Тема 16. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.
Превращение России из союзной республики в суверенное государство. Периодизация новейшей истории Российской Федерации.
Курс на радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Приватизация. Экономические проблемы в связи с распадом СССР и развалом Совета Экономической Взаимопомощи. Социальное расслоение общества по имущественному признаку, появление новых социальных групп.
Формирование новой российской государственности. Расширение полномочий высших органов государственной власти и управления. Изменения в Конституции РСФСР, направленные на проведение принципа разделения властей.
Конституционный кризис в России в 1993 гг. Роспуск Верховного Совета в сентябре — октябре 1993 г и ликвидация системы Советов. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Органы государственной власти и местного самоуправления. Изменение функций экономических министерств.
Федеративное устройство современной России. Федеративный договор 1992 г. Сепаратизм. Федеральные округа. Полномочные представители Президента.
Вооруженные силы. Военная реформа. Органы государственной безопасности и внутренних дел.
Реформы налоговой системы. Кредитно-банковские реформы. Отмена государственной монополии внешней торговли. Управление и правовое регулирование в области сельского хозяйства. Управление и правовое регулирование в социально-культурной сфере. Переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию.
Обновление законодательства, приспособление его к условиям рыночной экономики. Новое гражданское, земельное, трудовое и уголовное законодательство и др. Развитие процессуального права.
Ведущие направления судебной реформы. Система судебной власти в Российской Федерации. Законодательные основы функционирования судебной власти. Структура судебной системы РФ. Конституционные (уставные) суды, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды и их роль в обеспечении правосудия. Мировые суды. Развитие института судебной защиты прав граждан.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3
Тематический план для очной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Чтение лекции (междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 28 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).
Количество часов, выделяемых на аудиторные занятия может быть изменено в соответствии с учебным планом.
Тематический план для очно-заочной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 22 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).
Тематический план для заочной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
1. | Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.) | Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
2. | Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
3. | Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
4. | Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
5. | Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.) | Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
6. | Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
7. | Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в. | Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
8. | Государство и право Российской империи в начале XX века | Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
9. | Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства | Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
10. | Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
11. | Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.). | Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
12. | Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
13. | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
14. | Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
15. | Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
16. | Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время. | Организация самостоятельной образовательной деятельности | ||||
ВСЕГО | ||||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 28 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).
Количество часов, выделяемых на аудиторные занятия может быть изменено в соответствии с учебным планом.
Семинарские занятия.
Таблица 4
Для очной формы обучения
№ темы дисциплины. | Тематика семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
1. | Семинар по теме 1: Русская правда, как памятник древнерусского права. | Обсуждение докладов и выступлений. Решение задач | |
2. | Семинар по теме 2: Псковская судная грамота и ее историческое значение | Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач | |
3. | Семинар по теме 3: Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства | Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач | |
4. | Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России | Обсуждение докладов и выступлений. Ролевая игра | |
5. | Семинар по теме 5: Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России | Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач | |
6. | Семинар по теме 6: Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века | Обсуждение докладов и выступлений. Словарный диктант | |
7. | Семинар по теме 7: Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века | Обсуждение докладов и выступлений. Ролевая игра | |
8. | Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века | Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование | |
9. | Семинар по теме 9: Конституционное оформление Советской власти в России | Обсуждение докладов и выступлений. Историческая реконструкция | |
10. | Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны | Обсуждение докладов и выступлений. Словарный диктант | |
11. | Семинар по теме 11: Советская кодификация 20-х гг. | Обсуждение докладов и выступлений. Решение задач | |
12. | Семинар по теме 12: Конституция 1936 г. и ее историческое значение | Обсуждение докладов и выступлений. Решение проблемных задач | |
13. | Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны | Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование | |
14. | Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. | Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам | |
15. | Семинар по теме 15: Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки» | Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование | |
Итого: |