Административные реформы в истории России
Административные реформы царского периода. Административные реформы — это комплекс мер, направленных на изменение места и роли органов государственного управления в системе органов государственной власти, на организационные изменения органов государственного управления, принципов и форм рекрутирования административно-управленческого персонала, процесса принятия управленческих решений, на изменение отношений общества и государства.
Перед любой верховной властью, как в период Древнерусского государства, так и в XVII в., вставала проблема повышения эффективности (достижения целей). В этом смысле изменения в сфере управления — процесс постоянный. Но говорить об административных реформах в предложенном смысле можно лишь со времени, когда в государстве выделилась собственно функция управления. Вопреки мнению о том, что «мощная административная система сложилась еще до петровских реформ» (Кравченко, 1999, 22), выделение самостоятельной административной функции управления — процесс длительный, занявший в России не одно десятилетие. Начало этому процессу было положено в петровское время. Ранее, в период «московского царства», наметились лишь тенденции «рационализации» управления (В.О. Ключевский, А.Е.Анисимов, В.И. Быстренко, А.В. Макарин, П.М. Шишко).
Еще в XVII в. появляются некоторые элементы бюрократизации: подчиненные друг другу учреждения (Боярская Дума — приказ — наместник), иерархичность должностей (судья приказа — дьяк — подьячие), «прослойка» приказных людей, бумажное делопроизводство. Вместе с тем государственные учреждения характеризуются нечеткостью разделения функций, громоздкостью аппарата, отсутствием системы подготовки квалифицированных специалистов-управленцев. «В московском государстве почти все совершалось не на основании общих соображений, а частными мерами, оно управлялось не законами, а распоряжениями» (Чичерин, 1856, 577). Влияние, оказанное длительным существованием института кормления на управленческую практику, было исключительно велико, эта традиция была одним из основных препятствий становления административной функции государства. «Кормление— не вознаграждение за правительственный труд, а награда за службу придворную и военную, какая лежала на служилом человеке и отправлялась безвозмездно: управление городом или волостью не считалось службой» (Ключевский, 1989, т. 2, 315). Подлинной целью кормления для служилого человека был доход, а для великого князя раздача кормлений была способом награды за службу при дворе.-
-----427-----
Произвол кормленщиков вынуждал на введение ограничений: так появились городовые приказчики, в ходе земской реформы 1555-1556 гг. черносошные, дворцовые крестьяне и посадские люди получили право избирать старост, земские органы управления. Но роль этих институтов была крайне незначительной в силу слабости социальных связей: общее отношение к управлению по-прежнему основывалось на принципах «кормления от дел», «местничества». Кроме того сохранялось стремление государства уклоняться от решения проблемы управления, прежде всего в плане финансирования (отсюда проблема «неответственного правления»).
В допетровское время «правительственные функции перепутаны, неудачно сгруппированы, группировка их была произведена не по главным отраслям государственного устройства (суд, администрация, контроль), а по мелочным и случайным отраслям государственного хозяйства» (Анисимов, 1997, 4-5), На этот факт указывали ранее М.М. Сперанский, К.Н. Невелик, А.Н. Филиппов. Реорганизация управления, связанная с процессом собирания Руси, проводилась бессистемно, под воздействием подчас случайных, временных обстоятельств: приказы возникали и исчезали, различные отрасли соединялись в одном приказе, а отрасли одного и того же дела раздавались по разным приказам. Так, финансовое дело было раздроблено по всем приказам, правосудие, военное дело — по нескольким. Формирование приказной системы было неразрывно связано с традицией восприятия власти: само слово «приказ» (родовой термин для центральных учреждений) предполагало не делегирование полномочий, не отделение функций, а деятельность по повелению царя. Анализируя постепенный процесс рационализации управления, следует отметить Судебник 1497 г., который изображает приказы в момент их превращения из личных поручений в постоянные ведомства, в момент перехода «от управления посредством лиц к управлению посредством учреждений» (Ключевский, 1989, т.2, 317—318). Но в этот период различия фактически не просматривались: руководство приказами находилось в ведении приближенных к царю бояр, в соответствии с правилами местничества. В связи с этим попытки дать классификацию приказов встречали и встречают серьезные затруднения. Так, в 1902 г. правовед М.М. Богословский полагал, что данная проблема навсегда останется «квадратурой круга русского права».
«Петр Великий и его реформа— наше привычное стереотипное выражение» (Ключевский, 1989, т. 4, 189). Анализируя роль петровских
-----428-----
преобразований в процессе выделения административной функции государства, мы сталкиваемся с проблемой соотношения внутригосударственных, внутрикультурных процессов России того времени и специфики политической культуры самого реформатора.
Не пытаясь вслед за представителями школы государственников объяснять изменения государственной машины исключительно внутренней логикой развития государства, следует указать на невозможность приписывать исключительно Петру определяющую роль при проведении реформы. Тот факт, что иностранцы, наблюдавшие за ходом петровских преобразований, оставили в своих записках «впечатление сравнительной ограниченности личной сферы влияния государя» (Милюков, 1905, 542), свидетельствует о том, что сам феномен реформ формировался под влиянием политической культуры Петра, его сподвижников и противников в русле традиций политической культуры.
Кризис рубежа веков, проявившийся прежде всего в социальной сфере, «в недееспособности армии и всей системы служилых чинов, которые эту армию составляли» (Анисимов, 1995, 135), делал реформы неизбежными. Война (и ее первые неудачи) ускорила назревшие реформы, она «указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной» (Ключевский, 1989, т.4, 57). Но это не могло означать «реформы без реформатора», как полагал Милюков. Управленческие реформы, осуществляемые Петром, проходят параллельно нововведениям в иных сферах общественной жизни, подчас опережают их. Складывается впечатление, что Петр четко осознавал роль государственной функции управления, связывал с эффективностью системы (он строил именно систему) управления успехи в иных областях государственного хозяйства. Системность и целенаправленность петровских преобразований позволяют определить эти реформы как первые административные реформы в истории государства российского. Они имели своей целью установление и поддержание социальной стабильности.
Преобразования первого этапа (конец XVI в. — 1711 г.) в сущности мало повлияли на основные принципы управления и в строгом смысле слова могут рассматриваться как предтеча будущих преобразований. К примеру «отмирание» Боярской думы (она прекращает свое существование к 1704 г.) было вызвано прекращением пожалований в думные чины, и «отмирание» здесь может пониматься в прямом смысле. В условиях войны этот орган не мог обеспечить должное управление в силу как своего местонахождения (Москва), так и состава. Созданная в том
-----429-----
же 1704 г. «Консилия министров» являлась аналогом не Думы, «ближнего совета» при Петре, а подобием боярских комиссий, создававшихся и в прежние времена на время отлучек царя из Москвы, в ведение которых поступали все дела, вся полнота власти и обеспечение охраны царской семьи.
Система местного самоуправления, неэффективность которой была выявлена в ходе первых лет войны и восстания под предводительством К. Булавина, была изменена в ходе губернской реформы 1707-1708 гг. В указе от 18 декабря значилось: «для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города» (ПСЗ, 1830, т.4, 436). Данная формула, отождествлявшая интересы государства в лице монарха и населения, в дальнейшем будет подробно развита как идеология. Во главе .губерний были поставлены приближенные Петра, получившие всю полноту и военной, и гражданской власти. Петр предполагал поставить губернаторов под контроль местного дворянства, с этой целью при губернаторе учреждался совет ландратов (дворян). Перенесение этого западноевропейского института на практике не принесло желаемого результата: вместо контрольных функций ландратам были отведены функции сбора налогов. Главной причиной этого изменения являлась неразвитость корпоративных интересов дворянского сословия, недискурсивный характер политической культуры всех социальных слоев. Сказалось также стремление к повышению эффективности управления в условиях войны, которая традиционно связывалась с утверждением единоначалия и централизации. Но неизбежное усиление власти на местах (генерал-губернатор и его аппарат, подотчетность губернаторов напрямую царю) заставили Петра пересмотреть губернскую реформу с целью ограничения власти губернаторов: число губерний постепенно увеличивается, с 1711 г. губернаторы оказываются подчинены вновь созданному Сенату, в 1712 г. вводится трехчленное деление (губерния— провинция — уезд).
В процессе реформирования высших государственных учреждений прослеживаются новые черты и принципы организации. Сенат, как он был создан Петром, не имел ни российских, ни европейских аналогов, не сохранилось планов разработки его устройства. Принципиально новое, нехарактерное для России наименование высшего государственного учреждения (не «приказ», не «совет», не «дума»), название оказывается лишь словом: Сенат в России становится по сути большим московским приказом. В основу его организации были заложены новые для российской системы управления принцип личной ответственности за принимаемые решения (введение присяги при вступлении в должность,
-----430-----
обязанность подписывать протоколы заседаний), принцип коллегиальности (обсуждение «снизу вверх»), принцип подконтролъности. Новшеством было и законодательное закрепление обязательности диспута в процессе принятия решений: «спрашивать снизу по одному и записывать всякое мнение...а когда подпишут все мнения, тогда диспуту иметь. И с той диспуты куда более голосов явитца, так и вершить» (Анисимов, 1997, 31). Вместе с тем сохраняющаяся «приказная традиция» управления оказала на этот институт значительное влияние. В течение нескольких лет Сенат обрастал различными канцеляриями, столами, объединившимися через несколько лет в «Канцелярию сенатского правления», что свидетельствовало об отсутствии четко'й специализации, о нечеткости разграничения функций управления, что создавало условия для произвола чиновников.
Наряду с вновь создаваемыми учреждениями существовали и старые (приказы). Отношения между центральными органами управления не регулировались законом, а осуществлялись в силу уже сложившихся традиций. Примером может послужить иерархия приказов, во главе которой стояли Посольский и Разрядный.
В рамках данного параграфа интересен второй этап реформ (1718-1724 гг.), связанный с учреждением и становлением коллегиальной системы. Если первый этап петровских реформ проходит под давлением чрезвычайных обстоятельств, вне единого плана, то второй этап реформ, начало которому официально положил указ 19 декабря 1718 г., проходил иначе. К этому времени был достигнут перелом в войне со Швецией, отгремели важнейшие битвы (Лесное, Полтава, Гангут), и Петр формулирует основы идеологии государственных преобразований.
Сам факт появления идеологии, основанной на рационализме, интересен и показателен для своего времени. До Петра опорой власти государя были два основания: «традиционное» почитание, во-первых, идущей от Бога власти православного самодержца, во-вторых, устоявшейся иерархии служилых чинов поместной системы. К началу XVIII в. эти основания были нарушены. В связи с эволюцией поместий в сторону вотчин расстроилась система служилых чинов. Традиционная леги-тимность царской власти в силу святости также была поколеблена. Пресечение династии в конце XVI в., Смута, выборы нового царя Земским собором— нарушили традицию наследования престола. Вследствие усиливающейся культурной диффузии, Россия все более испытывает влияние рационалистических идей западной философии Нового времени, которую характеризует окончательный разрыв со средневековыми представлениями о государстве как неподвижной статичной системе.
-----431-----
Таким образом, возникает необходимость поиска новых оснований легитимшсти царской власти, утверждение ее незыблемости. Эту основу и составили идеи камерализма.
Шведская коллегиальная система была наиболее ярким выражением камералистской доктрины, ей присущи были две важнейшие черты: строго функциональный принцип управления и организация учреждений на основе коллегиальности, четкой регламентации, специализации труда, устойчивое штатное расписание и фиксированные размеры жалования.
Центральными принципами организации российской системы государственного управления стали принципы коллегиальности и регламентации. В последнем Петр превзошел шведов, создав в 1720 г. «Генеральный регламент», целью которого стала унификация, единообразие всех центральных учреждений. С остальными принципами Петр поступил, исходя из собственных представлений о степени и границах применимости шведского опыта.
Рационализация организации государственной службы была важным направлением его деятельности. Огромную роль в процессе рационализации управления, формирования новой управленческой культуры сыграл подготовленный Петром «Табель о рангах всех чинов». Целью этого документа было упорядочение чинов, попытка исключить случайности в получении чинов, стремление к объективности, некоторые гарантии продвижения по службе в зависимости как от качеств (система «заслуг и достоинств»), так и от выслуги лет.
Особая роль законодательства в процессе управления стала основой реформаторской деятельности Петра. При этом необходимо указать на существенное противоречие: правовая система в России находится в состоянии зарождения, не существует отраслевого права, но самое главное — в России не сложилось самого понятия «закон». Можно встретить различные наименования актов (регламент, устав, уложение), однако даже в 1830 г., когда создавалось Полное собрание законов, правовед К.С. Неволин делает вывод об отсутствии четкого определения «закона» (Неволин, 1859).
Петру, в ходе административно-территориальных преобразований, с легкостью удавалось перекроить верхние и средние уровни администрации, поскольку «это были чисто фискальные уровни, не связанные с повседневной жизнью» (Говоренко, 1997, 113). Из созданной системы он сознательно исключил нижнюю единицу (в шведской или голландской модели был «приход»). Лишенная низового элемента, которому в
-----432-----
шведской модели принадлежали существенные контрольные функции, российская система стала развиваться иначе.
Стремление к неограниченной власти, характерное для системы управления Московской Руси, продолжало сохраняться прежде всего потому, что роль самодержца в системе власти и управления была огромна и невыполнима. «Законобесие» Петра свидетельствовало о его стремлении участвовать во всех сферах государственного управления, контролировать осуществление государственной власти на всех уровнях. При всем объеме законодательства и стремлении Петра привить поголовное уважение к законам, его собственное функционирование в системе управления внушало, закрепляло на основе социального опыта представление об ограниченности законов.
Кроме того, в России в силу отсутствия даже формального сослов-но-представительного органа власти, при отсутствии местного самоуправления система управления была бесконтрольной. Бесконтрольность усиливалась по причине традиционной неразделенности административной власти и судебной, а также власти и собственности (Гайдар, 1997).
Петру не удалось разделить на уровне центральных учреждений судебные и административные функции, несмотря на то, что отделение суда от администрации, придание судебной функции самостоятельности и независимости, было одним из центральных моментов его преобразований. Суд по земельным делам остается в ведении Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав государства рассматриваются Камер-коллегией. На местном уровне надворные и нижние суды постепенно перешли в подчинение местной администрации (оказались зависимыми от губернаторов и воевод). Завершением этого процесса стала официальная передача функций общегражданских судов губернаторам и воеводам. Стремление местной администрации к объединению административной и судебной функций неразрывно связано с традиционным стремлением к полновластию, власти безоговорочной, безграничной. Отделение суда от администрации не только ослабляло бы последнюю, но и лишало значительного источника дохода.
Если в странах западной Европы появляются постепенные тенденции к ограничению государственной власти со стороны формирующихся институтов гражданского общества, то в России сохраняются тенденции к дальнейшему усилению государства и слабость гражданского общества.
-----433-----
Деформация заложенных Петром «европейских» принципов организации государственного управления происходила постепенно, под воздействием социальной практики, многое проявилось еще при жизни реформатора. К примеру, факты произвола и воровства ближайших сподвижников Петра, возглавлявших важнейшие должности в «рациональной» машине государственного устройства, приводили его в недоумение и ярость, но Петр был фактически бессилен перед ними — ему пришлось бы действительно повесить каждого, «кто украдет хотя бы на веревку», и остаться в одиночестве.
С точки зрения социологического анализа, изменения в управленческой практике за следующие десятилетия после петровских преобразований отразили степень приемлемости того или иного нововведения в управленческой практике. Хотя реформы и носили в основном необратимый характер, не все идеи укоренились. Преобразования затронули в основном население городов центра России. С этого периода наблюдается раскол, противоречие культур «центра» и «окраин», «города» и «деревни». «Изменить государственный строй труднее, чем одеть часть населения в новое платье, составить новые полки или построить новые суда, но легче, чем изменить нравы или сословный строй» (Милюков, 1905, 345). В среде петровского окружения едва ли можно найти ярких его противников, проследить борьбу идеологий: слишком яркой и властной личностью был император, кроме того, не сформировались группы интересов в среде правящей элиты, которую составляли лично преданные Петру люди.
Противодействие его преобразованиям было, скорее, скрытое, стихийное, в силу традиций («четыре страшных мятежа и три-четыре заговора— все выступали против нововведений» — Ключевский, 1989, т. 4,(199).
Оформленное реформами чиновничество еще не играет значительной роли, напротив, в период дворцовых переворотов, особую роль при осуществлении властных функций начинают играть дворяне, гвардия. В России не сложилось дворянство и вассальные отношения в европейском смысле, но под влиянием европейских традиций на протяжении XVII в. положение дворян изменяется. Е.Т. Гайдар, исследуя российскую историю, традиции политической культуры, справедливо отметил, что в России само государство формировало независимые от себя структуры. Начало этому было положено в петровское время (Петр пытался привить русским дворянам такие понятия, как дворянская честь, дуэль). В 1730 г. уже была предпринята первая попытка ограничения власти монарха со стороны дворянства — составление Кондиций для Анны Иоановны, что свидетельствовало об осознании дворянством своих корпоративных интересов.
-----434-----
Эти тенденции сохраняются, развиваются при Екатерине II, административные преобразования которой носили не самостоятельный, а приспособительный характер. Ее правление можно четко разделить на два этапа: до и после пугачевского восстания. «Просвещенный абсолютизм», увлечение идеями французских просветителей нашли свое отражение в «Наказе» императрицы для уложенной комиссии. Здесь в соответствии с ее идеологией утверждалось, например: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства» (Наказ, 1907, 3). Уникальность этого документа состоит в том, что отраженные в нем «идеи западных мыслителей не стыковались с российской действительностью» (Ключевский, т.5, 93). «Наказ» — скорее, дань общеевропейским тенденциям, носившим в России традиционно поверхностный характер.
Мудрость Екатерины II, отмечаемая историками и закрепленная титулом «Великая», заключалась прежде всего в том, насколько тонко эта немка сумела уловить и усвоить важнейшие традиции взаимоотношений власти и народа, места и роли монарха в системе государственной власти и управления, благодаря чему она сумела стать, пожалуй, самой русской царицей. В 1782 г. Екатерина призналась: «Я в душе республиканка и деспотизм ненавижу, но для блага народа русского абсолютная власть необходима» (История государственного, 1999, 181), Екатерина полагала, что закон пишется не для монарха — «естественным ограничителем его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность» (Анисимов, 1996, 167).
В 1775 г. осуществляется реформа местного управления (Я.Сиверс, П.Завадовский, А.Вяземский, Г.Ульрих под руководством Екатерины). Необходимость реформирования системы местного управления стала очевидна для Екатерины во время крестьянской войны Пугачева, когда не удалось подавить восстание, предотвратить территориальные захваты. Суть реформы заключалась в разукрупнении губерний (их стало 50), а также в централизации местного управления, в результате чего местное самоуправление утратило свое значение. Важной задачей реформы признавалась необходимость «судебные места отделить от губернских правлений». Отделение суда от администрации предполагалось путем создания особой системы судебных учреждений по сословному принципу. Кроме того, в состав новых губернских учреждений (75 штатных чиновников) треть чиновников избирали дворяне (совестного судью, десять заседателей верховного земского суда, двух заседателей совестного суда, десять заседателей в верхнюю расправу), треть чиновников,
-----435-----
избираемых из дворян, утверждал Сенат. Но поскольку реформа затронула только уровень местного управления, на уровне государства не было проведено четкого разделения властей, судебные органы все равно оставались зависимыми от исполнительной власти, глава уездной администрации (исправник) председательствовал в нижнем земском суде, который ведал полицией и порядком в уезде (на местном уровне эта система замыкалась на губернаторе).
Существенной особенностью, сказавшейся на стиле и чертах правления Екатерины II — стало то, что, в отличие от Петра, она была вынуждена считаться с дворянством. В 1762 г. Н.И. Паниным был предложен проект учреждения Совета, что практически означало попытку придать законные основания группе дворян, принимавших участие в управлении государственными делами. Совет не должен был сливаться с монархом— на его долю приходилась подготовка законодательных актов. Екатерина подписала указ, но не дала делу ход, поскольку воспринимала законодательное определение и закрепление функций Совета как ограничение собственной власти.
Важнейшие корпоративные права дворянского сословия были установлены двумя актами: Учреждением о губерниях 1775 г. и Жалованной грамотой 1785 г. Дворяне получили право создавать губернские дворянские общества и собрания, избирать должностных лиц для сословного управления (по отраслям администрации и суда), получили право петиции к высшей власти.
В XIX в. происходит интенсивное развитие рыночных отношений, что является одной из причин усложнения инфраструктуры общества. В этих условиях старый аппарат управления оказывается не в состоянии руководить: целые отрасли народного хозяйства, ориентированные на обслуживание населения, остались вне поля зрения чиновников (Гера-сименко, 1995), в связи с чем предпринимаются попытки изменения принципов организации государственного управления.
Административные реформы начала XIX в. являлись незначительными в сравнении со своими планами и проектами реформаторов, прежде всего М.М. Сперанского. «Он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время» (Ключевский, 1989, т.5, 199). Однако, кроме Сперанского, свои идеи по устройству России высказывали Н.Н. Новосильцев, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Начало XIX в. может быть названо скорее «эпохой великих проектов», нежели эпохой преобразований. Анализ идей и проектов позволяет говорить о развитии отечественной административной мысли, становления научного подхода в управлении.
-----436-----
Примечательно, что в начале XIX в. уже существовало несколько моделей развития страны, однако в этот период идеологическая борьба разногласия внутри правящей элиты по поводу реформ тщательно скрывались.
По восшествии на престол Александр обещал управлять народом, врученным ему Богом, «по законам и по сердцу» бабки Екатерины, «вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным нашим» (ПСЗ, 1830, т,26, 538). Это давало дворянам некоторые надежды на расширение своих политических прав и более активное участие в управлении.
Достижение этого общего процветания связывалось с эффективной системой государственного управления. Возникшие за длительное время государственные учреждения, управлявшиеся «по случаю» в течение всего послепетровского периода, не имели в большинстве своем ясной очерченной сферы деятельности и четких пределов компетенции. Можно согласиться, что существовали два стремления эпохи — «уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность» и сохранение незыблемости основ строя. Поскольку принцип функционирования монарха в системе власти сохранялся, «уже одно упорядочение системы управления, ликвидация в ней анархии, четкое распределение функция между ведомствами автоматически влекло за собой ограничение самодержавия» (Томсинов, 1991, 143). Отсюда — и противоречия в решении любых вопросов (социально-политических, кодификационных, финансовых), а в конечном итоге — и неудача реформаторского процесса, ставшая очевидной в событиях декабря 1825 г.
Одна из первых существенных реформ, затронувшая принципы государственного управления, — замена коллегиальной системы системой министерств, закрепленная Манифестом 1802 г. В данном случае в ходе реформы был закреплен сложившийся на практике порядок. Коллегии, потерявшие свое значение еще при Екатерине, были преобразованы в восемь министерств с кабинетом министров (правительством), что могло послужить шагом к выделению самостоятельной исполнительной власти. На деле же Кабинет министров соединял функции различных государственных учреждений «местом совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками» (Мироненко, 1989, 40).
Изъянами реформы 1802 г. могут быть названы недостаточная ответственность министров, несовершенство распределения полномочий, неудовлетворительность внутренней организацией. Эти изъяны были указаны М.М. Сперанским и отчасти устранены «Общим учреждением
-----437-----
Министерств» 25 июня 1811 г., утвердившим общий устав, уставы отдельных министерств.
Преобразования начала XIX в. интересны еще и потому, что в этот период можно проследить борьбу различных социальных групп за право определять направление административных реформ путем воздействия на императора.
Главной целью плана, предложенного Сперанским в 1809 г., было установление в России законности, того начала, на отсутствие которого указывали и государственные деятели, и население империи. Для достижения этой цели предполагалось дать России совершенный свод действующего законодательства, затем ввести такой порядок, при котором господство закона стало бы действительностью.
Особенностью этого плана является подробное, концептуальное обоснование необходимости и характера реформы (Сперанский, 1961}. План М.М. Сперанского построен на идеях Ш.-Л. Монтескье, очевидны заимствования из французских конституций. Но разделение властей в проектах Сперанского обладало «российской» спецификой: этот образ правления «должен быть расположен на настоящей самодержавной Конституции» (Сперанский, 1961, 164).
Замысел Сперанского не был осуществлен. Отдельные элементы его плана нашли свое применение в практике государственного управления, но в целом система не претерпела изменений. Начинать реформы необходимо было с введения Конституции, которая определила бы основные контуры новой системы, правила ее функционирования, но в тот период это казалось невозможным. Ни один российский самодержец не рискнул поставить над собой беспристрастный, равный для всех закон, чтобы действовать исходя не из своей воли, а из общепринятых правил.
В то же время М.М. Сперанский переоценил возможности и силы центральных учреждений и пренебрег действительным установлением представительного правления, местного самоуправления, механизмов контроля со стороны общественного мнения, которое предстояло еще формировать и развивать. В его записках прослеживаются противоречия между теми идеями французского просвещения, которые он заимствует, и теми принципами, которые он формулирует исходя из российской специфики.
М.М. Сперанский точно установил противоречие между необходимостью в новом общественно-политическом устройстве и отсутствием соответствующего «человеческого материала», который обладал бы иной системой ценностей. Недостаток кадров, изменение управленческой культуры он пытался повысить путем образования. Указ 6 августа
-----438-----
1809 г. восстанавливал критерии, которым должны были отвечать служащие государственного аппарата. В числе требований, предъявляемых к чиновникам, — обладание «твердым отечественным образованием», продвижение по службе «действительными заслугами и отличными познаниями». Несмотря на то, что указ об обязательной аттестации был отменен в 1834 г., образование всегда было важным критерием степени пригодности к государственной службе.
Огромное количество конституционных проектов, разработанных в первой четверти XIX в., свидетельствовало об интенсивности поиска эффективной системы государственного управления. Влияние опыта общения с европейскими державами, в том числе и во время иностранного похода русской армии, было огромно. Не случайно большинство проектов от самых радикальных («Русская правда» П.Пестеля) до самых консервативных (проекты Н.Н. Новосильцева и П.А. Вяземского) написано под влиянием французских конституций различных лет, польской Конституции 1815г..
Результатом полуторавекового процесса преобразований в сфере управления можно считать формирование в России административной элиты. В первой половине XIX в. элиту бюрократической иерархии составляли члены Государственного Совета и министры (II-III классы), сенаторы (II-IV классы), генерал-губернаторы (II-III классы), директора министерских департаментов (III-IV классы), губернаторы, попечители учебных округов (IV класс), управляющие казенными палатами, губернские предводители дворянства (V класс). Занимающие эти должности чиновники имели возможность устного и письменного общения с носителем верховной власти — императором. Они имели возможность участвовать в определении курса политики и являли собой правительственные верхи. В 1857 г. эту группу составляли около 2,5 тысяч чиновников из более 86 тысяч чиновного аппарата (Российская, 1998, 128). Бюрократическая элита была исключительно дворянской. Одной из целей реформы было укрепление позиций дворянства, социальной опоры российского самодержавия, расширение его участия в государственном управлении. Дворяне составляли абсолютное большинство во всех высших органах государства. Таким образом, участие элиты в процессе принятия управленческих решений существенно расширилось.
Такие исследователи, как П.А. Зайончковский, Н.П. Ерошкин, полагают, что, в отличие от западноевропейской бюрократии, верхний слой российской дореформной бюрократии имел невысокий уровень управленческой специализации, которая была недостаточна в условиях установившейся с начала XIX в. более четкой отраслевой специализа-
-----439-----
ции отдельных звеньев государственного аппарата. Отсюда и «бюрократический дилетантизм» части высших чиновников, имевших иногда не очень четкое представление о вверенных их управлению ведомствах. Но все-таки в вопросах организации и функционирования государственной службы происходят постепенные изменения в направлении рационализации процесса управления, в выделении функции управления, специализации.
Особенностью реформ Александра II было то, что предстоящие реформы обсуждались достаточно широко: в среде политической элиты разрабатывалось, обсуждалось несколько различных проектов, реформы не держались, в тайне. Роль советников царя («либеральной», или «просвещенной», бюрократии) была огромна: «в разработке и осуществлении реформ власть, бюрократия в известном смысле шла впереди общества» (История государственного, 1999, 237). В это время сформировались две концепции модернизации государственного устройства. Первая базировалась на том, что экономическая модернизация невозможна при сохранении авторитарного режима. Вторая предполагала сохранение самодержавия.
Либеральные бюрократы (Н.А. Милютин, П.А. Валуев, П.А. Шувалов) выступали за модернизацию системы государственной власти и управления без радикальных преобразований. Они ратовали за введение конституционного правления, народного представительства на общегосударственном и местном уровнях. Схожие позиции занимали К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин, теоретики «государственной школы», поскольку считали именно самодержавие гарантом политической стабильности в условиях введения всесословного народного представительства. Таким образом, представительные органы должны были поддерживать власть монарха, а не противостоять ей.
Спецификой реформ можно считать и то, что реформы шли «пакетом», последовательность реформ отражала внутреннюю политику укрепления власти монарха, совершенствование структур исполнительной власти, создание органов всесословного представительства.
Модернизация аппарата началась образованием в 1861 г. Совета министров, на который было возложено обсуждение мероприятий общегосударственного значения. Он не имел отдельной исполнительной власти, но его резолюции имели силу высочайших повелений. Фактически Совет являлся необходимым орудием и средством контроля за деятельностью министерств и их реорганизацией со стороны монарха. «Он призван был воплощать идею коллегиального, единого правительства и в значительно большей мере, чем другие органы, стал выражать харак-
-----440-----
терную для России государственность» {История государственного, 1999, 242).
Этой же самой цели — усилению монаршего контроля над администрацией, государственными служащими— отвечала и реорганизация Императорской Канцелярии. Поскольку в управлении страной царь использовал централизованный иерархический госаппарат, являясь его единственной «вершиной», то существовала необходимость постоянного контроля. Канцелярия была учреждена Николаем именно для этой цели. На деле, создание новых бюрократических структур