Тема 16. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.

Превращение России из союзной республики в суверенное государство. Периодизация новейшей истории Российской Федерации.

Курс на радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Приватизация. Экономические проблемы в связи с распадом СССР и развалом Совета Экономической Взаимопомощи. Социальное расслоение общества по имущественному признаку, появление новых социальных групп.

Формирование новой российской государственности. Расширение полномочий высших органов государственной власти и управления. Изменения в Конституции РСФСР, направленные на проведение принципа разделения властей.

Конституционный кризис в России в 1993 гг. Роспуск Верховного Совета в сентябре — октябре 1993 г и ликвидация системы Советов. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Органы государственной власти и местного самоуправления. Изменение функций экономических министерств.

Федеративное устройство современной России. Федеративный договор 1992 г. Сепаратизм. Федеральные округа. Полномочные представители Президента.

Вооруженные силы. Военная реформа. Органы государственной безопасности и внутренних дел.

Реформы налоговой системы. Кредитно-банковские реформы. Отмена государственной монополии внешней торговли. Управление и правовое регулирование в области сельского хозяйства. Управление и правовое регулирование в социально-культурной сфере. Переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию.

Обновление законодательства, приспособление его к условиям рыночной экономики. Новое гражданское, земельное, трудовое и уголовное законодательство и др. Развитие процессуального права.

Ведущие направления судебной реформы. Система судебной власти в Российской Федерации. Законодательные основы функционирования судебной власти. Структура судебной системы РФ. Конституционные (уставные) суды, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды и их роль в обеспечении правосудия. Мировые суды. Развитие института судебной защиты прав граждан.

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 3

Тематический план для очной формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1. Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)   Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
2. Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
3. Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
5. Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.)   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
6. Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в.   Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
7. Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в.   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
8. Государство и право Российской империи в начале XX века   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
9. Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства   Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
10. Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
11. Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
12. Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
13. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
14. Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг.   Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
15. Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг.   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
16. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.     Чтение лекции (междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах      

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 28 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).





Количество часов, выделяемых на аудиторные занятия может быть изменено в соответствии с учебным планом.

Тематический план для очно-заочной формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1. Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)   Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
2. Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.).     Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
3. Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
5. Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.)   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
6. Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
7. Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в.   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
8. Государство и право Российской империи в начале XX века     Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
9. Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства   Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
10. Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
11. Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
12. Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
13. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.).   Чтение лекции (тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
14. Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг.     Проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
15. Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг.     Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности
16. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах      

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 22 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).

Тематический план для заочной формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1. Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права. Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)   Чтение лекции (вводная, междисциплинарное обучение, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
2. Феодальные государства на территории Руси в период раздробленности (XII – первая половина XVI вв.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
3. Становление Московской Руси и развитие ее права (XIV – середина XVI вв.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI — середина XVII вв.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
5. Российское государство в период становления и развития абсолютизма (середина XVII — XVIII вв.)     Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности
6. Российское государство и право в период кризиса абсолютизма в первую половину XIX в.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
7. Российское государство в период осуществления либеральных реформ во второй половине XIX в.     Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности
8. Государство и право Российской империи в начале XX века     Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности
9. Государство и право России в период от Февральской революции до конституционного оформления Советского государства   Чтение лекции (проблемная, тематическая), проведение семинара, организация самостоятельной образовательной деятельности
10. Советское государство и право в период гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
11. Советское государство и право в период НЭПа (1921—1929 гг.).     Чтение лекции (тематическая), организация самостоятельной образовательной деятельности
12. Советское государство и право в период форсированной модернизации страны (конец 1920-х гг.—июнь 1941 г.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
13. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.).         Организация самостоятельной образовательной деятельности
14. Советское государство и право в послевоенное время и период либерализации политического режима в 1945—1964 гг.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
15. Государство и право в СССР: реформы и кризис, 1964—1991 гг.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
16. Основные этапы и тенденции развития государства и права Российской Федерации с 1992 г. по настоящее время.         Организация самостоятельной образовательной деятельности
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах    

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной и интерактивной форме составляет 28 % (активные и интерактивные технологии, применяемые на семинарах указаны в таблице 4).

Количество часов, выделяемых на аудиторные занятия может быть изменено в соответствии с учебным планом.

Семинарские занятия.

Таблица 4

Для очной формы обучения

№ темы дисциплины. Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1. Семинар по теме 1: Русская правда, как памятник древнерусского права. Обсуждение докладов и выступлений. Решение задач
2. Семинар по теме 2: Псковская судная грамота и ее историческое значение Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач
3. Семинар по теме 3: Судебник 1497 г. — памятник права эпохи становления централизованного государства Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач
4. Семинар по теме 4: Соборное Уложение 1649 г. основа феодального законодательства России Обсуждение докладов и выступлений. Ролевая игра
5. Семинар по теме 5: Артикул Воинский и Краткое изображение процессов или судебных тяжеб — памятники уголовного и уголовно-процессуального права периода становления абсолютной монархии в России Обсуждение докладов и выступлений. Составление и решение задач
6. Семинар по теме 6: Систематизация российского законодательства в первую половину XIX века Обсуждение докладов и выступлений. Словарный диктант
7. Семинар по теме 7: Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века Обсуждение докладов и выступлений. Ролевая игра
8. Семинар по теме 8: Законодательное оформление создания Государственной думы в начале XX века Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование
9. Семинар по теме 9: Конституционное оформление Советской власти в России Обсуждение докладов и выступлений. Историческая реконструкция
10. Семинар по теме 10: Советское право в период гражданской войны Обсуждение докладов и выступлений. Словарный диктант
11. Семинар по теме 11: Советская кодификация 20-х гг. Обсуждение докладов и выступлений. Решение задач
12. Семинар по теме 12: Конституция 1936 г. и ее историческое значение Обсуждение докладов и выступлений. Решение проблемных задач
13. Семинар по теме 13: Советское законодательство периода Великой Отечественной войны Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование
14. Семинар по теме 14: Советская кодификация 50-х—60-х гг. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам
15. Семинар по теме 15: Юридическое оформление реформы политической системы СССР в период «перестройки» Обсуждение докладов и выступлений. Тестирование
Итого:

Наши рекомендации