную, административную и дисциплинарную.
Тоталитарные государства характеризуются следующими основными чертами:
1. Источником власти в государстве является организованная особым образом, существующая за счёт активного или пассивного рекрутинга открытая политическая элита – «тоталитар». Это выражается наличием в государстве одной или нескольких политических структур формального или неформального характера, осуществляющих деятельность по формированию высших органов государственной власти и управлению обществом через их посредничество или напрямую. Так, ст. 11 Конституции КНДР закрепляет, что «КНДР осуществляет свою деятельность под руководством Трудовой партии Кореи». В ст. 12 Конституции КНДР нашёл закрепление классовый характер государства: «Государство придерживается классовой линии, укрепляет диктатуру народной демократии…». Статья 5 Конституции Кубы гласит: «Коммунистическая партия Кубы, последователь идей Марти, марксизма-ленинизма и организованного авангарда кубинской нации, является ведущей силой общества и государства, которое организует и направляет общие усилия к цели строительства социализма и прогресса на пути коммунистического общества».
2. В рамках тоталитарного государства отсутствует идеологический плюрализм, вводится жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также учебных программ среднего и высшего образования. Во многих случаях за распространение независимой информации предусматривается уголовное наказание. Вместе с тем элементы политической конкуренции среди проправительственных политических сил вполне могут иметь место. Это, прежде всего, создание общественно-политических движений, обеспечивающих массовую поддержку «тоталитару».