ТЕМА 16. Государство и право Российской Федерации (1990-е годы – по настоящее время)

Образование СНГ. Превращение России из союзной республики в независимое государство. Формирование государственного механизма.

Трудности и противоречия в становлении российской государственности. Обострение противоборства исполнительной и законодательной власти, его причины. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г. Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, упразднение местных советов. Введение на переходный период прямого президентского правления. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Ее основные особенности. Структура органов власти и управления. Форма правления и государственного устройства.

Формирование новой правовой системы. «Декларация прав и свобод граждан России». Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами. Обеспечение прав человека и общечеловеческих ценностей. Законотворческая деятельность Федерального Собрания. Принятие гражданского, уголовного, семейного, трудового, Земельного, Налогового, уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях.

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Древнерусское государство и право (IX–XII вв.)

План:

1. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

2. Источники древнерусского права. «Русская правда».

3. Социальные группы населения и их правовое положение.

4. Гражданское право: а) право собственности; б) обязательственное право; в) наследственное право.

5. Понятие преступления. Виды преступлений. Система наказаний.

6. процессуальное право: а) органы, осуществлявшие правосудие; б) формы процесса; в) предварительные следственные действия (гонение следа, заклич, свод); г) доказательства.

Нормативный материал:[*]Русская Правда. Краткая и Пространная редакции.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [17, 23, 36, 39, 71, 74, 86].

Задачи и упражнения

1. Найдите в тексте «Русской правды» статьи, регулировавшие правовое положение князя, бояр, огнищан, гридин, вирников, смердов, закупов, рядовичей, холопов и проанализируйте их

2. У князя Владимира Мономаха во время похода погиб дружинник Изяслав. Сыновей у погибшего не было. Остались лишь жена и дочь. Могли ли они по древнерусскому закону рассчитывать на наследство?

3. Общинник Мефодий ночью задержал на своем дворе вора, продержал его до рассвета, намереваясь отвести на княжеский двор, но затем при попытке к бегству убил его, что видели соседи. Должен ли был Мефодий по древнерусскому закону понести какое-либо наказание?

4. В древнем Киеве холоп, встретив на улице купца, ранее обманувшего его, ударил своего обидчика по лицу и скрылся в доме хозяина. Последний отказался выдать холопа. Каким должно быть решение суда?

5. Боярский холоп похитил в соседнем селении вола и корову, но был пойман. К подсудности какого суда относилось данное дело и каким должно быть наказание согласно «Русской Правде»?

6. Раскройте содержание терминов: отрасль права, институт права, норма права, преступление, состав преступления, кража, грабёж, разбой.

ТЕМА 2. Псковская судная грамота (семинар-коллоквиум)

План:

1. Происхождение и общая характеристика Псковской судной грамоты.

2. Правовое положение социальных групп населения.

3. Регулирование имущественных отношений: право собственности, виды договоров и порядок их заключения, наследственное право.

4. Понятие преступления. Виды преступных деяний и наказаний.

5. судебные органы и процесс.

Нормативный материал:Псковская судная грамота.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [5, 8, 39, 49, 55].

Задачи и упражнения

1. Подберите соответствующие статьи и покажите, как можно было стать собственником в Псковском государстве.

2. Проанализируйте институт наследственного права в Пскове и дайте ответ на следующие вопросы: а) какие виды наследования предусматривались псковским законодательством; б) расширился или сузился круг наследников по сравнению с «Русской правдой»; в) какой из сыновей получал преимущество при наследовании; г) назывались ли дочери в числе наследников; д) имел ли право наследования муж умершей жены и наоборот; е) могли ли предъявлять иск на какую-либо часть имущества родственники умершей жены, если ее бывший муж затем вновь женился?

3. Начертите схему судебной системы по Псковской судебной грамоте и прокомментируйте ее.

4. Раскройте содержание терминов, использующихся в Псковской судной грамоте: доска, отморщина, перевет, пошлина, приказное, кормля рукописание, суплетка, живот.

ТЕМА 3. Судебник 1497 года

План:

1. Социально-экономические и политические условия появления «Судебника» и его общая характеристика.

2. Регулирование поземельных и иных имущественных отношений.

3. Правовое положение крестьян, начало процесса закрепощения.

4. Уголовное право. Понятие и виды преступлений. Система наказаний.

5. Процессуальное право: а) судебные органы; б) формы процесса. Характеристика розыскного процесса.

Нормативный материал:Судебник 1497 года.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [64, 83, 85].

Задачи и упражнения

1. Подсчитайте размер пожилого, который должен был заплатить крестьянин, если он в1499 году покинул поместье, находившееся в земледельческой зоне, прожив у землевладельца два года.

2. Покажите схематично судебную систему русского государства, закрепленную в Судебнике 1497 года и прокомментируйте её.

3. Какие действия мог предпринять истец в 1503 году, если выяснилось, что суд вынес решение с нарушением установленных правил судопроизводства?

4. Раскройте содержание терминов: состязательный процесс, розыскной процесс, полная грамота, отпускная грамота, полетная грамота, беглая грамота, советная грамота, полевая пошлина.

ТЕМА 4. Соборное уложение 1649 года (семинар-викторина)

План:

1. Историческая обстановка, в которой было принято «Соборное уложение», его общая характеристика.

2. Завершение закрепощения крестьян: а) основные этапы закрепостительной политики от «Судебника» 1497 года до «Соборного уложения» 1649 года; б) отмена урочных лет.

3. Правовое положение посадского населения: а) посад и посадские люди; б) ликвидация «белых слобод».

4. Формы феодального землевладения. Вотчины и поместья. Тенденции их развития.

5. Понятие преступления. Виды преступлений и наказаний.

6. Судебные органы и процесс.

Нормативный материал:Соборное уложение 1649 года.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [38, 47, 48, 64, 78].

Задачи и упражнения

1. Покажите различия между заповедными и урочными годами. При каком русском царе они вводились и какую цель преследовали? Каким правовым актом урочные годы были отменены? (сошлитесь на конкретные статьи).

2. Как известно, Соборное уложение предписывало всех беглых крестьян возвращать прежним их хозяевам. Но как следовало поступать, если крестьяне, «будучи в бегах», выдали своих дочерей или сестер замуж за крестьян новых землевладельцев? Должны ли были замужние дочери и сестры возвращаться к прежним хозяевам?

3. Существовали ли после 1649 г. категории посадских людей, не плативших государева тягла?

4. Мог ли помещик в соответствии с правовыми нормами Соборного уложения: а) обменять поместье на поместье, монастырскую землю, вотчину; б) продать или заложить поместье; в) передать поместье по наследству?

5. Какое наказание предусматривалось Соборным уложением за следующие виды преступлений: а) богохульство; б) подделка государственных грамот, печатей; в) изготовление фальшивых денег; г) незаконное производство и хранение спиртных напитков, табака; д) если сын или дочь убьют отца или мать; е) если мать или отец убьют сына или дочь?

6. Раскройте содержание терминов: вотчина, поместье, посад, белые слободы, черные слободы.

Наши рекомендации